Инновационные здоровьесберегающие технологии и спортивные игры в работе с детьми дошкольного возраста
№215
(Проектная работа)
Лариса ИВАНОВА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада №146 г.Казани
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья. Формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка. Современные воспитанники испытывают двигательный дефицит. Ведут малоподвижный образ жизни, так как большую часть времени проводят в статическом положении. В связи с этим участились хронические заболевания. Заболевания опорно – двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Поэтому именно сейчас необходимо заинтересовать ребенка в спортивной деятельности, используя ее моделирование, так как она будет способствовать обеспечению всестороннего физического развития ребенка, оздоровлению, воспитанию положительных нравственно – волевых качеств личности.
Актуальность проекта
В современном обществе даже взрослому порой не просто разобраться во всем разнообразии видов спорта. Одной из задач физического развития дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является развитие двигательной деятельности, формирование начальных представлений о видах спорта. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для закаливания здоровья, овладения элементарными необходимыми двигательными умениями, приобщения к спортивной деятельности. В этом возрасте ребенок очень любознателен. Если заинтересовать ребенка, то с этого возраста он начнет свою нелегкую, длинную, но увлекательную дорогу в большой спорт. Успешность приобщения детей дошкольного возраста к спортивной деятельности зависит от моделирования данного процесса, которое, в свою очередь, способствует развитию интереса и стремлению к участию в спортивной деятельности.
Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
– создание условий для становления у детей ценностей здорового образа жизни;
– развитие представления о своем теле и своих физических возможностях;
– приобретение двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;
– формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами;
– приобщать родителей и воспитателей к совместной работе по укреплению здоровья детей и приобщению их к спортивной деятельности.
Целевая группа проекта: дети старших групп, воспитатели, родители,
инструктор по физической культуре.
Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну).
У современных детей имеются отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, координации движений и ловкости. Поэтому необходимо разработать и внедрить в практику комплекс мероприятий по формированию спортивного интереса у детей дошкольного возраста, а так же повысить активность родителей и воспитателей в совместной работе по укреплению здоровья и приобщению их к деятельности, моделируя спортивную деятельность.
Ожидаемые результаты реализации проекта
- В ходе организаций физкультурных занятий и спортивных мероприятий у детей дошкольного возраста будет сформирована потребность в физической культуре и спорте.
- Вследствие моделирования спортивных ситуаций повысится уровень показателей физических качеств детей старшего дошкольного возраста: быстрота, ловкость.
- В работе по укреплению здоровья детей и приобщению их к спортивной деятельности повышается активность родителей и воспитателей.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (с 10 по 25 февраля).
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный (с 10 февраля по 13 февраля).
– Изучить методическую литературу в соответствии с ФГОС ДО.
– Создать картотеку подвижных игр, в соответствии с национальным региональным компонентом (Приложение 1).
– Разработать презентации на тему: «Детям о спорте», «Спортивные объекты универсиады».
– Проведение индивидуальных бесед с родителями по вопросам приобщения детей к спорту. Подготовить консультацию для родителей и воспитателей на тему: «Здоровый ребенок – это счастье родителей» (Приложение 2).
– Подготовить мастер- класс на тему: «Казань спортивная столица» (Приложение 3)
– Разработать конспект образовательной деятельности на тему: «Детские олимпийские игры» (Приложение 4)
– Изготовить спортивные атрибуты.
- Основной (с 17 по 25 февраля)
– Предоставление презентаций детям старших групп на тему: «Детям о Спорте», «Спортивные объекты универсиады».
– Проведение консультации для родителей и воспитателей на тему: «Здоровый ребенок – это счастье родителей».
– Организация мастер-класса для детей старших групп и их родителей: «Казань спортивная столица».
– Организация образовательной деятельности на тему: «Детские олимпийские игры».
– Проведение совместной экскурсии с детьми и родителями в среднюю школу.
- Заключительный (25 февраля)
– Оформление фотовыставки на тему «Я спортсмен».
– Предоставление презентационного материала на педагогическом и методическом объединении.
