Игры на кухне
(Мастер-класс для родителей)
Султания АХАТОВА,
воспитатель детского а №62 «Весняночка» г. Наб. Челны
Цель мероприятия: познакомить родителей с играми, направленными на развитие речевых и моторных навыков у детей раннего возраста.
Программное содержание:
– способствовать умению родителей закреплять знание знакомых детям стихов и песенок;
– развитию умения вступать в грамотное речевое общение со своим ребенком;
– научить поддерживать и развивать интерес детей к совместной игровой деятельности;
– развивать дыхательный аппарат детей; вызвать эмоциональный отклик.
Материал: фасоль (белый, красный), стаканчики соответствующего цвета для ее сортировки (на каждого родителя по два стаканчика, тарелка); блюдце с горохом (второе блюдце пустое); подносы с манной крупой на каждого родителя; готовое соленое тесто; поднос для пряников, картинки с предметным изоражением (яблоко, кошка, собака, банан, медведь), бумажные салфетки.
Предварительная работа: выставка пособий, направленных на развитие мелкой моторики и речи; консультирование родителей по изготовлению этих пособий.
Ход мероприятия
(Родителям предлагается расположиться на заранее приготовленные места для них за столами.)
Воспитатель. Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о речевом развитии детей третьего жизни. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снижается. Одна из причин этому то, что родители меньше говорят с детьми из-за своей занятости. Дети и сами стали меньше говорить, потому что стали больше смотреть телевизор, играют в телефоне. Родители дают телефон, чтобы ребенок успокоился. Дети стали реже делать что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики.
Сегодня мы расскажем и покажем, во что можно играть со своим ребенком в свободное время. Выполняйте все движения по нашему показу, а потом поиграете со своим ребенком в эти игры дома. Во время игры поощряйте малыша к проговариванию своих действий, называнию предметов, будьте внимательны и активны!
Игра «Давайте познакомимся»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
(Воспитатель вместе с родителями, проговаривая текст, поочередно дотрагиваются пальцами левой руки до пальца правой. Показывают, начиная с большого пальца – дедушка, и кончая мизинцем – я. На последние слова разжимают и зажимают ладони в кулак – «Вот и вся моя семья».)
Не секрет, что значительную часть времени, уважаемые родители, вы проводите на кухне. Постарайтесь, пожалуйста, использовать его для общения с ребенком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Чем занять ребенка на кухне? Могут ли игры на кухне быть развивающими? Можно ли развивать детей между делом, выполняя домашние дела? Наш ответ – да!
Пока приходится постоянно объяснять и направлять действия ребенка. Маме, конечно, было бы проще и быстрее все сделать самой, но с малышом веселее, интереснее и полезнее для его развития.
А сейчас я вам покажу несколько игр с использованием предметов домашнего обихода, направленные на развитие речи малышей посредством развития мелкой моторики Достоинством этих игр является то, что для проведения их не требуются какие-то специальные игрушки, пособия; в играх используется подручный материал, который есть у всех в квартире. Например, игра «Золушка». В этой игре ребенку предлагается рассортировать фасоль по цвету: переложить из тарелки, где фасоль смешана, в цветные стаканчики, отделив белую фасоль от красной. При этом обязательно надо помогать детям.
Следующая игра – «Перебери горох». Перед ребенком стоят два блюдечка, в одном из которых горох. Ребенку необходимо переложить горох из одного блюдечка в другое, беря горох двумя пальцами. Родители помогают детям, сопровождая действия детей стихами:
С блюдца я беру горошки,
Словно птица клювом крошки.
И полны мои ладушки –
Держат пальцы все горошки.
