Формирование у школьников образа сельского труженика, как успешного человека
Райля ДАУТОВА,
учитель начальных классов I квалификационной категории Олуязского лицея Мамадышского района
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
Содержание же занятий и методика ознакомления с сельским трудом зависит от окружения. В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми, живущими в сельской местности, используются разные виды экскурсий (в поле, на ферму), прогулки и наблюдения. К старшему дошкольному возрасту дети учатся рассказывать о своих наблюдениях, делятся впечатлениями.
В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определяющей развитие школьника, важно формировать его представления о различных профессиях и о труде. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире труда и профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Одним из видов деятельности может стать беседа с представителями различных сельскохозяйственных профессий.
Наш район сельскохозяйственный. Поэтому одна из задач, стоящая перед школьным коллективом – воспитание выпускника, способного к добровольному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда, готового к умелому сочетанию трудовой деятельности с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе. В формировании менталитета будущего сельского жителя особую роль играет то, что ребёнок с молоком матери впитывает в себя культуру крестьянства, красоту природы, деревенский уклад жизни, любовь к родному очагу.
Для формирования представления о мире труда и профессий в нашей школе регулярно проводятся внеклассные мероприятия, классные часы.
Сельское хозяйство – важнейшая отрасль экономики каждого государства, обеспечивающая человека необходимыми продуктами питания и сырьем для выработки предметов потребления. Развитие данного направления напрямую зависит от кадрового потенциала. Огромное множество востребованных сельскохозяйственных профессий требует наличия определенных знаний и умений. Высококвалифицированный персонал – неотъемлемая часть успешного функционирования предприятий агропромышленного комплекса Российской Федерации. Работа в данной отрасли – тяжелый, кропотливый труд, требующий соответствующего поощрения .Одними из наиболее востребованных профессий в области сельского хозяйства являются: агроном, ветеринар, животновод, зоотехник, зооинженер, инженер-механик, инженер-электрик, механизатор, овощевод, оператор машинного доения, птицевод, пчеловод, растениевод, рыбовод, селекционер, технолог мясоперерабатывающей отрасли и другие.
Современные виды оборудования и агрегатов, новейшие технологии обработки растений и сбора урожая, составление отчетной и научной документации обязывают ответственнее и добросовестнее относиться к своей специальности агронома, и делают его труд наиболее востребованным.
Механизаторы – специалисты, способные управлять различными видами техники сельскохозяйственного направления. Наличие знаний в конструировании машин, плановом обслуживании и ремонте входит в обязанности этих сотрудников.
Важность профессии оператора машинного доения определяется строгим соблюдением режима доения – до трех раз в день.
Специалисты-животноводы обеспечивают наиболее комфортные условия пребывания и размножения животных на ферме. Кроме этого, работники занимаются разведением чистопородных видов скота, птиц; заботятся о здоровье и рационах кормления животных.
Ветеринары (врачи и фельдшеры) занимаются лечением животных и выполнением профилактических мероприятий.
Пчеловод – профессия, набирающая популярность в нашей стране, удивительная, сложная и очень ответственная. Основные обязанности: формирование новых семей пчел, комфортное их пребывание во время зимнего периода и сбор меда.
В настоящее время огромное количество учебных заведений различных уровней занимаются подготовкой специалистов и работников сельского хозяйства. Аграрная молодёжь – опора страны, которую ждет великое сельскохозяйственное будущее.
Современная школа должна растить, обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить, и работать в новом веке. Создаются новые возможности для дальнейшего роста производительности труда во всех сферах материального и духовного производства, повышается интеллектуальный потенциал общества, всестороннее и гармонически воспитывается современный человек. В условиях становления рыночных отношений, роль трудового подрастающего поколения существенно возрастает.
Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками.
Отношения человека с обществом, природой, с другими людьми осуществляется через труд. Главная забота воспитания – трудолюбие, любовь к людям труда.. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка.
