Формирование жизненных ценностей у современных детей и подростков
№ 128
Гульназ ВАФИНА,
педагог-психолог Черемшанской кадетской школы-интерната имени Героя Советского Союза И.Н.Конева
Велико лишь то, что долговечно,
долговечно лишь то, что справедливо.
Джузеппе Феррари.Жизненные ценности есть у каждого человека. Они (Ценности) – являются отражением его сущности, движущей силой, которая влияет на мировоззрение и формирование личности. В чем конкретно заключаются ценности жизни и как их подобрать для себя? Откуда они зарождаются? Хотя ценности человека стабильная структура, они меняются под влиянием внешних обстоятельств и внутренних переживаний. Фундаментальное значение имеют те ценности, которые закладываются еще в детстве. При этом они не возникают мгновенно, они формируются с течением жизни. Чем взрослее становится человек, тем более стабильные ценности его отличают.
Работая в школе педагогом-психологом более 10 лет, я убеждаюсь в том, что невозможно создать набор ценностей, делающих как в сказке человека успешным и востребованным, но можно следовать по жизни той дорогой, делающей человека таковым.
Дети приходящие в школу представляют собой закупоренные сосуды, каждый из которых имеет свой наполнитель с особым характером и темпераментом. Судя по собственной практике изменить сущность человека очень сложно, практически невозможно, но создать необходимые условия для полноценного развития и личностного роста ребенка имеется возможным, безусловно, строго учитывая его возраст и индивидуальные особенности. Работая с ребятами, я стараюсь объяснить, что ценности каждого человека индивидуальны, как отпечатки пальцев. И что именно сегодня мы делаем все для того, чтобы построить неповторимую пирамиду жизненных, общечеловеческих духовных ценностей.
Дети очень любят приятно поговорить о своих ценностях, о потерянных ценностях – попереживать, но не каждый из них осознает, что для того чтобы жизненные приоритеты совпадали с сегодняшними событиями их существования необходимо много трудиться, а именно работать над самим собой.
Будучи психологом, я применяю в работе пакеты различных психологических методик, которые приспособлены к условиям воспитательного процесса нашей школы.
Целый ряд эмпирических методов, позволяет получить информацию о личности школьников и уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности, качествах личности, межличностных отношениях в классном коллективе, а также определить иерархию жизненных ценностей у воспитанников школы.
Если опираться на первичные результаты, то можно судить о том, что больший процент анкетируемых детей заинтересованы материальными благами, успехом и властью больше, чем духовными ценностями. Задаваясь вопросом самой себе, почему же так получается? Почему ученики деньги ставят на первое место? Почему семья, любовь, здоровье ушли на второстепенный план?
Ответ был очень простым, который не совсем радовал – это искусственно преувеличенное значение материальных ценностей в жизни человека. Оно поддерживается на ментальном уровне большинства людей под воздействием постоянного теле и аудио вещания социума и внедрения в подсознания образов и стереотипов восприятия себя значимым и исключительным. И воспитанники абсолютно уверенно говорили о том, что материальный достаток предоставляет большие возможности в будущем, они не хотят думать о долгах или отсутствии денег.
Встала серьезная задача рационального распределения сформированных жизненных ценностей у воспитанников, чтобы каждый из них помимо материальных ценностей задумывался о ценности духовного, творческого, профессионального развития. Понимал то, что много денег не приносит радости человеку если он одинок, несчастлив или же болен, важно, чтобы твой материальный достаток, блестящий успех разделяли очень близкие и любящие тебя люди.
Я считаю, нравственное воспитание в школе должно оказывать систематическое влияние на жизнь каждого ученика, проникать в учебную, трудовую, общественно, культурную и другие деятельности. Помогать им более глубже раскрывать мотивы безнравственных и нравственных поступков.
С этой целью в школе проводится масса мероприятий, которые несут в себе элементы нравственного, патриотического воспитания, в которых заложены основы жизненных ценностей человека.
