Интеграция методов обучения и воспитания детей с ОВЗ

 

Анастасия ЧЕРНЫШОВА,

воспитатель детского сада № 402 г. Казани

Интеграция – процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству учреждения. С другой стороны, учреждение готовится к работе с детьми с ОВЗ, создает специальные условия для обучения и воспитания.

Сторонники интеграции доказывают необходимость использования методов воспитания и обучения  детей ОВЗ в обычных стандартных условиях общеобразовательных учреждений.

Педагогическая интеграция подразумевает совместное воспитание и обучение детей независимо от их физических, психических и интеллектуальных возможностей.

Интеграция детей с нарушениями в развитии предполагает не просто обучение и воспитание детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками, а совместную жизнь всех воспитанников в стенах дошкольных  и школьных  учреждениях.

Самыми эффективными моделями интеграции являются интернальная, внутри системы специального образования и экстернальная, где взаимодействуют системы специального и общего образования.

При интернальной интеграции совместное обучение и воспитание возможно для детей с нарушениями слуха, зрения и с нарушением интеллекта.

При экстернальной интеграции возможно обучение и воспитание детей с нормальным психофизическим развитием и детей с задержкой психического развития, а также при обучении в одном классе обычных детей с слабовидящими и слабослышащими.

Выделяют формы интегрированного обучения детей с нарушениями в развитии:

комбинированное, когда ребенок с ОВЗ может обучаться в классе со здоровыми детьми, получая при этом постоянную помощь со стороны учителя-дефектолога, логопеда, психолога;

частичное, когда дети с ОВЗ не могут на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной программой, поэтому, часть дня они проводят в специальных классах, а часть дня в обычных;

временное, когда дети, обучающиеся в специальных классах, и дети обычных классов объединяются не реже двух раз в месяц для совместных праздников, прогулок, соревнований, отдельных мероприятий, которые несут воспитательное значение;

полное, когда несколько детей с ОВЗ, например с нарушением речи, слабовидящие дети, входят в обычные группы детского сада или класса.

Теория и практика позволяет выделить 4 характерных этапа социально-образовательной интеграции:

1-й этап – период раннего детства;

2-й этап – дошкольное образование;

3-й этап – школьное обучение;

4-й этап – профессионально-трудовая ориентация.

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми ОВЗ, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное воспитание и образование. Педагоги должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, должны ориентироваться в методах и технологиях организации образовательного, воспитательного и реабилитационного процесса для таких детей.

Организуя процесс интегрированного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательном учреждение, необходимо создание определенных условий. Только их совокупность обеспечит полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Методы обучения и воспитания – это способы педагогического воздействия, которые имеют свои цели, задачи и представляют собой целостную структуру.

Под методами обучения понимают упорядоченные способы взаимодействия педагога и учеников с целью передачи знаний, умений и навыков, развития познавательных способностей. В соответствии с наиболее распространенной классификацией методов об организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы ее стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля.

Общепедагогические методы и приемы обучения используются в специальной педагогике с учетом особых образовательных потребностей ученика и специфики коррекционно-педагогической работы с ним. Важным пунктом является взаимодополняемость методов. На начальных этапах обучения детей с ОВЗ ведущими являются наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения, тогда как на более поздних этапах обучения в основном используются словесные методы с дополнением наглядных и практических методов.

Система методов специального воспитания включает психолого-педагогические способы помощи в  становлении и развитии личности ребенка с ОВЗ. В специальной педагогике процесс воспитания решает не только общепринятые воспитательные задачи, но и обеспечивает удовлетворение особых потребностей  в воспитании каждой категории лиц с ОВЗ. Кроме того, процесс воспитания направлен на формирование социальных, коммуникативных, поведенческих и других навыков, личностных качеств.

Процесс становления, развития и социализации ребенка с ОВЗ подразумевает под собой процесс его образования, неразделимо интегрирующего обучения и воспитания. Именно такое, устойчивое представление сформировалось в педагогическом сознании в современных условиях.

Список литературы

  1. Аксенова Л.И. Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики. //Дефектология – № 3. – 2016. – 15 с.
  2. Зайцев Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. //Педагогика. – № 1. – 2015. – 23 с.
  3. Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 143 с.
  4. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 239 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
  5. Рачковская Н.А. Инклюзивное образование как фактор социальной абилитации учащихся с инвалидностью [Текст] : учеб.-метод. пособ. – М. : ИИУ МГОУ, 2015. – 158 с.