Заключение
Вследствие реализации проекта у дошкольников старшего возраста будет повышаться интерес спорту, выработается устойчивая мотивация к занятиям спортом. Положительное влияние он окажет на физические качества (быстроты, ловкости, координации). Повышается активность родителей и воспитателей в работе по укреплению здоровья и приобщению детей к спорту. Участие родителей в совместной деятельности наполнит ее новым содержанием, позволит использовать пример взрослых в физическом воспитании детей, развивать его среди других родителей. Показ материала, мастер-класса, досуг, в котором будет спортивная деятельность, а так же совместная экскурсия в Центр гимнастики в г. Казань окажут положительное влияние на физическое, психическое и эмоциональное благополучие детей. В результате проделанной работы дети старшего дошкольного возраста начнут посещать спортивные кружки, а данный проект будет использоваться в работе с различными возрастными группами и в других дошкольных организациях.
Литература
- Веракса, Н.Е, Комарова Т.С, Дорофеева, Инновационная дошкольного программа дошкольного образования «От рождения до школы».Издание 6-е — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
- Шаехова Р. К, Региональная программа дошкольного образования. Төбәкнең мәктәпкәчә белем бирү программасы. – РИЦ, 2012. – 208 с.
- Новикова И. М, Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Шорыгина Т.А, Спортивные сказки. Беседы с детьми о спорте и здоровье. – М.: Сфера, 2015. – 64 с.
- Веракса Н. Е, Веракса А. Н, Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
- Степаненкова Э. Я, Сборник подвижных игр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
Приложение №1. Картотека подвижных игр, в соответствиис национальным региональным компонентом «Шалкан» (с использованием ИКТ)
Воспитатель. Ребята, давайте, вспомним сказку «Репка», сколько героев в сказке? (с использованием интерактивной доски педагог напоминает детям, сюжет сказки «Репка»)
Объясняем правила. Ребенок стоит напротив своей команды (он «Репка»).
Первый ребёнок добегает до «Репки», оббегает ее и возвращается обратно, берет другого ребенка, вместе бегут до «Репки» оббегают ее и возвращаются обратно и т. д. пока все участники команды не пробегут, последний берёт за руку «Репку» и они все вместе бегут обратно.
Воспитатель. Наши веселые для здоровья задания закончились. В нашей встрече нет проигравших – выиграли все! Игра помогла нам подружиться со спортом, и получить несколько капель здоровья.
А как вы думаете – здоровый человек это хорошо или плохо? (Ответы детей.) Правильно!
Воспитатель.
Все сегодня удальцы!
Все сегодня молодцы!
Состязались вы с задором,
Пусть никто не стал призёром,
Вы везде сражались дружно,
Победила все же дружба.
Серый волк
На площадке на расстоянии 20 – 30 м чертят две линии. Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, волк прячется за одной чертой (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне за другой чертой. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает. Дети хором отвечают.
– Вы, друзья, куда спешите?
– В лес дремучий мы идем.
– Что вы делать там хотите?
– Там малины наберем.
– Вам зачем малина, дети?
– Мы варенье приготовим.
– Если волк в лесу вас встретит?
– Серый волк нас не догонит!
После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:
– Соберу я ягоды и сварю варенье,
Милой моей бабушке будет угощенье.
Здесь малины много, всю и не собрать,
А волков, медведей вовсе не видать!
После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово – туда, где прятался сам.
Правила игры. Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут привнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.
Приложение 2. Консультация для родителей и воспитателей на тему «Здоровый ребенок – это счастье родителей».
Ранний возраст – важный период в формировании личности, период, когда закладываются основы физического здоровья. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Очень важно вовремя научить малыша правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть кистями и пальцами рук, выполнять движения в соответствии с текстом, управлять мышечным напряжением.
Движение – основа восприятия и переработки информации об окружающем мире. Именно в процессе движения, сопровождаемого словами, песенками, прибаутками, музыкой, решаются задачи речевого развития ребенка:
– прогрессирует понимание речи;
– обогащается активный словарь;
– начинается фразообразование;
– усложняется наглядно-действенное мышление;
– естественно происходит развитие мышечной системы и двигательных навыков;
– формируется эмоционально-волевая сфера.