Дети должны знать и помнить подвиги ветеранов Великой Отечественной Войны, с этой целью, в нашей школе организовано шефство над ветераном ВОВ (Чупахиным Александром Васильевичем). Это вошло в образ жизни ребят, они не только помогают и поддерживают его, но принимают ветерана, как старшего опытного друга, общаются и советуются с ним. Многие ребята доверяют ему свои проблемы, взамен получают грамотный совет и рекомендацию от мудрого, мужественного, интелегентного человека. Получается своего рода реабилитация через реабилитацию.
На заседаниях Совета профилактики и отряда профилактики проводятся разъяснительные работы с теми воспитанниками, которые позволили нарушить элементы внутреннего распорядка школы. Ребятам вновь сообщаются правила поведения, и разъясняется значение каждого правила, подчеркивается необходимость обязательного выполнения.
Специфическими методами формирования морального сознания являются этические беседы, лекции, конференции, семинары, мозговые штурмы, диспуты, встречи с выпускниками школы, легендарными личностями, героями, проведение родительских собраний. Например: Организованы встречи воспитанников с выпускниками нашей школы: со Сваровским Н.А., Мироновым Э.Ю. которые являются безукоризненными примерами для наших ребят.
Для родителей в нашей школе организовываются дни открытых дверей, где они свободно могут посещать все уроки интересующих их преподавателей, обращаться за индивидуальной психологической консультацией по вопросам обучения детей и личного характера. Родительские собрания мы проводим не только в форме лекций, бесед, но и в форме тренингов и занятий с элементами тренинга, включая фрагменты нравственного воспитания (ответственность, уважение, справедливости, доброты т.д.), с целью повышения психолого-педагогических знаний .
Много мероприятий в школе носят патриотический характер, что является основополагающим в нравственном воспитании. Например: «Принятие в кадеты», «День героев Отечества», Чествование на классных часах Героев России, Парламентский час, Районное мероприятие «Есть такая профессия – Родину защищать» и многое другое.
С целью воздействия на поступки, сознание и поведение воспитуемых, эффективным является применение в качестве примеров жизнь и достижения окружающих и деятельность великих людей, героев литературных произведений, кинофильмов и театральных спектаклей. Примеры обладают наглядностью, большой силой эмоционального воздействия на детей. Например: встреча с Героем России Кораблевым, врачами ЦРБ, зам. Главы района по вопросам ЧС и коррупции, предметная неделя психологии «Неделя профессий в школе» с приглашением специалистов разных профессий: писательница Сафиуллина Г.С., бизнесмен Латыпов Б.Г., начальник ГИБДД ХалиуллинС.Н., корректор районной газеты «Наш Черемшан» Ромин С.А., нотариусом района Фасхутдинова Л.Ш. и многие другие.
В нашей школе ребята активно занимаются в движениях «Юннармейцы», «Самостоятельные дети» и «Волонтер». Эти учащиеся отличаются своим оптимизмом, целеустремленностью, мужеством и любовью к людям и Отечеству.
После капитального ремонта в школе у нас появилась возможность открыть полноценно функционирующий психологический кабинет, который является необходимым инструментов учебно-воспитательного процесса и позволяет реализовывать планы и мероприятия психологической службы образовательного учреждения. Своевременное формирование кабинета, демонстрация всех форм и методов психологической деятельности дали нам возможность стать в 2018 году, лауреатами Республиканского конкурса психологических кабинетов образовательных организаций.
Мы не можем до конца утверждать, хорош ли этот мир или плох, что лучше в этом мире – страдания или блага, богатство или бедность, все это пока остается для нас тайной, которую необходимо постигать человеку в течение всего своего жизненного пути.
Однако я уверена, что наша длительная и энергозатратная работа очень важна и необходима в данной возрастной группе детей. Каждый воспитанник нашей школы получает фундаментальную базу нравственно-воспитанной личности, несущей в себе главные жизненные ценности: семья, любовь, здоровье, душевный комфорт, который готов к защите своей семьи, своих родных, друзей и Родины.
