«И моңлы, нурлы Тукай!»

«И моңлы, нурлы Тукай!»

(Бәйрәм сценариесы)

Кадрия САБИРОВА,

Казандагы 366 нчы балалар бакчасы тәрбиячесе

 

Максат: татар һәм рус балаларын Г. Тукай иҗаты белән таныштыру.

Бурычлар:

Белем бирү: балаларның Г.Тукай турындагы белемнәрен ныгыту, аның иҗаты аша сәхнәләштерү күнекмәләре формалаштыру.

Үстерү: публикада үзен ышанычлы тотарга, кыю булырга шартлар тудыру, сәнгатьле уку күнекмәләрен үстерү.

Тәрбияви: бәйрәмчә кәеф булдыру, шагыйрь иҗатына кызыксыну уяту.

Зал бәйрәмчә бизәлә, авыл өе, күл күренеше. «Бәйрәм бүген» көе астында татар төркеме балалары сәхнәгә чыга.

Балалар.

1. Салкын кышлар үтеп яз килгәндә,

Җылы яктан кошлар кайтканда,

Туган көнең синең, бөек Тукай,

Тугры халкың итә тантана.

2.«Туган телне» яттан белеп

Үсеп җиткәнбез шулай.

Барлык татар балалары

Ярата сине, Тукай!

3. Тылсымлы шигырьләреңне

Укыйбыз кабат-кабат.

Балачак хыялларына

Бирәләр алар канат.

4.  Әле укый белмәсәк тә,

«Туган телне» җырлыйбыз.

Бу  – Тукай абый бүләге,

Иң гүзәл бер җыр дибез!

5.  Әкиятләрен сөйләп,

Телләребез ачыла.

«Су анасы», «Шүрәле» дә –

Безгә якын барысы да!

6.  Апрель җитсә исемеңне

Җырына куша тургай.

Милләтеңнең кояшы син,

И моңлы, нурлы Тукай!

Ведущая (презентация күрсәтеп сөйли). Сегодня в нашем детском саду праздник, день рождение великого татарского поэта – Габдуллы Тукая! Апрель и Тукай не разделимы, ведь именно 26 апреля родился великий поэт татарского народа Габдулла Тукай! И сегодня день рождения великого поэта. Он с малых лет остался без папы и мамы. Это было очень тяжелое, голодное время. После смерти родителей даже в семье бабушки и дедушки не нашлось куска хлеба для малыша. Позже Габдулла Тукай писал: «В этом доме своих детей называли голубками, а я среди них был как галчонок».  Чтобы спасти  жизнь маленького Апуша, принимают решение отдать его какой-нибудь семье, чтобы там о нем позаботились. И вот его отправили с человеком, который ехал на базар. Тот человек встал на базаре и громко кричал: «Отдам ребенка на пропитание, кто возьмет?!» Нашлись добрые люди и приютили малыша. Наконец он наелся хлеба. Так его детство прошло в разных семьях, потому что приемные родители умерли от болезни, а в  следующей семье родился собственный ребенок.  Когда Габдулле было 10 лет, его нашла тетя и взяла к себе. Тукай был очень способным и старательным мальчиком: учился в татарской гимназии и в русской начальной школе. Он изучал русский, татарский, арабский, иранский и тюркские языки. Габдулла Тукай прожил всего 27 лет, и сочинял на протяжение 8 лет. Он писал как для взрослых, так и для детей много стихов, песен, и сказок. По его произведениям создано очень много мультфильмов. Назовите их. (Дети называют.)

Раздается стук. Под музыку входят Коза и Баран (взрослые)

(у Козы за спиной мешок с атрибутами из произведений Г.Тукая).

Коза/Кәҗә. Исәнмесез, балалар! Исәнмесез, апалар! Хәлләрегез ничек? Безне таныдыгызмы? Мин кем? (Дети отвечают.)

Баран/ Сарык. Ә мин кем? (Дети отвечают.)

Коза и Баран здороваются с детьми и гостями.

Ведущая. Ребята, а вы узнали герои какой сказки пришли к нам в гости? (Из сказки Г. Тукая «Сказка о Козе и баране».)

Коза/Кәҗә. Урманда ишеткән идек, сездә бәйрәм буласын. Мы узнали, что в вашем детском саду сегодня праздник Габдуллы Тукая, а он является автором нашей сказки, поэтому мы решили, что должны обязательно попасть к вам на праздник.

Алып баручы. Килүегез бик әйбәт булды. Кәҗәкәй, капчыгыӊда нәрсә бар синең?

Коза/Кәҗә. Балалар сиңа әйтерләр. (Ответы детей.)

Алып баручы. Әллә бәйрәмгә бүре башын алып килдегезме?! Неужели вы к нам на праздник принесли волчью голову?

Баран. Юк ла инде! Нет, мы для вас принесли не волчью голову, а много чего интересного. Хотите узнать? Все что лежит в этом мешке связано с именем Габдуллы Тукая. Доставай Коза, из мешка сюрпризы?

Коза (коза достает козу). Зачем ты положил козу в мешок?

Баран/ Сарык. Мин кәҗәләрне яратам бит.

Ведущая. Наверное вы хотели услышать стихотворение Тукая «Гали и коза».

Баран. Әйе, дөрес. Кто из вас знает это стихотворение Тукая?

«Гали белән кәҗә». Г.Тукай

Безнең Гали бигрәк тату кәҗә белән,

Менә кәҗә карап тора тәрәзәдән.

