Инновационные техники рисования как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Инновационные техники рисования как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Резеда НИГМАТУЛЛИНА,
Алина САДЫКОВА,
воспитатели детского сада №69
г. Казани
Одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и психологии является развитие творческих способностей детей, что определяет в системе дошкольного образования поиск новых средств и способов воспитания активности и самостоятельности, которые в будущем будут способствовать успешности в жизни, в целом.
Знания в настоящее время – непостоянная, постоянно меняющаяся переменная, они быстро становятся неактуальными и обновляются, увеличиваясь в объеме. В связи с этим перед детьми старшего дошкольного возраста растут требования к следующим качествам: предприимчивость, инициативность, решительность, изобретательность, креативность.
Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческого потенциала и творческих способностей каждого ребенка. Реализация данной задачи в дошкольной образовательной организации (ДОО) происходит в процессе продуктивной деятельности, одним видом из которых является рисование. Именно рисование представляет собой наиболее простую и раннюю форму познания окружающей действительности. С самого раннего возраста дети берут карандаши, краски и рисуют, «творят» – в этом возрасте не столько важен результат, сколько важен сам процесс. К старшему дошкольному возрасту навык рисования совершенствуется, и многие дошкольники могут проявлять в своих работах творчество и креативность.
Т.С.Комаровой выделяются три составляющих данного процесса: формообразующие движения, которые направлены на передачу формы объекта и регуляцию движений руки по темпу, силе, амплитуде, ритму нажима; технику рисования, включающую способы правильного удержания кисти или карандаша, овладение определенными оптимальными приемами их применения, овладение техникой пятна, линии, штриха; плавность движений, умение сохранять непрерывность направления движения по дуге, по прямой, по окружности, умение изменять это направление под углом.
Существуют традиционные и инновационные техники рисования. Л.Ю. Юрченко к традиционным методам отнесла рисование фломастерами, карандашами, гуашью, красками, акварелью, восковыми мелками.
И.С.Петрова к инновационным методам отнесла кляксографию, ниткографию, монотипию, рисование природными объектами (листьями, картофелем, желудями), печатание штампиками, пальцевая и ладонная техники, набрызги по трафарету, акварель по мятой бумаге, по сырому листу, гуашь по бархатной бумаге, рисование акварельными карандашами и пр., то есть инновационные методы включают применение новых способов рисования, новых инструментов или материалов, которые не используются в традиционной педагогической практике ДОО. На занятиях по рисованию при использовании инновационных методов необходимо учитывать уровень развития детей и их возрастные особенности.
Как отмечает Л.Ю.Юрченко, использование современных техник рисования способствует развитию у старших дошкольников умения переносить новые знания в новые условия, обогащает представления о предметах, материалах и их свойствах. Дошкольники усваивают, что можно рисовать не только карандашами и красками, но и свечой, подкрашенной мыльной водой, использовать для рисования штампы, поролон, ватные палочки и диски. Они знакомятся с разными способами окрашивания – напылением (набрызга), штриховки, учатся получать рисунок с помощью подручных средств (полых трубочек, нитей, пряжи, веревочек), пробуют рисовать ладонью, пальцем, тем самым расширяя круг для своих творческих возможностей.
В исследовании И.С.Петровой отмечается, что инновационные методы не требуют каких-либо специальных умений, хотя и предоставляют возможность более «рельефно» показать определенные изобразительные средства, развивая у детей умение видеть выразительность форм.
В работах Т.А.Власовой, О.А.Сафоновой, И.С.Петровой, Л.Ю.Юрченко уделяется пристальное внимание использованию разнообразных инновационных техник рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Авторы отмечают, что такие техники не утомляют детей, позволяют учитывать их интересы, желания, помогают осуществлять индивидуальный подход.
Изучение работ Н.А.Минаевой показало, что инновационные техники рисования в старшем дошкольном возрасте способствуют развитию творческих способностей в таких аспектах, как:
1.Развитие воображения. Создание объемных композиций с различными материалами, кляксография позволяют дошкольникам на свое усмотрение располагать элементы, делать «кляксы», проявляя свои способности, фантазию.
2.Свободное самовыражение. Применение штампов, губок, рисование пальцами помогают детям выражать свои чувства и мысли, не ограничиваясь традиционными методами.
3.Командная работа. Некоторые инновационные техники подразумевают групповые проекты, например, коллективное рисование, в которых развиваются навыки общения со сверстниками.
4.Развитие мелкой моторики и координации. Применение различных инновационных техник в рисовании способствует развитию координации и мелкой моторики, необходимые для осуществления технической стороны рисования, что также помогает детям быть более уверенными и самостоятельными в творчестве.
5.Эмоциональное развитие. С помощью рисования акварельными карандашами, на мятой или сырой бумаге дошкольники выражают свои эмоции, позволяющие глубже понимать и развивать свои чувства.
6.Критическое мышление. Дошкольники учатся анализировать свои собственные работы и работы сверстников, развивая способность воспринимать различные точки зрения и критически оценивать.
Экспериментируя с различными материалами, детям открываются новые возможности, они учатся находить новые способы изображения, создают уникальные рисунки.
Также к инновационным техникам рисования можно отнести анимацию и цифровое рисование, которое позволяет создавать интерактивные проекты, видеоролики, мультфильмы, что значительно расширяет творческий потенциал детей.
Таким образом, различные инновационные техники рисования обогащают творческие возможности детей старшего дошкольного возраста, не утомляют, мотивируют к творческой деятельности, заинтересовывают своей необычностью, что позволяет развивать их художественные творческие способности.
Список литературы
1.Инновационные технологии воспитания и развития детей от 6 месяцев до 7 лет: учебно-методическое пособие. – М.: Прометей, 2022. – 228 c.
2.Минаева Н.А. Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования / Н.А.Минаева // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г.Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 105-107. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6319/ (дата обращения: 29.09.2024).
3.Петрова И.С.Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности / И.С.Петрова, О.С.Добродомова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г.Пермь, март 2014 г.). Т.0. Пермь: Меркурий, 2014. С. 79-81. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5198/ (дата обращения: 29.09.2024).
4.Юрченко Л.Ю. Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность / Л.Ю. Юрченко // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 66-67.