Игры на кухне

(Мастер-класс для родителей)

Султания АХАТОВА,

воспитатель детского а №62 «Весняночка» г. Наб. Челны

Цель мероприятия: познакомить родителей с играми, направленными на развитие речевых и моторных навыков у детей раннего возраста.

Программное содержание:

– способствовать умению родителей закреплять знание знакомых детям стихов и песенок;

– развитию умения вступать в грамотное речевое общение со своим ребенком;

– научить поддерживать и развивать интерес детей к совместной игровой деятельности;

– развивать дыхательный аппарат детей; вызвать эмоциональный отклик.

Материал: фасоль (белый, красный), стаканчики соответствующего цвета для ее сортировки (на каждого родителя по два стаканчика, тарелка); блюдце с горохом (второе блюдце пустое); подносы с манной крупой на каждого родителя; готовое соленое тесто; поднос для пряников, картинки с предметным изоражением (яблоко, кошка, собака, банан, медведь), бумажные салфетки.

Предварительная работа: выставка пособий, направленных на развитие мелкой моторики и речи; консультирование родителей по изготовлению этих пособий.

Ход мероприятия

(Родителям предлагается расположиться на заранее приготовленные места для них за столами.)

Воспитатель. Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о речевом развитии детей третьего жизни. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снижается. Одна из причин этому то, что родители меньше говорят с детьми из-за своей  занятости. Дети и сами стали меньше говорить, потому что стали больше смотреть телевизор, играют в телефоне. Родители дают телефон, чтобы ребенок успокоился. Дети стали реже делать что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики.

Сегодня мы расскажем и покажем, во что можно играть со своим ребенком в свободное время. Выполняйте все движения по нашему показу, а потом поиграете со своим ребенком в эти игры дома. Во время игры поощряйте малыша к проговариванию своих действий, называнию предметов, будьте внимательны и активны!

Игра «Давайте познакомимся»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

(Воспитатель вместе с родителями, проговаривая текст, поочередно дотрагиваются пальцами левой руки до пальца правой. Показывают, начиная с большого пальца – дедушка, и кончая мизинцем – я. На последние слова разжимают и зажимают ладони в кулак – «Вот  и вся моя семья».)

Не секрет, что значительную часть времени, уважаемые родители, вы проводите на кухне. Постарайтесь, пожалуйста, использовать его для общения с ребенком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас.  Чем занять ребенка на кухне? Могут ли игры на кухне быть развивающими? Можно ли развивать детей между делом, выполняя домашние дела? Наш ответ – да!

Пока приходится постоянно объяснять и направлять действия ребенка. Маме, конечно, было бы проще и быстрее все сделать самой, но с малышом веселее, интереснее и полезнее для его развития.

А сейчас я вам покажу несколько игр с использованием предметов домашнего обихода, направленные на развитие речи малышей посредством развития мелкой моторики Достоинством этих игр является то, что для проведения их не требуются какие-то специальные игрушки, пособия; в играх используется подручный материал, который есть у всех в квартире. Например, игра «Золушка». В этой игре ребенку предлагается рассортировать фасоль по цвету: переложить из тарелки, где фасоль смешана, в цветные  стаканчики, отделив белую фасоль от красной. При этом обязательно надо помогать детям.

Следующая игра – «Перебери горох». Перед ребенком стоят два блюдечка, в одном из которых горох. Ребенку необходимо переложить горох из одного блюдечка в другое, беря горох двумя пальцами. Родители помогают детям, сопровождая действия детей стихами:

С блюдца я беру горошки,

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладушки –

Держат пальцы все горошки.

Воспитатель. Для детей третьего года жизни важен процесс, а не результат. Поэтому, если он не хочет заниматься тем, что вы ему предлагаете, не настаивайте, смените вид деятельности, а потом вернитесь опять к предыдущему заданию, либо совсем прекратите занятие и перенесите его на другое время. Поэтому и мы сейчас отвлечемся, и поиграем в пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика ”Мои игрушки”

Есть унас игрушки:

Это – погремушка,

Это – толстый мишка,

Это – чудо- книжка,

Это – неваляшка,

Это – кукла Машка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем снова проверять!

Воспитатель. А теперь можно продолжить наши игры.

Игра “Творчество на кухне “

На поднос насыпается ровным слоем мука или манка, получается отличный фон для рисования пальчиками. Прежде всего покажите малышу, как проводить вертикальные линии – снизу вверх, горизонтальные линии – слева направо. Пусть ребенок нарисует дорожку, ленточки, солнышко, волны и т.д. Освойте с ним вместе рисование красками методом “тычка”: кисточкой или палочкой, с прикрепленным на ее конце кусочком паралона. Получится снег  или дождь. Обратите внимание ребенка на то, что карандаш и фломастер оставляют на бумаге тонкий след, а кисточкой  можно провести широкие линии. Они похожи на ленточки, ручейки и дорожки. Рисование развивает воображение, чувство цвета и композиции.

Игра “Вот такое тесто”

(Перед родителями лежат дощечки с соленым тестом.)

Воспитатель. Предлагаем испечь пряники – раскатать тесто круговыми движениями рук между ладонями, затем сплющивать(чуть-чуть), сопровождая действия песней:

Я пеку, пеку, пеку,

Всем деткам по пирожку.

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Покажите ребенку основные способы лепки (раскатывание кусок пластилина или соленого теста между ладонями круговыми движениями рук; между ладонями прямыми движениями рук; отщипывание, сплющивание, соединение концов колбаски). А сейчас раскатайте кусок теста или пластилина круговыми движениями рук между ладонями. Отлично – получилась колбаска. Теперь заострите один конец колбаски, готов карандашик. Слепите с ребенком разноцветные колечки или бублики, и он постепенно начнет работать не ладошками , а пальчиками. Лепка развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность, память, глазомер, воображение.

Игра “Угадай, что на картинке?”

Воспитатель. Такая игра развивает зрительную память и сообразительность. Возьмите картинку, на которой изображено что – то хорошо знакомое ребенку: например, кошка, собака, медведь, банан, яблоко и т.д. Разрежьте картинку пополам, покажите малышу одну половинку и попросите угадать, что здесь нарисовано. Картинку можно не разрезать, а просто закрыть часть рисунка белой бумагой. А когда уже картинки будут ребенку хорошо знакомы, вы сможете показывать не половину, а треть или четверть изображения. Потом дадите ребенку несколько частей одной картинки – пусть попробует составить.

В заключение  даю несколько советов родителям:

– никогда не отказывайтесь от помощи, если ребенок ее вам предлагает. Да, вы все сделаете быстрее сами, чем с ребенком. Но это только пока. Скоро малыш вырастет, и пусть лучше он с детства привыкнет к тому, что родителям надо помогать, а не к тому, что родители все сделают без него;

– если для вас, например, вымыть блюдце легко, то для ребенка 2 – 5 лет это не так просто. Примите, что он будет все делать медленно. Это не чтобы вас разозлить, а просто по-другому у малыша не получится. Поэтому если у вас нет времени, то лучше не звать ребенка на кухню;

– если ребенок настаивает и просит разрешить ему помочь вам, когда вы торопитесь, попробуйте спокойно переключить его внимание на что-нибудь другое – например, скажите, что в данный момент большей помощью будет, если он уберется в своей комнате.

Воспитатель. Вот и кончился наш вечер. Спасибо, уважаемые родители, за время, проведенное с нами. Надеемся на наше дальнейшее сотрудничество. В конце хотелось бы сказать, что только целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики движений пальцев рук у детей раннего возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное, способствует сохранению физического и психического здоровья детей. Все это напрямую готовит ребенка к успешному обучению в школе.