Игрушки
№ 112
(Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи)
Рузалия МУСИНА, учитель– логопед I квалификационной категории детского сада №376 г. Казани
Цель: закрепить знания о игрушках, пополнить активный и пассивный словарный запас детей.
Коррекционно – образовательные задачи:
Активизация словаря по теме «Игрушки». Обобщить знания детей об игрушках, частях из которых они сделаны, их значении в жизни детей.
Коррекционно – развивающие задачи:
Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, развитие восприятия целостного образа, зрительного внимания, слуховой памяти. Развитие общей, мелкой моторики пальцев рук, формирование правильного выдоха.
Коррекционно – воспитательные цели:
Формировать положительную установку ребенка на участие в занятии. Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к игрушкам.
Оборудование:
Картинки демонстрационные. Конверты с разрезными картинками игрушек.
Стол, мячи, массажные шарики Су–Джок.
Возраст: 5–7 лет.
Ход занятия
I. Организационный момент:
Логопед приглашает детей пройти в кабинет, а там по всему кабинету разбросаны игрушки.
–Ребята, кто–то играл здесь и не убрал за собой
– Разве можно бросать игрушки?
– Нет.
– Правильно каждая игрушка должна лежать на своем месте, помогите мне убрать их (дети подходят к своим местам). Сегодня мы с вами будем говорить об игрушках.
II. Основная часть:
Логопед. Итак, ребята, сядет тот, кто сможет назвать ласково своих соседей.
(дети называют своих соседей ласково)
–Молодцы, садимся на места.
– Посмотрите внимательно у меня на доске картинки с изображением игрушки. Чтобы разгадать какое слово я загадала, нужно определить первый звук в названии каждой картинки.
– Скажите, пожалуйста, какой первый звук в слове машина? (м), яблоко (я), чебурашка(ч) Прочтем слово – МЯЧ. (Один ребенок вызывается к мольберту и выставляет буквы).
– Правильно, это мяч!
– А вот и наш друг Мики (логопед показывает персонажа). Но где же твоя подружка?
– Привет, ребята, мы с Мини решили поиграть с вами в прятки. Мини уже спряталась. Отыщите ее. А чтобы вам было проще, я вам подготовил подсказки!
–Ну хорошо, принимаем твою игру.
1 подсказка–записка.
– А вот и наша 1 подсказка. Предлагаю посмотреть, какие мячи здесь есть. Ребята, а чем они похожи друг на друга?
– Они все круглые.
– А чем они отличаются друг от друга?
– Они все сделаны из разного материала.
– Правильно, давайте назовем из чего сделан мяч?
Логопед: если мяч сделан из резины, значит он какой?
Ребенок: резиновый
Логопед: если из кожи?
Ребенок: кожаный
Логопед: а если из пластмассы?
Ребенок: пластмассовый.
Логопед: найдите мне самый колючий мяч.
После этого дети показывают на шарик су–джок.
– А вы знаете, что это не простой мячик – это специальный шарик для массажа ладоней и пальчиков и даже ступней, который называется Су– джок, он похож на мяч своей формой. И я предлагаю поиграть с ним.
Есть у нас игрушки –
Это погремушка,
Это толстый мишка,
Это чудо – книжка,
Это неваляшка,
Это кукла Машка (загнуть пальцы на правой руке)
Раз, два, три, четыре, пять (загнуть пальцы на левой руке)
Будем с мячиком играть
Колечками:
На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят.
Тут медведь, и Чипполино,
И веселый Буратино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять —
Помогаем нашей Тане
Мы игрушки сосчитать.
– Посмотрите, на следующую подсказку – воздушный шарик.
(Достает из коробки воздушный шарик.) Скажите, а шарик тоже похож на мячик? Чем?
–Формой. Тоже бывает круглый.
–Я вам предлагаю надуть наши животики как шарики. Давайте попробуем. (Дети сидя на местах проделывают упражнение.)
Вдохнули через носик – надули шарик, выдохнули через ротик– сдули шарик. Вдохнули хорошее настроение, красоту, доброту, а через ротик выдохнули все наши обиды и огорчения.
Игра
Дети стоят в тесном кругу, взявшись за руки; делают глубокий вдох, отступают на шаг назад — остановиться, на выдохе сжимают круг.
2-ая записка. Педагог достает игрушку козу и зайца с запиской. Вспомнить игру, связанные с этими животными «коза–заяц». Ребята совместно с педагогом проигрывают игру.
– Ребята, Мики рассказал мне, что пока они плыли по морю с Мини, случился страшный шторм.
