Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями речи

№165

Алсу ФАХРУТДИНОВА,

воспитатель 1 квалификационной категории детского сада № 272 с татарским языком воспитания и обучения г. Казани

Резеда ГАТИЯТОВА,

учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада № 272 с татарским языком воспитания и обучения г. Казани

Сегодня педагоги, работающие в дошкольных образовательных учреждениях, все больше внедряют в свою работу различные инновационные технологии.

В чем же заключается инновационная деятельность в ДОУ?

Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. А значит инновационные технологии в образовательном процессе – это создание нового компонента, который ранее не  существовал.

Таким образом, основной целью инновационных технологий в ДОУ является модернизация образовательного процесса. Для этого педагогические коллективы в детских садах разрабатывают новейшие модели по воспитанию и интеллектуальному развитию детей. Современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие.

Специалисты утверждают, что инновационные технологии в ДОУ внедрять не только можно, но и нужно.

Сегодня в детских садах применяется более сотни образовательных технологий. Самые распространенные из них:

— здоровьесберегающие технологии;

— технологии, относящиеся к проектной деятельности;

— технологии, используемые в проектной деятельности;

— информационно-коммуникационные технологии;

— технологии, ориентированные на каждую отдельную личность (личностно-ориентированные);

— так называемые игровые технологии.

Мы считаем, что наиболее важные из них – это здоровьесберегающие технологии. Так как дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья, то очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.  Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка  на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Из них наиболее важными видами деятельности, на наш взгляд, являются коррекционные технологии.

Панфиленко Г. И. в своей работе  «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе» пишет: «…Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи. В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Поэтому логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю, психологу и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

По словам Мельниковой З. И., роль учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. Решение данной проблемы видится во внедрении тех технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идет на пользу здоровья детей, т. е. здоровьесберегающих технологий.

Поэтому на логопедических занятиях нами используются следующие элементы здоровьесберегающих технологий: психогимнастика, пальчиковая и дыхательная гимнастика, логоритмические упражнения,  су-джок терапия, релаксация, подвижные и спортивные игры и упражнения, динамические паузы.
ФГОС ДО впервые выделил раздел «Коррекционная работа», который предусматривает использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушения в развитии.

Таким образом, мы решили объединить две инновационные педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, в данном случае коррекционная работа,  и проектную деятельность.

Коррекционная работа представляет собой  процесс, который направлен на всестороннее развитие речевых навыков дошкольника. Он включает в себя  обогащение и активацию словарного запаса;обучение правильному употреблению ряда грамматических категорий русского языка;развитие навыков связной речи;коррекцию звукопроизношения;развитие навыков фонематического анализа и синтеза;обучение грамоте.

В некоторые из названных аспектов формирования речевых навыков дошкольника мы внесли элементы патриотического воспитания. Мы предполагаем, что это окажет огромное влияние на повышение уровня патриотической воспитанности детей.

В связи с тем, что в настоящее время патриотическое воспитание стало задачей государственной важности, поэтому в дошкольных учреждениях данная работа не менее важна и актуальна.

Изучение истории родного края, её культурных традиций –важное  направление в воспитании у детей  чувства любви к Родине, в воспитании гражданина.  Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении его личности.

В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. Но с введением в действие федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменение содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Как следствие, забота о гражданском и патриотическом воспитании дошкольников приобретает на сегодняшний день для всех актуальное значение. Необходимо заинтересовать детей возможностью самому понять, что чувство патриотизма неотъемлемая черта личности.

В настоящее время не изучена в полном объёме  проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, и на наш взгляд, в дошкольных учреждениях в логопедических группах учителя-логопеды, традиционно занимаясь коррекцией речи, мало уделяют внимания патриотическому воспитанию. Дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в речевой деятельности: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности. Поэтому очень важно обращать внимание на проблему патриотического воспитания детей с общим недоразвитием речи, где это направление  должно тесно перекликаться с коррекционно-развивающей работой с детьми с ОНР.

Исходя из этого мы решили разработать проект,  посвященный вопросам обновления коррекционно-воспитательной работы с детьми с общим недоразвитием речи  через взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников  в условиях современного дошкольного образования. Суть проекта заключается в создании условий для развития патриотического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи, через внедрение регионального компонента в коррекционную работу с детьми, что доказывает актуальность данного проекта.

В соответствии с ФГОС ДО содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений: о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира. В свою очередь образовательная работа осуществляется по пяти направлениям развития детей дошкольного возраста: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, физическому и художественно-эстетическому, где каждая из них направлена на развитие какой-либо детской деятельности.

Таким образом, планируя свою работу, мы акцентировали  внимание на том, что в нашем проекте вся детская деятельность строится на взаимосвязи этих образовательных областей, в каждой из которой прослеживаются задачи по формированию нравственно-патриотических чувств и задачи  по формированию лексико-грамматических средств языка, развитию связной речи, уточнению и расширению словарного запаса, которые мы систематизировали и  реализовали во всех видах деятельности в нашей работе. Особое внимание уделяется закреплению навыка связного, последовательного, выразительного пересказа литературных произведений, умению передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей. В проекте знакомство с родным краем проходит одновременно с использованием упражнений для коррекции речи, по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, рассказов из собственного опыта. Данная работа не только формирует у детей чувства патриотизма и гражданственности, но и помогает устранить определённые дефекты речи, а также позволяет в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.Учитывая все эти особенности, мы разрабатывали и продумывали каждый вид деятельности по ознакомлению с родным краем  в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Следуя  выше сказанному, практическая значимость данной работы заключается в том, что предполагаемый проект предназначен для педагогов, работающих с детьми шести-семи лет с общим недоразвитием речи и представляет собой примерный комплекс мероприятий: образовательную деятельность, игры, викторины, эстафеты, рассматривание иллюстраций, альбомов, фотоснимков с достопримечательностями, чтение художественной литературы, работа по ее содержанию, драматизация, рассказ воспитателя, беседы, речевые игры, заучивание наизусть и многое другое. Совокупность всех этих видов деятельности выражается в определённой последовательности и позволяет решать поставленные нами цели и задачи.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с родным краем,мы определили цели проекта: формирование нравственно — патриотических отношений, чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны; воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны; расширение словарного запаса, активизация словаря по данной теме; развитие выразительности речи детей, общей и мелкой моторики; совершенствование навыков связной речи, то есть формирование целостной модели  патриотического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи.

