Игра «Треугольники – ассоциации»

(Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста)

Альбина ХАБИБУЛЛИНА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада «Байгыш» с. Высокая Гора

Цели:

– знакомство со словами, обозначающими цвет, форму, название животных, названиями членов семьи;

– обогащение словарного запаса;

– закрепление знаний слов на татарском языке в игровой форме;

– учить находить похожие предметы “ассоциации” по цвету, по форме, слова-созвучия.

Задачи:

– посредством использования современных методов обучения, активизировать в речи слова, обозначающие предмет, его признак, действие;

– формировать элементарные навыки построения несложных фигур;

– учить детей не только отдельным речевым действиям, но и умению ориентироваться в ситуации общения и самостоятельно находить речевое решение, выбирая для этого соответствующие слова;

– способствовать точной передаче мыслей в речи, развивать речевой самоконтроль;

– погружать детей в языковую среду;

– дать возможность испытать чувство радости от выступления.

Ход игры

(Дети выбирают белые треугольники – середина. Собирают большой треугольник из оставшихся треугольников. В каждом белом треугольнике есть свое задание.)

1-й треугольник – задание

– Что изображено на белом треугольнике? (Ладошка и хлеб)

– Как по-татарски хлеб? (Ипи)

– Угости, если название слова заканчивается на звук [и]. (Ребёнок находит предметы и выкладывает их на треугольники.)

Ребёнок (находит картинки из фетра с изображением предметов, каждое действие проговаривает вслух).

Әти – заканчивается на и.

Әни – заканчивается на и.

Песи – заканчивается на и.

2-й треугольник – задание

– Что изображено на белом треугольнике? (Круг)

– Как по-татарски круг? үгәрәк)

– Собери предметы, похожие на круг, по-татарски – түгәрәк.

Ребёнок (находит картинки из фетра с изображением предметов, каждое действие проговаривает вслух).

Алма – круглое, түгәрәк.

Туп – круглый, түгәрәк.

Шар – круглый, түгәрәк.

3-й треугольник – задание

– Какого цвета треугольник в середине? (Белого)

– Как будет белый по-татарски? (Ак)

– Если есть в названии слова ак, ты найди его быстрей и предметы белого цвета по-татарски будет ак.

Ребёнок (находит картинки из фетра с изображением предметов, каждое действие проговаривает вслух).

Сөт – молоко – белое – ак.

Куян – заяц – белый – ак.

Курчак заканчивается на -ак

Ожидаемые результаты

– Быстрое запоминание информации.

– Проявление инициативы, самостоятельности.

– Развитие мелкой моторики рук.

– Обогащение словарного запаса.

– Придумывание своей игры.

Дети осваивают словарный запас по татарскому языку, без напряжения осваивают употребление устойчивых выражений, расширяются возможности в запоминании и воспроизведении новой информации.