Всё меняется в этом мире, а сельский труд по-прежнему необходим всем и каждому. Плодами работы сельских тружеников пользуется каждый человек в нашей стране, будь он жителем огромного мегаполиса или небольшого провинциального городка. И мы всегда должны помнить о том, как и где добываются все те богатства, которые мы видим на своём столе. И какое бы ни наступило время, всегда останется самым главным – любовь к земле, любовь к родному краю, любовь к своему делу.
В нашей школе тоже уделяется большое внимание трудовому обучению школьников, их профессиональному самоопределению. Наша школа находится в сельской местности. Первоочередными нашими задачами является воспитание школьника ,как сельского труженика, как успешного человека, участвующего в решении важнейших социальных, экономических и экологических проблем края, склонных в дальнейшем вести работу в сельскохозяйственной или агропромышленной отрасли. В нашей школе есть свой пришкольный участок , на котором ученики и учителя работают в осенний , весенний и летний период. У детей с раннего детства прививается любовь к труду, к родной земле, к родному краю. Мы трудимся на пришкольном участке , выращиваем овощи для школьной столовой, ухаживаем за цветами. Начиная с февраля месяца в школе выращиваем рассаду овощных и цветочных культур. На участке растет красная, черная смородина, яблони, виктория. Дети ухаживают за плодовоягодными деревьями и кустарниками. Каждый ученик нашей школы с согласия родителей проходит летнюю практику на пришкольном участке. Дети с детства не понаслышке знают, что такое сельский труд.
Проводим экскурсии на объекты, которые есть в нашей местности, организуем вечера и встречи с людьми разных профессий. В школе проводим встречи с выпускниками школы, которые уже закончили учебные заведения и работают в какой либо отрасли производства.
Не секрет, что с каждым годом многие специализации теряют актуальность. Люди, выбирающие для обучения профессию, связанную с сельскохозяйственной деятельностью, опасаются невостребованности в будущем. По результатам многочисленных исследований, на многие профессии аграрного и сельскохозяйственного профиля в ближайшем будущем увеличится спрос, а значит, специалист этой сферы никогда не останется без работы.
Сельским хозяйством называют отдельную отрасль экономики, направленную прежде всего на обеспечение людей продовольствием. Важность этой отрасли переоценить трудно. Востребованных профессий, связанных с сельским хозяйством, существует множество. И, разумеется, все они требуют наличия определенных знаний и умений.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место
Мы, учителя, как нельзя лучше понимаем важность разных профессий. Наша задача – помочь школьникам в выборе профессионального будущего, помочь самоутвердиться в обществе, помочь принять главное решение в жизни.
В Мамадыше стартовал эксклюзивный проект для школьников района «Уроки жизни» . «Уроки жизни», которые уже не первый год проводятся в школах, не ограничиваются только теорией, это и экскурсии, и живое общение, и практика, и тесная связь с учебными заведениями республики. На еженедельно проводимых мероприятиях учащиеся узнают о предприятиях, профессиях, специальностях, учебных заведениях.
Я хочу вам представить «Уроки жизни», которые проходят в рамках муниципального проекта, введенного в образовательные учреждения по инициативе главы Мамадышского района Анатолия Петровича Иванова.
Тема. Сельскохозяйственные профессии.
Цели:
образовательные:
– закрепить с детьми названия сельскохозяйственных профессий;
– расширять знания о труде в деревне;
развивающие:
– формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, уважение к труду, патриотизм; развивать речь, обогащать словарь детей;
– продолжать развивать память, внимание, мышление, развивать познавательный интерес;
воспитательные: воспитывать любовь к природе, уважение к людям труда, интерес к рабочим профессиям,интерес к коллективной работе.
Оборудование и материалы: набор игрушечных домашних животных, презентация.
Ход занятия
Учитель. Ребята, почти каждый из вас отдыхал летом в деревне. Дышали свежим воздухом, купались в речке, собирали ягоды, грибы. По утрам пили свежее парное молоко, ели домашнюю сметану, сыр, творог. Но никогда мы с вами не задумывались, откуда же берутся эти продукты?