В связи с вышеизложенным мы поставили перед собой следующие задачи:

  • Воспитывать у детей дружелюбное отношение к сверстникам разных национальностей.
  • Воспитывать чувство любви к родному городу, вызвать желание беречь природу родного края, интерес к историческому прошлому родного края.
  • Развивать чувство ответственности и гордости за достижения людей своей республики.
  • Развивать интерес к жизни разных народов, к их культуре, традициям и истории.
  • Развивать речь детей, способствовать повышению выразительности речи. Развивать общую и мелкую моторику, логическое и ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, воображение, пространственную ориентацию.
  • Расширять словарный запас детей, совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, отрабатывать дикцию, интонационную выразительность речи, воспитывать культуру речевого общения.
  • Совершенствовать навыки связной речи.
  • Формировать умение связно рассказывать о своей семье, о своих родных.
  •  Развивать творческие способности.
  • Закреплять умение согласовывать речь с движениями.
  • Формировать представления детей о родном городе, уважение к государственной символике /гербу, флагу, гимну./
  • Знакомить с устным народным творчеством народов Поволжья, с элементами их национальных узоров, народными промыслами.
  • Познакомить с творчеством Г.Тукая, Р.Миннулина, М.Джалиля.
  • Познакомить с легендой возникновения г. Казани.
  • Познакомить с гербом Казани, гербом и флагом РТ, РФ.
  • Познакомить детей с архитектурными памятниками и достопримечательностями города и республики.
  • Познакомить с татарским и русским национальными костюмами.
  • Знакомить с народными подвижными играми, пальчиковыми играми, считалками,  пословицами, стихотворениями о Родине, о Казани. с произведениями для детей татарских писателей и поэтов.

Спектр применения проекта достаточно широк: его можно применять как самостоятельный раздел, так и в такой деятельности, как формирование целостной картины мира (ФЦКМ), а также в разнообразной работе вне проведения образовательной деятельности.

Это должно коснуться и узких специалистов ДОУ, направить исследования специалистов в русло нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Проектируя воспитательно – образовательный процесс по данному направлению, важно через планирование объединять деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения: воспитателей, учителей-логопедов, педагогов по обучению татарскому языку, инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования. Необходима систематическая работа по согласованию содержания деятельности педагогов.

В связи с этим, воспитатель и учитель-логопед в начале года составляют план по взаимосвязи всех тематических занятий, направленных на реализацию задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

На подгрупповых логопедических занятиях дети осваивают и закрепляют с логопедом те же лексические темы, с которыми в данное время они знакомятся в группе с воспитателем. Например, логопедом специально подбираются задания и упражнения /чистоговорки, пословицы, речевые и пальчиковые игры/, решаются речевые задачи, такие как автоматизация звукопроизношения, расширение словарного запаса, развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи, развитие диалогической и связной речи, умение составить полный рассказ по картинкам, используются различные дидактические игры, обогащение речи образными выразительными средствами /эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами/.

На выпуске в школу по результатам диагностик виден положительный результат: у детей расширен кругозор, развита любознательность, сформированы конкретные понятия о доме, семье, городе, малой и большой Родине, усвоены лексические и грамматические средства языка, развиты навыки связной речи, расширен словарный запас.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей наиболее эффективна при систематической работе по этому направлению и тесном взаимодействии ДОУ и родителей воспитанников. В настоящее время в некоторых семьях вопрос воспитания патриотизма не совсем считается важным, в связи с  их большой   занятостью или их малой осведомленностью по данному вопросу. Поэтому,  начиная свою работу по проекту, мы столкнулись с тем, что  есть дети, у которых занятость родителей не позволяет заниматься с детьми в нужном объёме; есть дети с нарушениями в речи, так как группа логопедическая,  и в работе с ними возникают  также свои трудности.  Работая над этой проблемой, в проекте материал подобран  таким образом, чтобы интерес у  детей был постоянным и систематическим. А так как группа логопедическая, с детьми одновременно проводилась работа и над речью.

Систематическая работа по этому направлению, тесное взаимодействие педагогов ДОУ и родителей воспитанников, заинтересованность детей, дает положительные результаты. Знания, полученные детьми во время работы по проекту, повысили значимость духовно – нравственных качеств личности каждого ребенка. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного края. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.

Таким образом, коррекционная технология, используемая в комплексе с формированием нравственно-патриотического воспитания, в итоге формирует у детей не только привычку к  здоровому образу жизни, но и  воспитывает в детях любовь и уважение к родному краю, дружелюбное отношение к детям других национальностей, способствует усвоению лексических и грамматических средств языка, развитию навыков связной речи, расширяет словарный запас.

Список литературы:

1. Мельникова З. И. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 997-1001.

2. Панфиленко Г. И., Кудрина Л. В., Бондаренко Т. А., Григорян К. И. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 54-56.