Городецкие узоры
(Занятие в подготовительной логопедической группе) Елена БУРЗУЕВА, воспитатель детского сада №316 г. Казани Цели: – расширение кругозора в области декоративно-прикладного искусства родного края; – создание условий для раскрытия творческого потенциала и ручной умелости ребенка; – ознакомление с городецкой росписью и ее особенностями; – закрепление техники рисования основных элементов. Программные задачи: Образовательные: – продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями, ее производстве, истории; – учить рисовать новые элементы росписи – купавки и розана; развивающие: – учить детей создавать узоры из знакомых элементов городецкой росписи на деревянных досках; – упражнять в прорисовке главных и дополнительных элементов узора, упражнять в рисовании всем ворсом, концом кисти, тычком, ватной палочкой; – развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов; воспитательные: воспитывать у детей любовь к своей Родине, к природе, к народному творчеству; коррекционно-речевые: – развивать связную речь; – продолжать учить детей отвечать на вопросы; – побуждать к участию в беседе, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами; – развивать мелкую моторику рук посредством работы с кистью и ватными палочками. Предварительная работа: – просмотр альбомов «Городецкая роспись», «Хохлома», «Гжель», «Дымка»; – знакомство с народным декоративно-прикладным искусством «Городецкая роспись»; – организация музея изделий городецкой росписи; – беседа о Городце и городецких мастерах; – чтение стихов, прослушивание песен, потешек о городецких узорах , – дидактические игры «Составь узор из городецких элементов», «Укрась доску, деревянные игрушки»; – работа с родителями «Разрисуй деревянную доску в городецкой росписи»; – организация сюжетно-ролевой игры «Городецкие мастера». Дидактическое обеспечение занятия (наглядность, раздаточный материал): – ИКТ технологии-презентация «Городецкие узоры», «Путешествие по Городцу», «Этапы городецкой росписи», экран, ноутбук, аудио запись голоса работника музея, видео отрывок из мультфильма «Простоквашино»; – образцы изделий городецкой росписи, алгоритм последовательности, деревянные доски, гуашь, кисти, ватные палочки, салфетки, палитра, баночки с водой. Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Словарная работа: – ввести новые понятия подмалевок, теневка, оживка; – активизация слов: элементы городецкой росписи, изделия, городецкие мастера, купавка. Розан, ромашка, листок и т.д. Ход занятия |
||
Вводная часть | (Кадр из мультфильма «Простоквашино») Кто там? Это я, почтальон Печкин! Я принес вам видеописьмо из музея.
Воспитатель. Посмотрите, что это, ребята? Видеописьмо. А давайте посмотрим , что в этом письме? (Слайд. Видеописьмо музейного работника.) «Здравствуйте, ребята из детского сада «Мотылек»! Обращаются к вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим открыть выставку народных изделий, но нам не хватает экспонатов. Поэтому мы надеемся на вашу помощь и высылаем вам образец одного из них. Он не помещался в конверт и пришлось его разрезать. Думаем , что вы сможете его собрать и помочь нам.» Воспитатель. Ну, что, ребята, поможем сотрудникам музея? Дети. Да! Воспитатель. Тогда пойдемте посмотрим, что в этом конверте было. Нам нужно его собрать. (Дети собирают пазл – разделочную доску расписанную в технике Городецкой росписи.) Воспитатель. Молодцы, ребята, а что за изделие у нас получилось? Дети. Разделочная доска. Воспитатель. А что же за роспись на ней? Дети. Городецкая роспись. Воспитатель. А как вы поняли, по каким элементам? Дети. Купавы, конь, розан. |
|
Основная часть | Воспитатель. Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по Городцу и посмотреть какие еще изделия делают городецкие мастера?