Давайте мы с вами покажем какой шторм бывает в наших стаканчиках.
– Ребята, в нашей коробочке я вижу вот такой мешочек, а в нем язычок. Кажется я поняла, мышонок хочет вас проверить и посмотреть как вы выполняете гимнастику для язычка).
Дети, не глядя, отбирают из мешочка игрушки для каждого упражнения.
Давайте немного отвлечемся. Поиграем в эхо
Бьет волшебный барабан: Бан! Бан! Бан! (Громко и размеренно)
Дети. Бан! Бан! Бан! громко
Педагог. А волшебный барабам: Бам! Бам–бам! тихо
Дети. Бам! Бам–бам! (В заданном ритме)
Педагог. А волшебный барабум: Бум–бум! Бум!
Дети. Бум–бум! Бум! (В заданном ритме) еще тише
Педагог. А волшебный барабух: Бух–бух–бух… (Шепотом быстро)
Дети: Бух–бух–бух…
Логопед. Вы были внимательным “эхом”! Молодцы!
–Учитель–логопед: следующая 3-я записка: «Посчитай игрушки!»
Давайте посчитаем с вами игрушки (Дети считают 1 мяч, 2…, 3…, 4…, 5…)
(слайд 4)
– Ребята, игрушки бывают новые и старые. Как нужно обращаться с игрушками? (их нужно беречь, любить, не ломать).
У нашего друга есть такие игрушки, которым нужна помощь. Их нужно починить, чтобы они стали как новые. Поможем Мики?
–И теперь, когда все игрушки починены, я предлагаю вам немного подвигаться вместе с нашими игрушками–зверятами.
Физ. минутка
Вот солдатики шагают:
Ножки четко выставляют. (Маршировка на месте или по кругу.)
Повязав платки в горошки,
В пляс отправились матрешки. (Ритмичная ходьба с поворотами туловища; руки на поясе.)
На носочки, Ванька–встанька,
А потом на пятки встань–ка. (Перекатывание на месте с носков на пятки и наоборот.)
И юла плясать пустилась:
Завертелась, закружилась. (Круговые поскоки.)
Вот поехала машина
Без мотора, без бензина. (Семенящий бег с имитацией вождения.)
Зазвенели погремушки. (Резко и ритмично встряхивать руками перед собой, стоя на месте.)
Тише всех стоял Петрушка. (На вдох плавно поднять руки, на выдох — опустить.)
4 записка Сухой бассейн «ответь чьи это игрушки»
Игра «лишний предмет».
Машинка, юла, кубики, яблоко
Названия каких игрушек начинаются на гласный звук
А каким цветом обозначаем?
Вспомним правило
Ребята, а это задание лично от меня. Я вам предлагаю сейчас вам немного подвигаться. Сейчас каждый подойдет к столу и возьмет понравившуюся игрушку. Посмотрите внимательно и скажите, что она умеет делать. (Дети подходят и берут любую игрушку со стола.)
– У меня юла. Она может кружиться. (Ребёнок кружится.)
– А у меня мяч. Он умеет прыгать и скакать. (Ребёнок прыгает.)
– У меня неваляшка. Она умеет качаться. (Ребёнок качается.)
– У меня кукла. Она умеет танцевать. (Ребёнок танцует.)
– У меня мишка. Он умеет рычать. (Ребёнок изображает мишку.)
Робот–
Самолет–
Лошадь–
Задание – Ребята, давайте возьмем игрушки с подоконника и распределим их красиво, по полочкам. Но не просто, а играя в слоги. На 1-ую полку «отправим» игрушки, в названии которых одна часть – один хлопок (один слог), на 2-ой полке – две части – два хлопка, на 3-ей – три части–три хлопка, на 4-ой – четыре.
Появляется Мини.
Учитель–логопед: «Ну, наконец, ты появилась! Хорошо, что с тобой все в порядке».
Итог:
Скажите мне, о чем мы с вами сегодня говорили?
Дети перечисляют. А о какой игрушке мы говорили больше всего? – правильно о мяче. Как называется волшебный шар, с которым мы с тобой отправились в сказку? Правильно Су-джок. Для чего мы играли с шариком Су-джок? – Чтобы тренировать пальчики, чтобы потом правильно говорить.
А теперь я попрошу вас оценить наше занятие. Пусть каждый выберет из корзины мячик, соответствующей оценке и ответит понравилось ли вам занятие или нет. Если красный мячик – то все понравилось, было легко, и понятно. Желтый – было интересно, но кое-что не понятно или что-то не понравилось.