Воспитатель. Для детей третьего года жизни важен процесс, а не результат. Поэтому, если он не хочет заниматься тем, что вы ему предлагаете, не настаивайте, смените вид деятельности, а потом вернитесь опять к предыдущему заданию, либо совсем прекратите занятие и перенесите его на другое время. Поэтому и мы сейчас отвлечемся, и поиграем в пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика ”Мои игрушки”
Есть унас игрушки:
Это – погремушка,
Это – толстый мишка,
Это – чудо- книжка,
Это – неваляшка,
Это – кукла Машка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем снова проверять!
Воспитатель. А теперь можно продолжить наши игры.
Игра “Творчество на кухне “
На поднос насыпается ровным слоем мука или манка, получается отличный фон для рисования пальчиками. Прежде всего покажите малышу, как проводить вертикальные линии – снизу вверх, горизонтальные линии – слева направо. Пусть ребенок нарисует дорожку, ленточки, солнышко, волны и т.д. Освойте с ним вместе рисование красками методом “тычка”: кисточкой или палочкой, с прикрепленным на ее конце кусочком паралона. Получится снег или дождь. Обратите внимание ребенка на то, что карандаш и фломастер оставляют на бумаге тонкий след, а кисточкой можно провести широкие линии. Они похожи на ленточки, ручейки и дорожки. Рисование развивает воображение, чувство цвета и композиции.
Игра “Вот такое тесто”
(Перед родителями лежат дощечки с соленым тестом.)
Воспитатель. Предлагаем испечь пряники – раскатать тесто круговыми движениями рук между ладонями, затем сплющивать(чуть-чуть), сопровождая действия песней:
Я пеку, пеку, пеку,
Всем деткам по пирожку.
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
Покажите ребенку основные способы лепки (раскатывание кусок пластилина или соленого теста между ладонями круговыми движениями рук; между ладонями прямыми движениями рук; отщипывание, сплющивание, соединение концов колбаски). А сейчас раскатайте кусок теста или пластилина круговыми движениями рук между ладонями. Отлично – получилась колбаска. Теперь заострите один конец колбаски, готов карандашик. Слепите с ребенком разноцветные колечки или бублики, и он постепенно начнет работать не ладошками , а пальчиками. Лепка развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность, память, глазомер, воображение.
Игра “Угадай, что на картинке?”
Воспитатель. Такая игра развивает зрительную память и сообразительность. Возьмите картинку, на которой изображено что – то хорошо знакомое ребенку: например, кошка, собака, медведь, банан, яблоко и т.д. Разрежьте картинку пополам, покажите малышу одну половинку и попросите угадать, что здесь нарисовано. Картинку можно не разрезать, а просто закрыть часть рисунка белой бумагой. А когда уже картинки будут ребенку хорошо знакомы, вы сможете показывать не половину, а треть или четверть изображения. Потом дадите ребенку несколько частей одной картинки – пусть попробует составить.
В заключение даю несколько советов родителям:
– никогда не отказывайтесь от помощи, если ребенок ее вам предлагает. Да, вы все сделаете быстрее сами, чем с ребенком. Но это только пока. Скоро малыш вырастет, и пусть лучше он с детства привыкнет к тому, что родителям надо помогать, а не к тому, что родители все сделают без него;
– если для вас, например, вымыть блюдце легко, то для ребенка 2 – 5 лет это не так просто. Примите, что он будет все делать медленно. Это не чтобы вас разозлить, а просто по-другому у малыша не получится. Поэтому если у вас нет времени, то лучше не звать ребенка на кухню;
– если ребенок настаивает и просит разрешить ему помочь вам, когда вы торопитесь, попробуйте спокойно переключить его внимание на что-нибудь другое – например, скажите, что в данный момент большей помощью будет, если он уберется в своей комнате.
Воспитатель. Вот и кончился наш вечер. Спасибо, уважаемые родители, за время, проведенное с нами. Надеемся на наше дальнейшее сотрудничество. В конце хотелось бы сказать, что только целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики движений пальцев рук у детей раннего возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное, способствует сохранению физического и психического здоровья детей. Все это напрямую готовит ребенка к успешному обучению в школе.