Гали аны чирәм белән кунак итә,

Кәжә рәхмәт укый: сакалын селкетә.

Ведущий. Что еще у вас есть в мешке интересного?

(Баран достает  клубочек ниток.)

Алып баручы. Нинди әкияттән икән бу йомгак?  Вспомним мультфильм «Озорная Кошка». Сейчас юные артисты  покажут свой талант.

Ведущий.  Что еще есть у Вас в мешке?

(Коза достает крылья бабочки или картинку.)

Ведущий. Малыши  приготовили для вас стихотворение «Малыш и мотылек».

Коза. Булдырдыгыз, балалар.  Баран, хочешь, я тебе загадаю загадку, отгадаешь?!

Баран. Давай попробую. Ребята, вы мне поможете?

Коза.

Весело хвостом виляет,
Во дворе с детьми играет.
Вот и  тапки уволок…
Озорник у нас? (Щенок.)

Ведущий. Ребята приготовили инсценировку к стихотворению «Ленивый пес». Давайте встретим их аплодисментами.

Коза/ Кәҗә. Балалар, сез Тукайның нинди әкиятләрен беләсез?

(Ответы детей.)

ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ «ВОДЯНАЯ»

Участвуют мать, су анасы, мальчик, рассказчик.

(Водяная садится около декорации озера, мать  в домике.)

 Рассказчик. Лето. В жаркую погоду любо в озере играть, брызгаться, нырять, плескаться, плавать, воду лбом бодать.

(Вбегает мальчик, запыхавшись, говорит.)

Мальчик. Я резвился больше часа,

Нипочем теперь жара.

Но из озера, однако,

Вылезать пришла пора.

Что-то боязно мне стало,

Нет ведь рядом ни души.

Рассказчик. Натянул штаны, рубашку,

Весь продрогший – хоть пляши!

Он уже домой собрался,

Оглянулся на мостке –

Глядь! – там ведьма водяная,

Ноги свесила с доски!

Причесалось чудо-юдо и в мгновение одно.

В озеро – бултых! – нырнуло и ушло к себе на дно.

На мостках, забытый ведьмой, блещет гребень золотой!

Гребень взял – давай бог ноги, побежал в село скорей.

(Забегает за домик и прячется, слышится голос Водяной.)

Водяная. Держите вора!

Стой, негодный, погоди!

Отдавай немедля гребень,

В грех старуху не вводи! (Ищет, подходит к окну стучит.)

Мать.

– Кто там, в полночь колобродит?

Тьма, не видно ничего! (Высовывается в окно.)

         Ну, чего еще тут надо?

Грабят, что ли, там кого?

Водяная. Водяная я, откройте! (Мать выходит.)

Где мой гребень золотой?

Знай, на озере сегодня

Вором стал сыночек твой!

(Мать выводит мальчика, он отдает Водяной гребень и просит прощение.)

Мальчик. Стала мать меня ругать,

Вот ругала, вот ругала,

Вот дала мне нагоняй.

С той-то взбучки материнской

Научился я добру.

Есть хозяин или нету –

Ввек чужого не беру!

(Поклон всех героев.)

Ведущий. Коза, Баран у вас мешок большой, что вы нам еще принесли?

Баран.  А теперь ты отгадай мою загадку. В какой сказке Тукая друзья смогли одолеть врага благодаря хитрости и смелости?

Коза. Конечно же знаю… Шурале!

Баран. Подумай, может, ребята помогут? (Достает голову волка из мешка.) Конечно же эта сказка про нас с тобой. Так и называется «Сказка про Козла и Барана» Ребята  покажут нам ее.

Инсценировка сказки «Коза и Баран»

(Баран и Коза хвалят детей.)

Ведущий. Коза, что же еще в мешке есть?

(Коза достает из мешка ребус. («7 я»)

Коза. Какое слово здесь спрятано?

(Дети отгадывают.)

Баран. Ребята, кто из вас знает стихотворение Г.Тукая про семью?

Алып баручы. Хәзер сөекле шагыйребезнең «Безнең гаилә» шигырен тыңларбыз. Һәркем өчен гаиләсе кадерле, газиз бит. Үзегезнең гаиләгезне яратыгыз, хөрмәт итегез.

Алып баручы. Кәҗә, капчыгыңда берәр нәрсә калдымы?

Кәҗә. Калды, тик мин аны болай гына бирмим. Миңа матур итеп җыр җырлагыз – минем туган телемдә –Тукай телендә.

Алып баручы. Татар теле безнең дә туган телебез. Бу турыда  Габдулла Тукайның  туган тел гимнына әйләнгән җырын башкарабыз.

ҖЫР «ТУГАН ТЕЛ» (ярым түгәрәктә)

Баран/ Сарык. Кәҗәкәй, әйдә, балаларны шатландырыйк, капчыктагы күчтәнәчләрне артистларга өләшик.

(Коза и Баран достают из мешка гостинцы и угощают детей артистов.)

Баран, Коза. Пришло время, ребята, с вами расставаться. Нам очень понравился праздник посвященный Габдулле Тукаю. До свидания!

Алып баручы.

Котлы булсын ил рухланып

Бәйрәм иткән Тукай көне.

Тукай көне, Тукай көне –

Туган телнең туган көне!

Шуның белән безнең бәйрәмебез тәмам. Г. Тукайны онытмагыз, әкиятләрен, шигырьләрен укыгыз!