Географические координаты
№ 161
Наталья ВОРОНОВА,
учитель географии I квалификационной категории гимназии №96 г. Казани
Цель урока: формирование представлений о географических координатах – широте и долготе.
Задачи урока:
– дать определение понятий «географические координаты», «широта», «долгота», показать их значение для некоторых отраслей хозяйства стран (транспорт, военный комплекс);
– активизация познавательной деятельности учащихся, развитие умения найти ответ на проблемный вопрос, логического мышления;
– научить определять географическую широту и долготу, географические координаты; научить находить по координатам точки на карте; продолжить формировать умение работать с картами.
Тип урока: закрепление знаний.
Форма урока: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: атласы, физическая карта полушарий, физическая карта России.
Ход урока
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет непростой урок, а урок-квест! А сюжет квеста вы узнаете прямо сейчас. Внимание на экран! (Просмотр видеоролика.)
Учитель. Итак, ребята, по имеющейся информации секретное оружие, которое не имеет аналогов в мире было поставлено на подводные лодки Российской Федерации. Опасный преступник Джулиус Но – участник преступный группировки «Спектр», полунемец, полукитаец с отметиной настоящего злодея протезами рук. Собирается проникнуть на вооруженную базу Российской Федерации и похитить инструкцию к использованию современного ядерного оружия. Будьте внимательными – он вооружен и опасен!
– Ребята, как вы думаете? У вас у всех есть бабочки. Они разного цвета. Кем же вы будете в этом квесте? Правильно, агентами.
– А какова будет ваша цель в этом квесте?
Учащиеся. Найдем местоположение преступника и предотвратим кражу инструкцию к использованию секретного ядерного оружия.
Учитель. Хорошо! Но для начала мне нужно проверить вашу супершпионскую подготовку. Готовы?
– У вас на столах лежат географические лабиринты. Нашли? Посмотрите на них. Вот они! Капитан команды берет в руки географический лабиринт. А я вам объясняю, как же он работает. Найдите прямоугольничек со словом «начало». Нашли? Мы читаем утверждение, если оно верное, тогда мы двигаемся по какой стрелочке, а если ложное? (Ответы учащихся.) Хорошо! По мере продвижения по стрелочкам, мы собираем буквы, а из букв складывается слово. Давайте работать вместе. (Учащиеся выполняют задания лабиринта.)
– Сложите буквы. (Координаты.) Но это урок географии, поэтому не просто координаты, а географические координаты. Молодцы!
– Как географические координаты помогут нам найти Джулиуса Но?
Учащиеся. Определим местоположение.
Учитель. Хорошо! Какова тогда цель нашего урока? (Ответы учащихся.)
Учитель. Итак наша цель урока:
– закрепить что такое географические координаты;
– закрепить приемы определения географических координат обьектов.
Но для начала, давайте вспомним все условные линии, которые есть у нас на карте? У вас на столах есть карта полушарий. Нашли? Западное полушарие и восточное. Нашли, хорошо. Приготовились слушать! Какая линия на карте является самой главной?
Учащиеся. Экватор. (Показ на контурной карте.)
Учитель. Выделим его красным цветом. А экватор есть только в одном полушарии? Конечно, нет!
–А вот это что такое? (Демонстрация на контурной карте северный и южный полюсы.)
Учитель. Замечательно! А какие линии вы еще знаете?
Учащиеся. Нулевой меридиан. (Демонстрация на слайде.)
Учитель. В каком полушарии находится нулевой меридиан? Так, хорошо! А как он по другому еще красиво называется?
Учащиеся. Гринвичский.
Учитель. А как вы легко определили нулевой меридиан? Ведь их так много?
Учащиеся. Стоит нуль.
Учитель. Итак, основные линии мы с вами вспомнили.
– Посмотрим на глобус. Все, верно! (Демонстрация слайда.) А на карте полушарий? Кто-то готов мне показать экватор, нулевой меридиан и два полюса? Пожалуйста, выходи! (Специальная указка Джеймса Бонда.)
–Ну, неплохая у вас супершпиоская подготовка! Без этих линий мы не сможем найти географические координаты и значит не сможем найти Джулиоса Но. Что же такое географичекие координаты? (Диалог с учащимися, демонстрация слайда.)
Учащиеся. Широта и долгота.