Формирование жизненных ценностей у современных детей и подростков
Гульназ ВАФИНА,
педагог-психолог Черемшанской кадетской школы-интерната имени Героя Советского Союза И.Н.Конева
Велико лишь то, что долговечно,
долговечно лишь то, что справедливо.
Джузеппе Феррари.
Жизненные ценности есть у каждого человека. Они (Ценности) – являются отражением его сущности, движущей силой, которая влияет на мировоззрение и формирование личности. В чем конкретно заключаются ценности жизни и как их подобрать для себя? Откуда они зарождаются? Хотя ценности человека стабильная структура, они меняются под влиянием внешних обстоятельств и внутренних переживаний. Фундаментальное значение имеют те ценности, которые закладываются еще в детстве. При этом они не возникают мгновенно, они формируются с течением жизни. Чем взрослее становится человек, тем более стабильные ценности его отличают.
Работая в школе педагогом-психологом более 10 лет, я убеждаюсь в том, что невозможно создать набор ценностей, делающих как в сказке человека успешным и востребованным, но можно следовать по жизни той дорогой, делающей человека таковым.
Дети приходящие в школу представляют собой закупоренные сосуды, каждый из которых имеет свой наполнитель с особым характером и темпераментом. Судя по собственной практике изменить сущность человека очень сложно, практически невозможно, но создать необходимые условия для полноценного развития и личностного роста ребенка имеется возможным, безусловно, строго учитывая его возраст и индивидуальные особенности. Работая с ребятами, я стараюсь объяснить, что ценности каждого человека индивидуальны, как отпечатки пальцев. И что именно сегодня мы делаем все для того, чтобы построить неповторимую пирамиду жизненных, общечеловеческих духовных ценностей.
Дети очень любят приятно поговорить о своих ценностях, о потерянных ценностях – попереживать, но не каждый из них осознает, что для того чтобы жизненные приоритеты совпадали с сегодняшними событиями их существования необходимо много трудиться, а именно работать над самим собой.
Будучи психологом, я применяю в работе пакеты различных психологических методик, которые приспособлены к условиям воспитательного процесса нашей школы.
Целый ряд эмпирических методов, позволяет получить информацию о личности школьников и уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности, качествах личности, межличностных отношениях в классном коллективе, а также определить иерархию жизненных ценностей у воспитанников школы.
Если опираться на первичные результаты, то можно судить о том, что больший процент анкетируемых детей заинтересованы материальными благами, успехом и властью больше, чем духовными ценностями. Задаваясь вопросом самой себе, почему же так получается? Почему ученики деньги ставят на первое место? Почему семья, любовь, здоровье ушли на второстепенный план?
Ответ был очень простым, который не совсем радовал – это искусственно преувеличенное значение материальных ценностей в жизни человека. Оно поддерживается на ментальном уровне большинства людей под воздействием постоянного теле и аудио вещания социума и внедрения в подсознания образов и стереотипов восприятия себя значимым и исключительным. И воспитанники абсолютно уверенно говорили о том, что материальный достаток предоставляет большие возможности в будущем, они не хотят думать о долгах или отсутствии денег.
Встала серьезная задача рационального распределения сформированных жизненных ценностей у воспитанников, чтобы каждый из них помимо материальных ценностей задумывался о ценности духовного, творческого, профессионального развития. Понимал то, что много денег не приносит радости человеку если он одинок, несчастлив или же болен, важно, чтобы твой материальный достаток, блестящий успех разделяли очень близкие и любящие тебя люди.
Я считаю, нравственное воспитание в школе должно оказывать систематическое влияние на жизнь каждого ученика, проникать в учебную, трудовую, общественно, культурную и другие деятельности. Помогать им более глубже раскрывать мотивы безнравственных и нравственных поступков.
С этой целью в школе проводится масса мероприятий, которые несут в себе элементы нравственного, патриотического воспитания, в которых заложены основы жизненных ценностей человека.