Давным-давно люди научились не просто охотиться на животных, а специально разводить их. (Учитель достаёт из коробки набор игрушечных домашних животных и вместе с детьми рассматривают их. Используя алгоритм, 2 – 3 ребенка описывают понравившимся им домашних животных.)
Учитель. Называется такое занятие сельским хозяйством. Работникам сельского хозяйства нужно много знать о растениях и животных, уметь правильно их выращивать и ухаживать за ними. Но главное ребята то, что больше всего на свете нужно любить землю. Без этого не добиться хороших результатов.
Очень много труда вкладывают работники сельского хозяйства, в то, чтобы вырастить хороший урожай, чтобы домашние животные давали больше молока, мяса, яиц; их труд нелегок, отнимает много сил и времени.
В наши дни работникам сельского хозяйства труд облегчает техника, в которой они должен хорошо разбираться. Ведь чтобы вспахать землю для посева зерна, чтобы скосить сено на корм коровам, овцам и лошадям, нужно уметь обращаться со специальной техникой: тракторами, сенокосилками, комбайнами, поливочными машинами. Поэтому без специальных профессий в сельском хозяйстве не обойтись. Сегодня мы познакомимся с разными профессиями на селе.
Недавно на селе появилась новая профессия – фермер. Кто же такой фермер? (Ответы детей.)
Учитель. Правильно, это человек, который владеет землей или арендует её, и занимается на ней сельским хозяйством. Фермер – это человек, который ведет хозяйство, снабжает людей овощами и фруктами, мясом и молоком. У фермера большое хозяйство: есть коровы, козы, овцы, свиньи, лошади, есть и домашняя птица. Фермеру нелегко управляться с большим количеством животных и птиц. Все члены его семьи трудятся с раннего утра и до позднего вечера. Работают в деревне люди, которые труда не боятся.
У фермера есть еще много земли. Эту землю пашет тракторист.
Тракторист – это рабочий управляющий трактором.
Одна из главных профессий на селе – агроном.
Агроном – специалист сельского хозяйства, который знает все о растениях, как и когда, высаживать, поливать, удобрять. Агроном создаёт условия для жизни растений, регулирует водный, светотепловой и питательный режимы.
Ребята, давайте отправимся в путешествие в село и сами станем трактористами, агрономами и фермерами.
Механизатор – это рабочий сельского хозяйства, знающий и использующий в процессе производства продукции не только тракторы и комбайны, но и множество орудий и механизмов. Могучая техника доверена сельским механизаторам.
Комбайнер – перспективная профессия для села. Мастер на все руки – так на селе называют комбайнера. В несезонное для сбора урожая время он может работать трактористом, водителем, слесарем, плотником. При этом его ненормированный рабочий день приносит относительно невысокий доход.
Водитель – это квалифицированный рабочий, управляющий разными видами транспорта, в число входят легковые и грузовые автомобили, троллейбусы, автобусы, трамваи и т.д. Перевозить он может как людей, так и товар. Профессия водителя очень ответственная, так как от качественного выполнения работы зависят жизни людей.
Слово агроном произошло от двух греческих слов: «агрос» – поле и «номос» – закон
Агроном – специалист сельского хозяйства. Он хорошо знает законы земледелия, законы агрономии. Знания этих законов помогают агроному выращивать высокие урожаи сельскохозяйственных растений.
Агроном должен хорошо разбираться в природных процессах, хорошо знать биологию, химию, уметь адекватно реагировать на быстро изменяющиеся условия. И главное – любить природу.
Ему до тонкостей известно все, что связано с выращиванием растений, то есть их агротехника: способы обработки почвы, сроки и способы сева и уборки урожая, особенности ухода за посевами и посадками.
Профессия агронома очень древняя. Уже несколько тысяч лет назад люди Древнего Египта, Китая, Греции, Рима и Индии знали, как правильно нужно обрабатывать и облагораживать землю и выращивать различные сельскохозяйственные растения. Первыми агрономами являлись люди, которые занимались выращиванием дикорастущих растений с последующим их окультуриванием. За время развития сельского хозяйства специфика профессии агронома претерпела много изменений, но по сей день остаётся значимой частью. Об этом можно прочитать в сохранившихся документах и книгах того времени. В древних русских книгах также можно найти записи по агрономии: как пахать землю, на какую глубину сеять зерно, как выращивать капусту и репу.Первыми агрономами были люди, которые начали выращивать дикорастущие растения, заниматься их одомашниванием.
