Геометрия сада
(Внеурочное занятие)
Светлана ВОРОНИНА,
учитель математики лицея №187 г. Казани
Тип занятия: занятие комплексного применения знаний и умений, полученных на уроках математики, ИЗО.
Цели занятия:
- показать универсальность математики и ее место в жизни;
- расширить знания учащихся по математике;
- развивать у учащихся интерес к математике;
- активизировать познавательную деятельность.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный
этап |
Приветствие. Здравствуйте, ребята! Скажите, а у вас есть любимые цветы? Я люблю васильки и ромашки. Для меня васильки – символ весны и света, белый цвет ромашки – чистота и счастье. А какие цветы любите вы? | Эмоционально настраиваются на работу. | Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других |
Воспроизведение и коррекция опорных знаний. Актуализация знаний. | Рассмотрите изображения на доске. Как можно их назвать? (орнаменты). Какие приемы используют для получения орнаментов? (симметрия, повторение). Где применяются орнаменты и для чего? (украшение одежды, посуды, домов и т.д.). попробуйте разделить орнаменты на 2 группы. По какому признаку вы их разделили? (по элементам, из которых они составлены: части растений и геометрические фигуры). | Рассматривают рисунки, сравнивают, выделяют существенные признаки, классифицируют, отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: активация мышления при рассматривании орнаментов; выработка умения осуществлять сравнение и классификацию.
Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения |
Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Геометрические орнаменты и будут предметом нашего сегодняшнего занятия. Попробуем применить орнамент в практической деятельности. Скоро начинается сезон весенних посадок. У школы нужно красиво оформить цветник. Давайте попробуем спланировать красивую цветочную клумбу в виде геометрического орнамента и посчитать, сколько рассады цветов нужно для такой клумбы. Что для этого нам нужно знать и уметь? (составлять орнамент, вычислять площади фигур, знать норму высадки рассады на кв.метр). Итак, для выполнения работы необходимо разделиться на группы.
Пусть сегодня руководителем 1 группы будет- ; 2 группы — ; 3 группы — . Внутри каждой группы нужно выбрать ландшафтного дизайнера, флориста, экономиста. Предлагаю руководителям команд подойти и выбрать конверт с заданиями. Спланируем работу: создаем клумбу, вычисляем площадь посадок, считаем количество рассады. |
Планируют, ставят цели и задачи, анализируют, выясняют какие знания по требуются, а каких данных недостает для выполнения задания, вспоминают известные им правила вычисления площадей фигур, приемы построения орнаментов, участвуют в коллективном обсуждении проблемы. | Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей
Личностные УУД: формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению
|
Применение знаний в знакомой и измененной ситуациях | Предлагаю ребятам разработать алгоритм построения геометрической фигуры на плане. Используя свои знания, вычислить площадь спроектированной клумбы. Найти материалы в таблицах о нормах посадки на один кв.метр. Вычислить стоимость каждого вида рассады на выделенной части клумбы. Составить итоговую таблицу стоимости клумбы. | Составляют орнамент из предложенных фигур, переводят одни меры измерения в другие, формулируют собственное мнение при выработке общего решения, учатся распределять работу.
Анализируют задание, ищут пути его решения, учатся выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ выполнения задания. |
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других.
Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. Личностные УУД: формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. |
Рефлексия | Ребята, а выполнили мы сегодня свой план?
Какой этап урока вам больше всего понравился? Чему мы сегодня научились? |
Отвечают на вопросы, оценивают свою работу и работу своих товарищей. | Личностные УУД: формирование границ собственного знания, формирование адекватной позитивной самооценки. |
Учитель. Ребята, сегодня на занятии у нас много гостей. Поздороваемся с ними и приступим к работе. Рассмотрите изображения на доске. Как можно их назвать? (орнаменты). Какие приемы используют для получения орнаментов? (симметрия, повторение). С орнаментом вы знакомились на уроках ИЗО. Орнамент – это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Давайте посмотрим, где применяются орнаменты и для чего? (Украшение одежды, посуды, домов и т.д.) Попробуйте разделить орнаменты на 2 группы. По какому признаку вы их разделили? (по элементам, из которых они составлены: части растений и геометрические фигуры).
Геометрические орнаменты и будут предметом нашего сегодняшнего занятия. Попробуем применить орнамент в практической деятельности.
В этом году нашей школе исполняется 50 лет. На юбилей всегда дарят подарки, море цветов. Вот и ваш класс может подготовить подарок школе. Скоро начинается сезон весенних посадок. У школы нужно красиво оформить цветник. Давайте попробуем спланировать красивую цветочную клумбу в виде геометрического орнамента и посчитать, сколько рассады цветов нужно для такой клумбы. Что для этого нам нужно знать и уметь? (составлять орнамент, вычислять площади фигур, знать норму высадки рассады на кв.метр). работу будем выполнять по группам.
Пусть сегодня руководителем 1-й группы будет – ; 2-й группы – ; 3-й группы – . Внутри каждой группы нужно выбрать ландшафтного дизайнера, флориста, экономиста. Распределите внутри своей группы роли и обязанности. Предлагаю руководителям команд подойти и выбрать конверт с заданиями. Спланируем работу: создаем клумбу, вычисляем площадь посадок, считаем количество рассады. Давайте посмотрим фотографии клумб, возможно вам это поможет в работе.
Этапы работы:
- выложить форму клумбы из геометрических фигур;
- разложить симметрично по цвету;
- рассчитать общую площадь клумбы;
- перевести размеры клумбы с учетом масштаба 1:20 в размеры фигуры на местности;
- составить дизайн-проект клумбы: разбить ее на части, подобрать ассортимент растений и их цветовую гамму;
- рассчитать количество рассады;
- заполнить ассортиментную ведомость с учетом составленного дизайн — проекта клумбы.
Каждая команда получила конверт с геометрическими фигурами, с помощью которых вы будете составлять клумбу. Рабочий лист, он поможет вам при выполнении задания. Так же в конверте есть ассортиментная ведомость, в которой предложены растения, дана норма посадки каждого вида на 1 кв.метр, и цена. Вы выбираете любые растения для своей клумбы, считаете их количество, стоимость и заполняете ассортиментную ведомость.
Подведем итог выполненной работы. Оцените совместно участие каждого члена группы в вашей работе по пяти бальной шкале (таблица участия). А теперь каждая команда представит проект своей клумбы.
Все справились со своей работой. Реализовать свои проекты вы сможете уже очень скоро, когда растает снег. Давайте поаплодируем всем! Спасибо за занятие.
Таблица участия
Команда 1.
Ф.И. | оценка |
Руководитель — | |
Дизайнер — | |
Флорист — | |
Экономист — |
Таблица участия
Команда 2.
Ф.И. | оценка |
Руководитель — | |
Дизайнер — | |
Флорист — | |
Экономист — |
Таблица участия
Команда 3.
Ф.И. | оценка |
Руководитель — | |
Дизайнер — | |
Флорист — | |
Экономист — |