Дети должны знать и помнить подвиги ветеранов Великой Отечественной Войны, с этой целью, в нашей школе организовано шефство над ветераном ВОВ (Чупахиным Александром Васильевичем). Это вошло в образ жизни ребят, они не только помогают и поддерживают его, но принимают ветерана, как старшего опытного друга, общаются и советуются с ним. Многие ребята доверяют ему свои проблемы, взамен получают грамотный совет и рекомендацию от мудрого, мужественного, интелегентного человека. Получается своего рода реабилитация через реабилитацию.
На заседаниях Совета профилактики и отряда профилактики проводятся разъяснительные работы с теми воспитанниками, которые позволили нарушить элементы внутреннего распорядка школы. Ребятам вновь сообщаются правила поведения, и разъясняется значение каждого правила, подчеркивается необходимость обязательного выполнения.
Специфическими методами формирования морального сознания являются этические беседы, лекции, конференции, семинары, мозговые штурмы, диспуты, встречи с выпускниками школы, легендарными личностями, героями, проведение родительских собраний. Например: Организованы встречи воспитанников с выпускниками нашей школы: со Сваровским Н.А., Мироновым Э.Ю. которые являются безукоризненными примерами для наших ребят.
Для родителей в нашей школе организовываются дни открытых дверей, где они свободно могут посещать все уроки интересующих их преподавателей, обращаться за индивидуальной психологической консультацией по вопросам обучения детей и личного характера. Родительские собрания мы проводим не только в форме лекций, бесед, но и в форме тренингов и занятий с элементами тренинга, включая фрагменты нравственного воспитания (ответственность, уважение, справедливости, доброты т.д.), с целью повышения психолого-педагогических знаний .
Много мероприятий в школе носят патриотический характер, что является основополагающим в нравственном воспитании. Например: «Принятие в кадеты», «День героев Отечества», Чествование на классных часах Героев России, Парламентский час, Районное мероприятие «Есть такая профессия – Родину защищать» и многое другое.
С целью воздействия на поступки, сознание и поведение воспитуемых, эффективным является применение в качестве примеров жизнь и достижения окружающих и деятельность великих людей, героев литературных произведений, кинофильмов и театральных спектаклей. Примеры обладают наглядностью, большой силой эмоционального воздействия на детей. Например: встреча с Героем России Кораблевым, врачами ЦРБ, зам. Главы района по вопросам ЧС и коррупции, предметная неделя психологии «Неделя профессий в школе» с приглашением специалистов разных профессий: писательница Сафиуллина Г.С., бизнесмен Латыпов Б.Г., начальник ГИБДД ХалиуллинС.Н., корректор районной газеты «Наш Черемшан» Ромин С.А., нотариусом района Фасхутдинова Л.Ш. и многие другие.
В нашей школе ребята активно занимаются в движениях «Юннармейцы», «Самостоятельные дети» и «Волонтер». Эти учащиеся отличаются своим оптимизмом, целеустремленностью, мужеством и любовью к людям и Отечеству.
После капитального ремонта в школе у нас появилась возможность открыть полноценно функционирующий психологический кабинет, который является необходимым инструментов учебно-воспитательного процесса и позволяет реализовывать планы и мероприятия психологической службы образовательного учреждения. Своевременное формирование кабинета, демонстрация всех форм и методов психологической деятельности дали нам возможность стать в 2018 году, лауреатами Республиканского конкурса психологических кабинетов образовательных организаций.
Мы не можем до конца утверждать, хорош ли этот мир или плох, что лучше в этом мире – страдания или блага, богатство или бедность, все это пока остается для нас тайной, которую необходимо постигать человеку в течение всего своего жизненного пути.
Однако я уверена, что наша длительная и энергозатратная работа очень важна и необходима в данной возрастной группе детей. Каждый воспитанник нашей школы получает фундаментальную базу нравственно-воспитанной личности, несущей в себе главные жизненные ценности: семья, любовь, здоровье, душевный комфорт, который готов к защите своей семьи, своих родных, друзей и Родины.
