Игра «Треугольники – ассоциации»
(Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста)
Альбина ХАБИБУЛЛИНА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада «Байгыш» с. Высокая Гора
Цели:
– знакомство со словами, обозначающими цвет, форму, название животных, названиями членов семьи;
– обогащение словарного запаса;
– закрепление знаний слов на татарском языке в игровой форме;
– учить находить похожие предметы “ассоциации” по цвету, по форме, слова-созвучия.
Задачи:
– посредством использования современных методов обучения, активизировать в речи слова, обозначающие предмет, его признак, действие;
– формировать элементарные навыки построения несложных фигур;
– учить детей не только отдельным речевым действиям, но и умению ориентироваться в ситуации общения и самостоятельно находить речевое решение, выбирая для этого соответствующие слова;
– способствовать точной передаче мыслей в речи, развивать речевой самоконтроль;
– погружать детей в языковую среду;
– дать возможность испытать чувство радости от выступления.
Ход игры
(Дети выбирают белые треугольники – середина. Собирают большой треугольник из оставшихся треугольников. В каждом белом треугольнике есть свое задание.)
1-й треугольник – задание
– Что изображено на белом треугольнике? (Ладошка и хлеб)
– Как по-татарски хлеб? (Ипи)
– Угости, если название слова заканчивается на звук [и]. (Ребёнок находит предметы и выкладывает их на треугольники.)
Ребёнок (находит картинки из фетра с изображением предметов, каждое действие проговаривает вслух).
Әти – заканчивается на и.
Әни – заканчивается на и.
Песи – заканчивается на и.
2-й треугольник – задание
– Что изображено на белом треугольнике? (Круг)
– Как по-татарски круг? (Түгәрәк)
– Собери предметы, похожие на круг, по-татарски – түгәрәк.
Ребёнок (находит картинки из фетра с изображением предметов, каждое действие проговаривает вслух).
Алма – круглое, түгәрәк.
Туп – круглый, түгәрәк.
Шар – круглый, түгәрәк.
3-й треугольник – задание
– Какого цвета треугольник в середине? (Белого)
– Как будет белый по-татарски? (Ак)
– Если есть в названии слова ак, ты найди его быстрей и предметы белого цвета по-татарски будет ак.
Ребёнок (находит картинки из фетра с изображением предметов, каждое действие проговаривает вслух).
Сөт – молоко – белое – ак.
Куян – заяц – белый – ак.
Курчак заканчивается на -ак
Ожидаемые результаты
– Быстрое запоминание информации.
– Проявление инициативы, самостоятельности.
– Развитие мелкой моторики рук.
– Обогащение словарного запаса.
– Придумывание своей игры.
Дети осваивают словарный запас по татарскому языку, без напряжения осваивают употребление устойчивых выражений, расширяются возможности в запоминании и воспроизведении новой информации.