Игровая деятельность в детском саду
Игровая деятельность в детском саду
Алиса ИСМАГИЛОВА
Аида ХАЙРУЛЛИНА
Воспитатели детского сада №182
г. Казани.
Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждении самостоятельности, становлении и развитии личности человека в целом. Решающим условием формирования индивидуальности ребёнка становится вхождение его в особое измерение детской деятельности. Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.
Игра – не только интересное, любимое для ребёнка занятие. Прежде всего – для социализации ребёнка. В игре ребенок развивается приобретает знания, учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. Без педагогического руководства игра может нанести вред физическому развитию детей (переутомление, чрезмерная подвижность). Педагог должен создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции – это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера. Сегодня остро стоит проблема организации игровой деятельности современного ребенка. Дети избалованы большим количеством игр и игрушек, которые зачастую не несут развивающей информации.
В младшей группе предпочтение отдается играм, в которых дети могли бы наиболее полно удовлетворить свои потребности в игре без сложных личностных взаимоотношений. Это игры, например, с песком и водой, в которые можно играть в любое время года в комнате или на открытой площадке, несложные строительные игры, во время которых может возникать потребность не только в индивидуальных, но и в совместных действиях, согласовании замыслов. Для указанных игр требуется материал и игрушки, побуждающие детей к движениям. Во второй половине года вступают оформленного характера ролевые игры, которые очень нравятся малышам.
У воспитанников средней группы опыт игровой деятельности значительно больше, они приносят игрушки из дома, разнообразят и усложняют игры. Дети быстро понимают друг друга, воплощая свой замысел. Игры и игрушки формируют чувства и мысли малышей, следовательно, детям следует предоставить широкие возможности играть во все, что им хочется. Воспитатель корректирует игру, не нарушая ее, сохраняя ее самодеятельный и творческий характер, непосредственность переживаний, веру ребенка в правдивость того, что происходит.
Воспитанникам старшей группы предоставляются широкие возможности для игры в ролевые, строительные, дидактические и подвижные игры как индивидуально, так и коллективно.
Виды игровой деятельности в детском саду:
- Сюжетно-ролевые игры. Создаются самими детьми, носят самодеятельный и творческий характер.
- Игры-драматизации. Дети исполняют роли по сюжету сказки или рассказа, воспроизводят события в точной последовательности.
- Строительные игры. Отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках и связанных с ними действиях.
- Дидактические игры. Являются формой обучения.
- Словесные игры. Основаны на использовании слова и представлений детей.
- Настольно-печатные игры. Включают разнообразные игры-пособия, тематические игры, игры, требующие двигательной активности и сноровки.
- Игры-забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного.
- Подвижные игры. Являются средством физического воспитания детей.
Игра – это чудесный мир, в котором мы общаемся с ребенком напрямую. Развитие игровой деятельности ребёнка в большой степени зависит от правильного подбора игрушек, пособий. В группе должны быть игрушки, обеспечивающие все виды деятельности ребёнка. Создание условий для всех видов деятельности и правильное руководство воспитателя детскими играми способствует умственному развитию и формированию личности ребёнка. Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад, «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».