Формирование жизненных ценностей у современных детей и подростков
Гульназ ВАФИНА,
педагог-психолог Черемшанской кадетской школы-интерната имени Героя Советского Союза И.Н.Конева
Велико лишь то, что долговечно,
долговечно лишь то, что справедливо.
Джузеппе Феррари.
Жизненные ценности есть у каждого человека. Они (Ценности) – являются отражением его сущности, движущей силой, которая влияет на мировоззрение и формирование личности. В чем конкретно заключаются ценности жизни и как их подобрать для себя? Откуда они зарождаются? Хотя ценности человека стабильная структура, они меняются под влиянием внешних обстоятельств и внутренних переживаний. Фундаментальное значение имеют те ценности, которые закладываются еще в детстве. При этом они не возникают мгновенно, они формируются с течением жизни. Чем взрослее становится человек, тем более стабильные ценности его отличают.
Работая в школе педагогом-психологом более 10 лет, я убеждаюсь в том, что невозможно создать набор ценностей, делающих как в сказке человека успешным и востребованным, но можно следовать по жизни той дорогой, делающей человека таковым.
Дети приходящие в школу представляют собой закупоренные сосуды, каждый из которых имеет свой наполнитель с особым характером и темпераментом. Судя по собственной практике изменить сущность человека очень сложно, практически невозможно, но создать необходимые условия для полноценного развития и личностного роста ребенка имеется возможным, безусловно, строго учитывая его возраст и индивидуальные особенности. Работая с ребятами, я стараюсь объяснить, что ценности каждого человека индивидуальны, как отпечатки пальцев. И что именно сегодня мы делаем все для того, чтобы построить неповторимую пирамиду жизненных, общечеловеческих духовных ценностей.
Дети очень любят приятно поговорить о своих ценностях, о потерянных ценностях – попереживать, но не каждый из них осознает, что для того чтобы жизненные приоритеты совпадали с сегодняшними событиями их существования необходимо много трудиться, а именно работать над самим собой.
Будучи психологом, я применяю в работе пакеты различных психологических методик, которые приспособлены к условиям воспитательного процесса нашей школы.
Целый ряд эмпирических методов, позволяет получить информацию о личности школьников и уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности, качествах личности, межличностных отношениях в классном коллективе, а также определить иерархию жизненных ценностей у воспитанников школы.
Если опираться на первичные результаты, то можно судить о том, что больший процент анкетируемых детей заинтересованы материальными благами, успехом и властью больше, чем духовными ценностями. Задаваясь вопросом самой себе, почему же так получается? Почему ученики деньги ставят на первое место? Почему семья, любовь, здоровье ушли на второстепенный план?
Ответ был очень простым, который не совсем радовал – это искусственно преувеличенное значение материальных ценностей в жизни человека. Оно поддерживается на ментальном уровне большинства людей под воздействием постоянного теле и аудио вещания социума и внедрения в подсознания образов и стереотипов восприятия себя значимым и исключительным. И воспитанники абсолютно уверенно говорили о том, что материальный достаток предоставляет большие возможности в будущем, они не хотят думать о долгах или отсутствии денег.
Встала серьезная задача рационального распределения сформированных жизненных ценностей у воспитанников, чтобы каждый из них помимо материальных ценностей задумывался о ценности духовного, творческого, профессионального развития. Понимал то, что много денег не приносит радости человеку если он одинок, несчастлив или же болен, важно, чтобы твой материальный достаток, блестящий успех разделяли очень близкие и любящие тебя люди.
Я считаю, нравственное воспитание в школе должно оказывать систематическое влияние на жизнь каждого ученика, проникать в учебную, трудовую, общественно, культурную и другие деятельности. Помогать им более глубже раскрывать мотивы безнравственных и нравственных поступков.
С этой целью в школе проводится масса мероприятий, которые несут в себе элементы нравственного, патриотического воспитания, в которых заложены основы жизненных ценностей человека.