До появления письменности агрономические знания передавались устно от отца к сыну, от поколения к поколению. Первыми известными русскими агрономами были А.Т.Болотов (1738 – 1833) и И.М.Комов (1750 – 1792). Они разрабатывали новые приемы выращивания зерновых и овощных культур, картофеля, льна и конопли и применяли и на практике.
Животноводство – часть сельского хозяйства. Людей занимающихся разведением домашних животных называют животноводами. Они разводят разных животных. Среди них есть и млекопитающие, и рыбы, и птицы. Все животноводство подразделяется на отрасли, т.е. на части по разведению определенных животных.
– Кого разводят в этой отрасли?
– Где их содержат?
- Птицеводство (на птицеферме)
- Коневодство (на конеферме)
- Свиноводство (на свиноферме)
- КРС (разведение крупно-рогатого скота) (на ферме)
- Рыбоводство (разведение рыбы) (на прудах)
– Молодцы! Вы смогли нам рассказать о различных отраслях животноводства. Посмотрите, сколько отраслей мы с вами изучили. Больше всего в нашем крае развито разведение крупнорогатого скота, сокращенно КРС.
Люди занимаются животноводством для того, чтобы получать продукты питания. Кроме того, животноводство даёт шерсть, пух, кожу для изготовления тканей, одежды, обуви
Ветеринар – врач, лечащий животных. Слово ветеринар с латинского языка означает лечащий скот. Врач – лекарь для человека, ветеринар – лекарь для человечества.
У ветеринарии очень древняя история, а профессия врача, исцеляющего животных, скорее всего одна из самых гуманных в мире. Именно лекари «безмолвных тварей» должны обладать особыми, почти абсолютными добротой и состраданием. Потому что братья наши меньшие не могут рассказать о своих болезнях, возмутиться в случае неудачного лечения Первые ветеринары появились в пастушеских племенах несколько тысяч лет назад. Уже в то время для лечения животных применяли некоторые травы, например, полынь. В древних государствах понимали, как нужна профессия ветеринара, и очень ценили таких людей. Возникновение ветеринарии в России как науки связано с именем Петра Первого. Именно в годы его царствования открыли первые ветшколы, стали издавать книги по ветеринарии.
Эта профессия в настоящее время переименована в оператора машинного доения. В обязанности доярок также входят: кормление и водопой коров, чистка и мойка буренка, их 3-х разовое доение, а также уборка стойла и всего коровника в целом. Дояркам необходимо контролировать состояние коров, а в случае необходимости оказывать медицинскую помощь, подлечивать их.
Зоотехник – это специалист в сфере животноводства, т.е. профессионал, который занимается кормлением, содержанием и разведением сельскохозяйственных животных. Он добивается грамотного и рационального их использования для получения наибольшего количества продукции высокого качества. Иными словами, зоотехник – это технолог-животновод.
Выбирая будущую профессию, всегда нужно обращать внимание на потребности рынка труда. Нет смысла получать профессию для галочки или потому, что престижно. Профессия должна быть интересной и приносить материальные блага, то есть, обеспечивать нормальную жизнь вам и вашей семье.
Подведение итогов
Учитель. Какие вы сегодня молодцы, потрудились на славу.
– Ребята, а как вы считаете, нужен ли труд фермера? Почему?
– Важен ли труд агронома?
– Нужен труд тракториста на селе? Почему?
Учитель. Вот так, дети, и живут люди в деревне: кто-то ухаживает за животными. Кто-то работает на земле. Потом нужно убирать урожай и те продукты, которые получают от животных: мясо, яйца, молоко. Отвезти на молочные, консервные заводы, в город, чтобы горожане могли эти продукты купить в магазине. Работают в деревне люди, которые труда не боятся.