III съезд учителей истории и обществознания

№49 
Галюза Бондарева,
учитель истории высшей квалификационной категории средней школы №2 г. Менделеевска
Бондарева1 Этот съезд был актуален в связи с повышением интереса к истории в обществе, так и соответственно чисто педагогическими проблемами в области преподавания историко-обществоведческих знаний в школе. Острота обсуждаемых проблем школьного исторического образования была вызвана и внешними факторами, когда на международной арене делаются попытки исказить нашу историю, представить нашу страну агрессором.Поэтому представители исторического педагогического сообщества едины в том, что важно сформировать у молодого поколения историческое сознание, основанное на прочных знаниях и понимании места России именно в мировой истории, ее значение в мировом историческом развитии.
С учетом интересов и пожеланий учителей, работа съезда была организована в четырех секциях: 1-я секция – «Проблемы введения и апробации новой линейки школьных учебников по отечественной истории»; 2-я секция – «История регионов РФ: проблемы преподавания, преимущества и перспективы»; 3-я секция – «Инструменты и методы популяризации истории в школе»; 4-я секция – «Мастер-класс. Трудные вопросы отечественной истории: методы преподавания и новые подходы в науке».
Г.Бондарева участвовала в работе первой секции. «Могу констатировать, деловая рабочая атмосфера способствовала активному взаимодействию авторов новых УМК, специалистов- методистов региональных ИРО, практикующих учителей. Выступления в дискуссиях стали реальной площадкой конструктивного диалога между авторами и работающими учителями», – говорит она. В ходе дискуссии в данной секции бурно обсуждались следующие вопросы:
— проблема синхронизации отечественной истории и всемирной истории;
— введения обязательного экзамена по истории: когда: в X классе? В XI классе? В форме ЕГЭ? В форме традиционного экзамена по билетам? Либо написания исторического эссе аналогично сочинению по литературе, но с учетом специфики исторического эссе;
— ввести два уровня в случае обязательного экзамена по истории: базовый уровень для всех, профильный уровень для тех, кому нужен экзамен по истории для поступления;
— увеличения часов по истории, в случае введения обязательного экзамена по истории.
Особый интерес вызвало выступления Р.Пазина из Самары, И.Огоновской из Екатеринбурга. Тема выступления И.Огоновской – «Новые учебники истории: взгляд педагога-практика на содержательную и методическую составляющие». Изабелла Станиславовна проделала колоссальную работу, проанализировав все три линейки учебников истории, подготовленные редакциями «Просвещение», «Русское слово», «Дрофа». Убедительно и доказательно продемонстрировала достоинства и некоторые недостатки новых учебников истории. В результате, новые учебники истории получили 4–5 баллов от практикующего учителя. Участники секции стали свидетелями блестящего выступления И.Огоновской, которая дала глубокий анализ современных учебников истории, достойно оценив вклад авторов новой линейки школьных учебников в развитии исторического школьного образования в соответствии с ФГОС и ИКС.
Состоялся продуктивный диалог между авторами новых учебников истории, методистами, учителями, и он показал, что учителя истории – единомышленники процесса за повышение качественного исторического образования в школе, гражданского сознания, основой которого является истинный патриотизм.