Дети должны знать и помнить подвиги ветеранов Великой Отечественной Войны, с этой целью, в нашей школе организовано шефство над ветераном ВОВ (Чупахиным Александром Васильевичем). Это вошло в образ жизни ребят, они не только помогают и поддерживают его, но принимают ветерана, как старшего опытного друга, общаются и советуются с ним. Многие ребята доверяют ему свои проблемы, взамен получают грамотный совет и рекомендацию от мудрого, мужественного, интелегентного человека. Получается своего рода реабилитация через реабилитацию.
На заседаниях Совета профилактики и отряда профилактики проводятся разъяснительные работы с теми воспитанниками, которые позволили нарушить элементы внутреннего распорядка школы. Ребятам вновь сообщаются правила поведения, и разъясняется значение каждого правила, подчеркивается необходимость обязательного выполнения.
Специфическими методами формирования морального сознания являются этические беседы, лекции, конференции, семинары, мозговые штурмы, диспуты, встречи с выпускниками школы, легендарными личностями, героями, проведение родительских собраний. Например: Организованы встречи воспитанников с выпускниками нашей школы: со Сваровским Н.А., Мироновым Э.Ю. которые являются безукоризненными примерами для наших ребят.
Для родителей в нашей школе организовываются дни открытых дверей, где они свободно могут посещать все уроки интересующих их преподавателей, обращаться за индивидуальной психологической консультацией по вопросам обучения детей и личного характера. Родительские собрания мы проводим не только в форме лекций, бесед, но и в форме тренингов и занятий с элементами тренинга, включая фрагменты нравственного воспитания (ответственность, уважение, справедливости, доброты т.д.), с целью повышения психолого-педагогических знаний .
Много мероприятий в школе носят патриотический характер, что является основополагающим в нравственном воспитании. Например: «Принятие в кадеты», «День героев Отечества», Чествование на классных часах Героев России, Парламентский час, Районное мероприятие «Есть такая профессия – Родину защищать» и многое другое.
С целью воздействия на поступки, сознание и поведение воспитуемых, эффективным является применение в качестве примеров жизнь и достижения окружающих и деятельность великих людей, героев литературных произведений, кинофильмов и театральных спектаклей. Примеры обладают наглядностью, большой силой эмоционального воздействия на детей. Например: встреча с Героем России Кораблевым, врачами ЦРБ, зам. Главы района по вопросам ЧС и коррупции, предметная неделя психологии «Неделя профессий в школе» с приглашением специалистов разных профессий: писательница Сафиуллина Г.С., бизнесмен Латыпов Б.Г., начальник ГИБДД ХалиуллинС.Н., корректор районной газеты «Наш Черемшан» Ромин С.А., нотариусом района Фасхутдинова Л.Ш. и многие другие.
В нашей школе ребята активно занимаются в движениях «Юннармейцы», «Самостоятельные дети» и «Волонтер». Эти учащиеся отличаются своим оптимизмом, целеустремленностью, мужеством и любовью к людям и Отечеству.
После капитального ремонта в школе у нас появилась возможность открыть полноценно функционирующий психологический кабинет, который является необходимым инструментов учебно-воспитательного процесса и позволяет реализовывать планы и мероприятия психологической службы образовательного учреждения. Своевременное формирование кабинета, демонстрация всех форм и методов психологической деятельности дали нам возможность стать в 2018 году, лауреатами Республиканского конкурса психологических кабинетов образовательных организаций.
Мы не можем до конца утверждать, хорош ли этот мир или плох, что лучше в этом мире – страдания или блага, богатство или бедность, все это пока остается для нас тайной, которую необходимо постигать человеку в течение всего своего жизненного пути.
Однако я уверена, что наша длительная и энергозатратная работа очень важна и необходима в данной возрастной группе детей. Каждый воспитанник нашей школы получает фундаментальную базу нравственно-воспитанной личности, несущей в себе главные жизненные ценности: семья, любовь, здоровье, душевный комфорт, который готов к защите своей семьи, своих родных, друзей и Родины.