Дети. Да! (Слайд. Изображение города Городец на реке Волга.) Воспитатель. На левом берегу Волги расположен красивый город Городец! А на чем же можно попасть туда по реке Волге? Дети. На корабле. Воспитатель. Хотите туда отправиться? Дети. Да! Воспитатель. Тогда в путь, проходите на корабль. Есть на Волге город Древний, Под названьем, Городец Славится по всей России своей росписью творец! Городецкая роспись – как ее нам не знать Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. Не в лесу, и не в поле, ни в лугах, ни на воле, Распустились цветы, столь земной красоты! Яркой краской горят! Чудо птицы здесь порхают Будто в сказку нас зовя. Если взглянешь на дощечку, ты увидишь чудеса! Городецкие узоры, тонко вывела рука. Городецкий конь бежит, вся земля под ним дрожит. Птицы яркие летают, и кувшинки расцветают Посмотрите на роспись — сочность красок манит, Городецкая роспись – душу нам веселит. Воспитатель. Вот мы с вами и в Городце. Ребята, посмотрите, какие экспонаты делают городецкие мастера? (Дети подходят к мольберту с экспонатами городецкой росписи: разделочные доски, кони-качалки, ложки, посуда…) Воспитатель. А я вам сейчас загадаю загадки. А вы отгадаете и назовете мне элементы городецкой росписи: 1. Она круглая, как чашка А зовут ее… (ромашка). 2. Словно чудо тут и там, Распускается… (розан). 3. Ей в жару не будет жарко, Она в воде, она… (купавка). Воспитатель. Название цветка купавка связано с очень интересной легендой. Давным-давно на Руси праздновали день Ивана-купалы. По приданиям в этот день расцветает цветок папоротника. Так называемый цветок счастья. И тот кто сорвет этот цветок, будет самым счастливым человеком в мире. С тех пор городецкие мастера используют в своей росписи цветок купавка. Воспитатель. Ребята, в музее уже ждут наших новых экспонатов. Пора нам отправляться в мастерскую. Все за мною становитесь, друг за другом повернитесь, В мастерскую мы пойдем, и работать там начнем. (Дети идут по кругу за воспитателем.) Воспитатель. Вот мы и в мастерской. Городецкие мастера расписывали свои изделия красками. В городецкой росписи существует 3 вида композиций: – цветочная; – цветочная с включением мотива конь; – сюжетная роспись. Цветочная роспись используется чаще всего, она более проста в использовании. Давайте посмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи. (Рассказ сопровождается показом презентации «Городецкая роспись» плакатом с поэтапной росписью.) Воспитатель. Сначала готовят цветной фон (часто желтый, так как раньше окрашивали луковой шелухой), на него наносят главные фигуры, в виде крупных цветовых пятен. Этот этап называется подмалевка. Ребята, розан обычно выполняется каким цветом? (Розовым.) А купавка? (Голубым.) Воспитатель. Следующий этап называется теневка. здесь используются более темные краски, бордовые или синие. (Обозначают центр цветка и лепестки.) – Ребята, скажите мне, пожалуйста, где находится центр у розана, а где у купавки? Дети. У розана центр находится в середине, а у купавы смещен к краю. Воспитатель. Правильно. – Ребята, а теперь подумайте и скажите, что делает нарядными и живыми городецкие узоры? Дети. Оживки. Воспитатель. Правильн, ребята, так как после оживки весь рисунок словно «оживает». Оживку делают белой и черной краской. Ребята, а сейчас мы с вами научимся изображать элементы городецкой росписи, так как это делают народные мастера. – План работы наш готов, превращаемся мы в мастеров. Проходите в мастерскую, одевайте фартуки. И приступайте к работе. (Звучит музыка «Подмосковные вечера, дети работают. По окончании работы дети вешают готовые доски на мольберт.) |
|
Заключительная часть | Воспитатель. Какие красивые разделочные доски у вас получились! Молодцы, ребята.
– Какая же роспись на ваших работах? – А чем вам понравились работы? – Недаром говорят: «Дело мастера боится!». Вот наши работы подсохнут, и мы их отправим в музей города Городец, чтобы там наши экспонаты могли посмотреть другие люди. Любовались гости чудом, громко восхищался, Городецкой красотой, сраженные остался. Городецкие узоры, столько радости для глаз, Подрастают мастера может быть и среди нас! Воспитатель. Прежде чем нам возвращаться в детский сад, надо снять фартуки. (Дети снимают фартуки.) Ну что, пора возвращаться! Раз – присели, Два – наклонись, Вокруг себя повернись, В детском саду, очутись! Воспитатель. Где же мы с вами побывали? Дети. В городе Городец. Воспитатель. Какое доброе дело мы с вами сделали? Дети. Новые экспонаты в музей. Воспитатель. Ребята, а теперь давайте попрощаемся с гостями. Дети. До свидания! Воспитатель. Приходите к нам еще! |
|