«Героями не рождаются — героями становятся!»

№ 126

(Разработка встречи для учащихся ОВЗ 5-9 классов с участниками боевых действий в Республике Чечня) 

Зумфира САФИНА,

воспитатель Нурлатской школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья

Цель и задачи:

  • сохранять историческую память;
  • раскрыть историю трагедии участников локальных войн и конфликтов;
  • развивать   внимание, память, мышление, речь;
  • воспитывать патриота своего Отечества, способного выполнить гражданский долг, как в мирное, так и в военное время.

Оборудование:

  • мультимедийная установка и фонограммы музыкального сопровождения.
  • ноутбук
  • презентация, историческая хроника;
  • свечи

Ход занятия

1.Оргмомент.  Звучит мелодия о Родине.

Воспитатель.

— Ребята, в какой стране мы с вами живем? (Ответы детей)

— Кто, мне назовет столицу нашей Родины? (Ответы детей)

-Что для вас означает слово Родина?

Учащийся читает стихотворение Н. Полякова «Родина моя»

Что значит: Родина моя? Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля, бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад, душистой веткой каждой

Потом пшеничные поля, от края и до края.

Всё это — Родина твоя, земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней, тем больше пред тобою

Она заманчивых путей, доверчиво раскроет.

Воспитатель.

-Как вы думаете, о чём это стихотворение? (Ответы детей о Родине).

-Как вы считаете, в вас есть чувство Родины? (Предположения уч-ся)

ВЫВОД: Чувство Родины прорастает, как всё большое из малого зёрнышка. Этим зёрнышком в детстве могла быть речка, текущая  в ивняках, качели во дворе, снежная горка в сосновом бору, футбольное поле…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это история, где превыше всего ценились мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела молчаливо живущие рядом с нами.

2.Сообщение темы.

Воспитатель. Сегодня у нас необычная творческая встреча, на которой присутствуют гости – они пришли к нам на встречу. Мы рады видеть их. Встреча – это возможность поговорить, вспомнить. Поделиться с другими своими чувствами и переживаниями. Я думаю, у нас состоится откровенный разговор.

-Что же такое память народная. Нужна ли нам она сегодня.

-Что значит быть патриотами.

-Что означают эти слова? Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова.

Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу.

Мужество — храбрость, присутствие духа в опасности.

Героизм — отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Значит, мы будем говорить о героизме, о героях.

-Ребята, как вы понимаете, что означает слово «героизм»?

-Героизм — это мужество, стойкость, самоотверженность, способность к совершению подвига. Часто героизм проявляется в бою:

-Ребята, как вы думаете,каждый ли сможет стать героем?

-Какими качествами должен обладать герой?

— Кто обладает этими качествами? (Предположения уч-ся)

Тема нашей встречи — «Героями не рождаются, героями становятся!»

Давайте сегодня поговорим об этом.

3.Историческая справка. Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Чечня — болью отзывается в каждом сердце. Над Родиной сияло мирное небо. Люди учились, работали, отдыхали. А там погибали мальчишки. Война – явление жестокое, страшное. Но пока существует на нашей земле злоба, ненависть, будут существовать и войны. Они наносят боевые раны людям, уносят жизни близких нам людей. Верилось, что впереди, после всего испытанного, нас ждали только счастье и удивительная наполненная жизнь. И мир, выстраданный мир. Но в нашем обиходе появились новые странные слова «Горячая точка», «Кавказ», «Чечня».

Что теперь с нами стало?
Как Россия устала,
И какая еще ждет Россию война?
И не надо нам славы,
Нас так мало осталось. А Россия одна.

Отгремела война, зарубцевались раны, но… память хранит воспоминания и переживания, тех, которые сегодня, помогают нам восстановить истинную картину тех далёких и страшных дней…На войне есть всё и трусость и глупость и ошибки, но это не идёт, ни в какое сравнение с мужеством и героизмом, с самоотверженностью и благородством наших солдат. Именно им мы обязаны самым лучшим, что есть в нашей военной истории — отдав жизнь за Отечество, человек завоёвывает право на высшую память – на бессмертие, солдат жив, пока жива память о нём, живая, потому что память будет жить, пока мы с вами об этом будем помнить.

Тема выбрана не случайно, так как февральские дни – это особые дни, когда память возвращает нас к событиям, которые нельзя не помнить, которые нужно знать.

15 февраля – день вывода советских войск из Афганистана.

23 февраля – День защитника отечества.

Это даты – вехи истории страны, в которой мы живем.

Иногда мы не осознаем, что живем в одно время и на одной земле с героями. Настоящими героями, которые отдают Родине все и не требуют ничего взамен. Они верны однажды данной присяге. Они защищают свой народ ценой своей крови и самой  жизни. Вековая мудрость гласит: мужчина должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Многие из них не успели, и даже уже никогда не успеют это сделать. Но подвиг стоит целой жизни и вечной памяти в наших сердцах.

Инсценировка «Звон колокола».

-Что это? Ты слышишь?

-Это колокола. Колокола памяти.

— Памяти? А разве, такие бывают?

— Бывают. Слушай. Это говорит память.

-Но разве память бывает живой?

— А ты не веришь? Человек может умереть дважды.

Там, на поле боя, когда его сразит пуля,

А второй раз – в памяти народной.

Второй раз умирать страшнее.

Второй раз человек должен жить!

С чего начинается память? С берез?

С речного песочка? С дождя на дороге?

А если – с убийства? А если – со слез?

И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет

Войной начинается память.

Помните о тех, кто воюет за мир сегодня,

Помните о погибших в Афганистане!

Помните о погибших в Чечне!

Помните, люди!

Помните! Через века!

Помните! О тех, кто уже не придет никогда, —

Помните!

Вечная память павшим героям!

МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Воспитатель. В нашей школе — интернат существует давняя традиция, 15 февраля ежегодно мы проводим вечера памяти о героях, которые принимали участие в Афганской и Чеченской войнах. Мы с вами продолжили традицию. В прошлом году провели вечер памяти с приглашением нашего учителя трудового обучения, посетили стеллу в городском парке и возложили цветы.

ВЫВОД. Теперь вы понимаете, что честно бескорыстно служить Отчизне, не уклоняясь от тягот военного времени, долг каждого гражданина нашей Родины!

Сегодня мы пригласили гостей, которые, по долгу своей службы, принимали непосредственное участие в боевых действиях в Чечне. Это офицеры запаса, бывшие сотрудники МВД или как мы говорим полиции, ныне в отставке.  14 лет назад в январе месяце 2002 года они были отправлены в командировку в Чеченскую Республику для оказания помощи в наведении порядка.

Слово предоставляется гостям.

ВЫВОД. В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность — все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнём, но и в борьбе с ленью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни. Вот мы с вами и поговорили о том, что героями не рождаются, героями становятся!

— Что такое мир? МИР — это взаимопонимание, терпимость, уважение, принятие других т. е. ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Мир будущего — это толерантный мир. Мы живем в большой дружной стране,

И наша задача с вами сохранить это мир и страну, которую до нас берегли наши деды, отцы, братья.

Итог. Рефлексия.

Что нового вы узнали?

Чему мы сегодня учились на занятии?

Что понравилось на занятии?

Что было самым интересным?

Что показалось самым трудным, не понятным?

Спасибо, ребята, я хочу поблагодарить всех, кто принял участие в нашем разговоре, пожелать мира, добра и согласия. Жизни по совести. Цените мир, спокойствие, возможность учиться и жить. И с благодарностью относитесь к тем, кто буднично, но честно и самоотверженно выполняет свой воинский долг.