Учитель. А посмотрите, пожалуйста, что это за рисунок? (Ответы учащихся.) Правильно, это морской бой! Все играли в морской бой? Конечно! Можно ли сказать, что определяя географические координаты мы играем в морской бой?
Географическая широта бывает двух видов: северная и южная. Ребята, посмотрите на апельсин. Что он вам напоминает? А если я возьму землю и разрежу ее вот так, что у меня получится?
Учащиеся. Это будет северное полушарие и южное полушария.
Учитель. Посмотрите: я порезала апельсин таким образом (раз, два, три, четыре). Что это будет широта или долгота? Я порезала апельсин и указала вам как выглядит географическая широта. Легко запомнить. Еще раз! Это будет какая широта? А это?
Что такое географическая долгота? (Западная и восточная.) Вспоминаем наш апельсин. Если я тогда нарезала апельсин кольцами, то теперь я сделала вот так: разрезала апельсин на дольки (полуокружности) Что это? (Нулевой меридиан.)
Итак, для вас секретное послание. Внимание на экран! Мы с вами узнали, что такое географическая широта и долгота. Достаточно ли этой информации чтобы найти преступника? (Нам не хватает числового значения.) А где они подписаны эти числа? На экваторе что подписано: широта или долгота? (Широта.)
Учитель. Итак, ребята, вы прошли супершпиоскую подготовку. И нам с вами теперь необходимо приступить к поиску преступника. Для вас центр управления оставил пакет с секретным заданием. Для того, чтобы его найти, вам нужно отгадать загадку:
Мебель школьная стоит,
Ученик за ней сидит.
От начала до конца
Не разлучна с ним она.
Ищете! Раздаем каждому по листочку. И там стоит фамилия и имя. И у любого агента должно быть суперимя. Запишите свою фамилию и имя.
Задание (инструкция)
1) Составьте слово из первых букв обьектов, разгадать полученный шифр.
2) Разгадать город, в котором прячется Джулиус Но. Какая же команда быстрее справится и найдет преступника? Должно получится слово из первых букв. Не помогаем другой команде. Свяжите это слово. Но кто-то родился в этом городе. Зашифрованное слово – Кант. Верно, преступник найден. Он находится в Калининграде. (Показ на карте.) Вы только нашли преступника. Но нам этого недостаточно. Вы готовы вступить с ним в морской бой.
Правила игры:
1) Команды по очереди стреляют по кораблям.
2) При попадании в однопалубный корабль вы получаете 1 балл, в 2-х палубный соответственно 2 бала и т.д..
3) При попадании на мель вы теряете ход, загадка 1 балл и самое важное – черная метка 5 баллов. Итак, сначала вы стреляете по очереди. Каким образом вы стреляете? Вы называете географическую широту в градусах и географическую долготу. Пожалуйста, 1-я команда.
А теперь сосчитайте сколько у вас баллов.
Ребята, вы сегодня познакомились с таким человеком, как Иммануил Кант. Именно он был зашифрован у вас в послании. Верно? Вы нашли, где находится преступник. Он находится в Калининграде. Как же связан Калининград и Имманул Кант? Он родился и похоронен в этом городе. А какой же там находится флот? Что вы спасли? Какую военную базу? В Калининграде какой флот? А мы сейчас проверим. Обратите внимание на символику Балтийского флота. Хорошо, но это еще не все! А теперь обратите на символику Российского флота. Теперь вы понимаете почему ваши бабочки таких цветов. Раз уж с вам мы познакомились с таким философом как Иммануил Кант. Я считаю, что фраза сегодняшнего дня будет цитата философа: «Поступайте так, чтобы ваш поступок был возведен во всеобщее правило». Я думаю, что вы поймете смысл этой цитаты. В самом конце маршрутного листа у вас есть самооценка. Я прошу вас поставить себе оценку. Там стоит ваша оценка, оценка учителя и общая оценка будет вашей окончательной. Чуть ниже у вас идут такие высказывния, продолжите их. Отвечаем честно.
– Что вы узнали на сегодняшнем уроке…
– Что вам понравилось на уроке.?
– Какие трудности возникли?
Учитель. Сегодня на уроке вы осуществили настоящий героический подвиг: защитили Балтийский флот, нашли местоположение преступника, вступили с ним в морской бой, и он был повержен. Спасибо за урок!