Уровень сформированности двигательных навыков ребенка раннего возраста является показателем нормального или патологического развития.
Утренняя зарядка способствует активному переходу от сна к бодрствованию. Она позволяет сохранить бодрость и работоспособность в течение всего дня. Недаром говорят: «Зарядку делай каждый день – пройдут усталость, вялость, лень!». Наконец, утренняя зарядка – это первый шаг на пути к спорту.
Утренняя зарядка – самый доступный для всех вид физической культуры. Ёе можно делать самостоятельно, однако занятия физическими упражнениями в коллективе, с родителями, всей семьей проходят интереснее, веселее, продуктивнее.
«Мне надо много двигаться»
Поддерживайте ребенка в его стремлении быть активным и создавайте условия для этого. Именно движения делают ребенка выносливым, ловким, сообразительным.
Сколько должен двигаться здоровый ребенок в течение дня? Двигательная активность зависит от индивидуальных особенностей. Дети со средней активностью, как правило не вызывают у родителей тревоги: поведение у них уравновешенно, они не переутомляются, такой ребенок бегает, прыгает столько, сколько может.
Другое дело – дети с повышенной активностью. Они не уравновешенны, не могут регулировать свое поведение, быстро переутомляются, не склонны к выполнению упражнений, требующих точности, координации. Ни в коем случае резко не прекращайте двигательную активность ребенка. Переход должен быть постепенным.
Малоактивные не склонны много бегать, предпочитают играть в песочнице, что вполне устраивает родителей. Однако, надо знать, что у таких детей медленнее формируются двигательные навыки. Им не хватает ловкости, выносливости, они избегают подвижных игр со сверстниками.
Как сделать, чтобы ребенок хотел двигаться? Эту задачу поможет решить совместная деятельность детей и взрослых (предложите догнать вас). Хорошо активизируют действия малыша игрушки (мяч). Не теряйте времени, приступайте к обучению ребенка основным движениям. Прежде всего — создайте условия! В распоряжении малыша должны быть разнообразные игрушки, пособия (каталки, машинки, ящики и коробки, дорожки из клеенки, надувные бревна, мячи…).
Движение требует пространства. Выделите в комнате место, где малыш может свободно двигаться.
Необходимо также проводить специальные занятия, привлекать ребенка к участию в подвижных играх, делать с ним утреннюю гимнастику.
Приложение 3. Мастер класс для детей старших групп и их родителей «Казань спортивная столица».
Одним из видов соревнования, стала художественная гимнастика. Сколько ловкости нужно гимнастам, что бы управляться с гимнастической лентой. Теперь мы с вами попробуем, встанем лицом к экрану, чтобы видеть, какие геометрические фигуры будем изображать. Круг, Волна, Спираль. (Слайд)
– Молодцы! Отлично, с этим заданием мы с вами отлично справились.
– А сможем ли мы с вами на миг включить всю свою фантазию, и стать теннисными ракетками. Принимаем формы или берем в руки воображаемые ракетки. А у меня есть мячики (сделаны из бумаги).
– Молодцы! Теперь, мы, достойны, войти в коллекцию ракеток Марии Шараповой.
А в перерывах между соревнованиями, чтобы зрители не скучали, им устраивают, различные соревнования, игры, переклички и многое другое, и мы с вами поиграем.
Наша задача лопнуть как можно больше мыльных пузырей правой рукой, при этом левую руку нужно спрятать за спину, не наталкиваясь друг на друга, и так – поехали! (Усложнение: обе руки спрятать за спину и лопать мыльные пузыри головой.)
– Следующим, событием мирового масштаба стали «Водные виды спорта» прошедшее в 2015 году в Казани.
– И мы с вами сейчас станем пловцами, поделимся на 2 команды. Вспоминаем все виды плавания. И так, каждая команда плывет по своей дорожке, вид плавания, в одной команде не должен повторяться.
– Начали!!! Побеждает та команда, которая приплывет быстрее, а зал помогает следить, чтобы не было повторов.
