Главные члены предложения

Урок русского языка во 2 классе)

Евгения САЙФУТДИНОВА,

учитель начальных классов гимназии №184 г. Казани

(Русский язык, Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., 2 класс)

Цель: познакомить учащихся с главными членами предложения, их существенными признаками.

Планируемые результаты:

личностные:

– формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

– развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке;

предметные:

– обучающийся узнает, что такое подлежащее и сказуемое;

– научится различать подлежащее и сказуемое, находить их в предложениях.

Метапредметные:

познавательные УУД:

– выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;

– работать с информацией в учебнике;

– осуществлять сравнение, анализ, обобщать;

– выдвигать гипотезы, рассуждать;

регулятивные УУД:

– удерживать учебную задачу;

– составлять план действий;

– осуществлять контроль и взаимоконтроль;

коммуникативные УУД:

– с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

– допускать возможность существования разных точек зрения.

Ход урока

  1. I. Мотивация к учебной деятельности

Учитель. Посмотрите, какая сегодня хорошая погода. Солнышко приветствует нас и дарит свои лучики добра, счастья, здоровья. Оно «улыбается» нам. Давайте и мы улыбнемся друг другу.

  1. II. Актуализация знаний

Учитель. Запишите число, классная работа, подчеркнув орфограммы.

– Начинаем работать с минутки чистописания. Отгадайте загадку:

Эта буква – это слово,

В путь всегда оно готово.

О себе рассказ начнешь,

Вот её и назовёшь!

– Какова особенность этой буквы? (Буква я. Обозначает два звука в начале слова, после гласной и после разделительных ъ, ь.)

– Особая трудность в письме буквы я с другими буквами состоит в том, что мы начинаем её писать снизу, поэтому с буквами, стоящими перед ней, пишем нижнее соединение. Запишите:

Я, яя, тя, ея, кя, ся, ря.

– Подчеркните красиво и правильно написанное соединение.

– Познакомимся с новыми словарными словами. Как называется дорога с рядами деревьев по обеим сторонам? (Аллея.)

– Как называется небольшое село? (Деревня.)

– Пятый день недели? (Пятница.)

– Запишите эти слова, обозначьте орфограммы  (Аллея, деревня, пятница.)

– Какую тему мы начали изучать? (Предложение.)

– Что такое предложение? (Это слова, связанные по смыслу.)

– Составьте предложение про деревню.

– Запишем предложение на доске и в тетради:

Деревня стоит около леса.

– Сколько слов в этом предложении? (4)

– Прочитайте предложение без первого слова. (Стоит около леса.)

– Про что мы не смогли узнать? (Про то, что стоит.)

– Нравится вам такое предложение? (Нет.)

– Теперь без второго предложения. (Деревня около леса.)

– О чем не узнали? (Что делает деревня.)

– Без третьего. Деревня стоит леса.

– Правильное предложение? (Нет.)

– И без четвертого. (Деревня стоит около.)

– Можем мы какой-то вывод сделать? (Есть слова, которые обязательно должны быть в предложении, без них оно непонятное.)

– Подчеркните главные члены предложения. (Мы не можем найти главные члены предложения.)

– Кто не смог подчеркнуть?

– В чем ваше затруднение?

III. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности

Учитель. Почему вы не смогли выполнить задание? (Мы не знаем, какие слова в предложении являются главными членами предложения.)

– Тогда какая тема нашего урока? (Главные члены предложения.)

– Какую цель поставим перед собой? (Узнать, что такое главные члены предложения, научиться находить их и выделять.)

  1. IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Учитель. Как мы будем это делать? (Построим алгоритм нахождения главных членов предложения.)

  1. V. Реализация построенного проекта

Учитель. Хором прочтите предложение. (Деревня стоит около леса.)

– О чем в нём говорится? (О деревне.)

– Задайте вопрос к слову деревня. (Что? Деревня.)

– Главный член предложения, отвечающий на вопрос что? или кто?, называется подлежащее, подчеркивается одной чертой.

– Подчеркните подлежащее. Деревня

– Что говорится о деревне? (Стоит.)

– Задайте вопрос к слову стоит: деревня… (Что делает? стоит.)

– Главный член предложения, отвечающий на вопрос что делает?, называется сказуемое, подчеркивается двумя чертами.

– Подчеркните сказуемое.  Стоит

– Какой частью речи выражено подлежащее? (Именем существительным.)

– Какой частью речи выражено сказуемое? (Глаголом.)

– Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

– Прочитайте главные члены предложения. (Деревня стоит.)

– Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении.

– Давайте прочитаем, что нам про это говорит профессор Самоваров. Откройте учебники на стр.124. Прочитайте правило.

– Теперь выведем алгоритм нахождения главных членов предложения.

– Как думаете, что будет идти первым пунктом? (Прочитать внимательно предложение.)

– Затем, что нужно сделать? (Найти, о ком или о чем говорится в предложении.)

– Как убедиться, что именно это слово является подлежащим? (Проверить, отвечает ли это слово на вопросы кто? или что?)

– Убедились. Дальше что? (Подчеркнуть одной чертой.)

– Следующее действие? (Найти слово, которое обозначает действие этого предмета.)

– Нашли. Следующий шаг? (Проверить, отвечает ли оно на вопросы что делает? что делал? и т.д.)

– Проверили. Подходит нам это слово. (Подчеркнуть его двумя чертами.)

– Мы с вами составил алгоритм нахождения главных членов или эталон, который будем использовать в работе.

Физкультминутка (музыкальная)

  1. VI. Первичное закрепление

Учитель. Выполняем упр. 170. Прочитайте задание.

– Выполняем с объяснением, используя эталон.

– Объясняем первое предложение. (Кошка (что делает?) мяукает. Говорится о кошке. Кто? кошка. Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Что делает? мяукает. Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.)

– Следующее предложение объясняет… (и до конца упражнения). (Пришла долгожданная весна. Говорится о весне. Что? весна. Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Весна (что сделала?) пришла. Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.)

– Теперь упр. 171. Объясните первое предложение. (Следующее объяснение 2 и 3 предложений.)

VII. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

Учитель. Какую цель урока мы перед собой ставили? (Узнать, какие слова называются главными членами предложения, научиться находить их и выделять.)

– Удалось нам ее достичь? (Да.)

– Какие главные члены предложения вы знаете? (Подлежащее и сказуемое.)

– Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено? (Это слово, отвечающее на вопросы кто? и что?, выражено существительным.)

– Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено? (Это слово, отвечающее на вопрос что делает?, выражено глаголом.)

– Оцените свою работу на уроке, используя цветные кружочки. Кто считает, что понял новую тему и может рассказать об этом другим, нарисуйте на полях тетради зеленый кружок; те, кто сомневается, – желтый; те, кто не разобрался в новой теме, – красный.

VIII. Домашнее задание

Выполнить упр. 174.