Имя существительное ~Исем
№64
(Веселый урок ~ Күңелле дәрес)
(Мультимедийный интегрированный урок по русскому и татарскому языкам)
Ильмира ДАВЛЕТШИНА,
учитель татарского языка и литературы I квалификационной категории средней школы № 165 г.Казани
Цели:
• закрепление пройденных тем;
• обучение учащихся в процессе игры;
• вовлечение родителей в образовательный процесс.
(Класс делится на две команды. Командам даются названия. В помощь учителю нужно выбрать жюри из числа приглашенных родителей. Учащихся необходимо раздлить по командам равномерно по уровню знаний.)
Учитель. Все вы прекрасно знаете, какую роль играет знание русского и татарского языков для каждого человека. Ведь у нас в Республике Татарстан два государственных языка. Только изучая их с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать. Как известно, слова состоят из звуков, которые при письме обозначаются значками-буквами.
I задание
(Учитель читает стихотворение приведенное на слайде № 2.)
Буквы-значки, как бойцы на параде,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит
И называется… (Алфавит)
(Команда, участники которой первыми нажимают на сигнал, отвечают на вопрос. Данное задание предполагает один балл правильно ответившей команде.)
II задание
(Ученикам раздаются небольшие таблички с буквами алфавита. Затем заранее подготовленный ученик читает стихотворение Я.Козловского «Азбука».)
Прапрадедовской порой
Стали буквы в чёткий строй.
(Тут выбегают ученики и встают в алфавитном порядке согласно полученным табличкам.)
Строй как строй,
Да не простой –
Он зовётся «Алфавит»,
Всюду путь ему открыт.
Буквы разуму верны,
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.
***
Әлифба, әлифба, беренче битеңне
Ачкан көн хәтердә
Зур бәйрәм шикелле.
Һәр эштә киңәшче
Булдың син гел безнең.
Һәр хәреф елмаеп,
Әйтте үз исемен.
Һәм алар бик матур
Сүзләргә әйләнде,
Бигрәк күңелле
Сүз төзеп укуы.
Учитель. Будьте добры, скажите, сколько букв в русском алфавите? (33)
(Выплывает слайд № 3 с русским алфавитом.)
Учитель. Будьте добры, скажите, сколько букв в татарском алфавите? (39)
(Выплывает слайд № 4 с татарским алфавитом.)
(Команда, участники которой первыми нажимают сигнал, отвечают на вопрос. Данное задание предполагает один балл правильно ответившей команде.)
Учитель. А сколько гласных букв в алфавитах обоих языков? (В алфавите русского языка – 10, татарского языка – 13.)
(Команда, участники которой первыми нажимают сигнал, отвечают на вопрос. Данное задание предполагаетодин балл правильно ответившей команде.
Учитель просит гласные буквы выстроиться в ряд, после чего выплывает слайд с гласными буквами.)
Учитель: А сколько согласных букв? (В алфавите русского языка – 21, татарского языка – 24.) Слайды № 5 – 6
(Команда, участники которой первыми нажимают сигнал, отвечают на вопрос. Данное задание предполагает один балл правильно ответившей команде.
Учитель просит согласные буквы выстроиться в ряд, после чего выплывает слайд с согласными буквами.)
Учитель. А какие буквы в русском и татарском алфавитах не обозначают никаких звуков? (Ъ и Ь)
(Команда, участники которой первыми нажмут сигнал, отвечают на вопрос. Данное задание предполагает один балл правильно ответившей команде.
Учитель просит выйти «Ъ» и «Ь», после чего выплывает слайд с данными буквами.) Слайд № 7
Игра в слова
Слайд № 8
(Все садятся на свои места, и начинается игра. Учитель называет первое слово. Далее каждая команда по очереди должна придумать слово, которое начинается на ту же букву, на которую заканчивается предыдущее.)
III задание
(Мини-кроссворд сопровождается слайдом. Слайд № 9)
(Обеим командам раздаются распечатки с кроссвордом, и дается время 2 минуты для того, чтобы ученики смогли его разгадать.)
1. Сумка школьника, которую носят на спине. (Ранец)
2. Занавеска на окне. (Штора)
3. Рабочий столик ученика в школе. (Парта)
4. Дикая полосатая лошадка. (Зебра)
(За каждое правильно отгаданное слово команда получает по одному баллу.)
IV задание
(Загадки сопровождаются слайдами)
Загадка № 1
Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом.
Он прозрачный, он стеклянный,
Нет и номера на нем …
И жильцы в нем не простые,
Не простые, золотые …
Эти самые жильцы –
Знаменитые пловцы. (Аквариум) Слайд № 10
Загадка № 2
В детский сад с бахчи
Привезли мячи.
Подали к обеду мяч,
Сладкий он и как кумач (Арбуз) Слайд № 11
Загадка № 3
Что за чудо – жёлтый дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином (Автобус) Слайд № 12
Загадка № 4
Если по букве, ребята, возьмете
У нарисованных птиц и зверей,
Месяц хороший вы назовете.
Какой это месяц? Скажите скорей (Август) Слайд № 13
Табышмакларның җавапларын әйтегез һәм нәтиҗә ясагыз.
• Агач башы тукылдык,
• Тукый-тукый тук булдык. (Тукран)
• Сакалы бар, акылы юк. (Кәҗә)
• Башы тарак, койрыгы урак,
• Кычкыртып быргысын, уята барысын. (Әтәч)
• Түгәрәк, ә ай түгел, койрыклы – тычкан түгел. (Шалкан)
• Кош түгел – оча, ябалактан курка,
• Чикләвекне ярата, сызгырса, урманны яңгырата. (Тиен)
Нәтиҗә (вывод): В отличии от русского языка названия животных и птиц отвечают на вопрос нәрсә (что)?
V задание
Учитель. Недавно мы с вами проходили синонимы, антонимы и омонимы. Ребята, кто из вас может мне сказать, что это такое?
(Ученик, первый поднявший руку, отвечает на вопрос. Выплывает слайд с омонимами. Одно значение слова уже приведено на слайде № 14. Команда, чьи участники первыми подняли руку, дают второе определение слова. За каждый правильный ответ команда получает один балл.)
Правильные ответы: овсянка (птица и каша), норка (животное и домик в земле для животного), бокс (стрижка и вид спорта).
VI задание
Учитель. А теперь давайте вспомним склонения. Сколько склонений существительных у нас есть? Давайте повторим перед выполнением следующего задания.
(Команды по очереди встают и отвечают, какие существительные относятся к каждому склонению. На следующем слайде представлены слова. Аналогичный раздаточный материал предоставляется каждой команде. Ученики должны распределить приведенные существительные по склонениям. За каждый правильно данный ответ команда получает по 0,5 баллов.) Слайд № 15
В конце урока жюри подсчитывает баллы и озвучивает команду-победителя.