– Молодцы, и даже в водных видах, вам нет равных.
– Не забывайте, что в ближайшее время у нас пройдет «Чемпионат мира по футболу»
– Для этого сделаем круг и немного разомнемся (проводится игра с воображаемым мячом). Представим, что у нас в руках мяч. Представили? Какой он? А теперь слушаем меня внимательно. Подкинули мяч, и начали, правой рукой, левым локтем, набиваем коленом, а теперь правая пятка, а теперь вот так, а потом головой.
– Вот теперь я вижу, что вы готовы к чемпионату по футболу.
И вновь собираем свои команды, один из вас будет вратарь. Ставим вратаря на вороты. И начали!!! Играем до первого гола (игра проводится фитболом).
– Каждое спортивное мероприятие сопровождает символика, а так же олимпийский огонь (факел), который символизирует мир на земле, и мы с вами сегодня его разожжем. — Всем спасибо, за внимание.
Приложение 4. Сценарий спортивного праздника для детей старших групп «Детские олимпийские игры».
Инвентари: мячи, фишки, модули, дуги, обручи, мешочки, эстафетные палочки.
Ход праздника
(Под марш Ермолова «Так держать» дети трёх старших групп входят на площадку и втают на свои места.)
Ведущий. Приветствую вас, участники соревнований, воспитатели, болельщики! Поздравляю вас с началом летних малых Олимпийских игр!
На спортивной площадке сегодня, свои уменья совместим.
И этот славный праздник с Вами, только спорту посвятим.
Дети, ждёт нас с не терпеньем Олимпийский стадион.
В каждой группе подрастает настоящий чемпион.
1-й ребёнок.
Мы продолжим эстафету, мы страну не подведём.
Наш любимый детский садик, больше всех уверен в том.
2-й ребёнок.
На планете в мире нашем, пять материков живых.
Пять колец – какого цвета, каждый материк из них?
3-й ребёнок. Посмотрите – желтый цвет, это Азии привет!
4-й ребёнок. Цвет травы – зелёный цвет, это Австралии привет!
5-й ребёнок. А вот это красный цвет – Америка вам шлёт привет!
6-й ребёнок. Знают все, что чёрный цвет, знойной Африке – привет!
7-й ребёнок. Голубой Европы цвет, тоже шлёт нам всем привет!
8-й ребёнок. Пять колец, пять кругов – знак пяти материков.
9-й ребенок.
Знак, который означает, то, что спорт, как общий друг.
Все народы приглашает, в свой Всемирный – мирный круг.
10-й ребёнок.
Ветер крылатый мы обгоняем, первые в беге ленточки рвём,
Точно в ворота мяч забиваем, прыгаем ловко и быстро плывем!
11-й ребёнок.
Выходя на старт отважно, к финишу спешим достойно,
В нашем садике ребята, физкультурой все довольны.
(Исполняется песня «Физкульт-ура!» (муз. Чичкова.)
Ведущий. Сегодня в наших соревнованиях принимают участие ребята трёх групп. Давайте познакомимся с командами и поприветствуем друг друга. (Приветствие команд.)
Ведущий. На нашем празднике присутствует и многоуважаемое жюри – гости спортивного праздника, которое будет следить за ходом наших соревнований.
Пусть жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит.
Кто окажется дружнее,
Тот сейчас и победит.
Ведущий. Стать чемпионами, мы знаем, Задача сложная для всех. Соревнованья начинаем, И твёрдо верим в ваш успех!
А начнём мы их с клятвы спортсменов:
Эй, спортсмены, подтянитесь, все смотрите на меня,
Повторим со мною вместе, клятвы добрые слова:
Ведущий.
Клянемся быть честным, к победе стремиться!
Рекордов высоких клянемся добиться!!!
Дети. Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Ведущий. И конечно же нам не обойтись без спортивной разминки. (Спортивная разминка «Делаем зарядку».)
Ведущий.
Итак, начинается забег, обязательный для всех.
Ну-ка к старту приготовьтесь! Все команды – здесь постройтесь!
Побежим мы друг за другом — бег с препятствиями, по кругу…