Формирование у обучающихся коммуникативной компетенции на уроках родного (татарского) языка и литературы
Гульнара РАМАЗАНОВА,
учитель родного языка и литературы
школа №103 г. Казани
Компетенция – это основа знаний, навыков и искусства, обеспечивающих взаимообщение. Коммуникативная компетенция – это искусство полного и последовательного выражения мыслей, учитывая цели, место и время общения, социальные положения всех участников общения. Как подчёркнул доктор педагогических наук, профессор Ф.Ф. Харисов, коммуникативное обучение на уроках родного языка даёт возможность учащимся в достаточной степени общения усвоить знания и навыки в объеме требований действующей программы средних общеобразовательных школ. Главные основы технологии: способы усвоения иностранного языка, объём и частота обучения учебного материала и другие. При обучении татарского языка как иностранного языка, мы одобряем следующие принципы, определённые Е.И. Пассовым и касающиеся смысла обучения:
– на обучение разговорной речи (обучение посредством общения)
– функциональность (единовременное освоение слов и грамматических форм изучаемого языка в процессе обучения);
– новизна (новизна разговорной ситуации); – ситуативность (организация учёбы с использованием ролей);
– меж коллективная связь (дети активно общаются между собой);
– моделирование (лингвокультурологический минимум);
– индивидуальная направленность общения (особенности разговорной речи).
При преподавании по коммуникативной технологии от детей требуется умение свободного общения по определённым бытовым темам, грамматически правильное формирование речи, составление устного и письменного монологического текста по заданной ситуации с применением слов, входящих в этикет татарского языка и с использованием диалогов, своих мыслей, чтение текстов и их перевод. Изучение родного языка даёт возможность общаться на татарском языке об устном творчестве татарского народа, о татарских именах и что они означают, о природе и топонимике Республики Татарстан, о её символике, истории, татарском искусстве, писателях и т.д. Применение коммуникативных технологий на уроках успешно решает эту задачу. Организация обучения невозможно без достаточной степени воспитанности детей. В учебно-воспитательном процессе, в первую очередь, большую роль играет отношение между учителем и учеником. На моих уроках преимущество даётся общению между учениками и учителем. Дети, изучая новый материал, общаются между собой и учителем, глубже усваивают заданную тему. В процессе преподавания ставится цель, чтобы развить познавательную работоспособность и самостоятельность каждого ученика, сделать урок проведенный запоминающимся. Никому не секрет, что на традиционных уроках дети быстро устают, у них пропадает заинтересованность и вследствие этого и результаты бывают ниже. Занятия должны проходить оживлённо. А путей заинтересовать детей на уроках очень много. Дети очень любят сказки, при объяснении тем с использованием сказок, дети больше запоминают темы. С целью воспитания заинтересованности в изучении родного языка стараюсь свои уроки проводить интересно. С большим желанием использую различные игровые приёмы, как «урок-аукцион», «лингвистический хоккей», «атака умов», «борьба аргументов» и другие. Усвоение языка проходит через общение. В первую очередь ознакамливаю со словами, часто применяемыми в повседневной жизни, устраиваем диалоги, общаясь между собой, таким образом, дети обучаются повседневной разговорной речи. Эти уроки проводятся через различные игры. Мы обязаны учить детей разговорной речи. Основной вид учебной деятельности – общение. Если мы не будем общаться, поставленную перед собой цель не выполним. В начальных классах в обучении общению на татарском языке игровые приёмы занимают большие места. Неизъяснима роль игр как при работе с текстами, так и при закреплении лексики, лексико-грамматических конструкций, конкретных тем. В этих случаях очень трудные материалы легче воспринимаются детьми. На уроках дидактические игры способствуют детям общаться между собой. Через игры ставить цели урока легче и интересы к учёбе повыше. Для общения на татарском языке русскоязычным детям мы создаём языковую среду, то есть, дети, посмотрев на учителя, услышав его разговорную речь, прислушиваясь должны повторять, подражая его движениям и примеру разговорной речи. И не только повторять за учителем, а в процессе общения выполняют определённую работу. На уроках можно использовать такие задания, как выражение предложений в другой форме, закончить предложения, «самый лучший исполнитель диалогов и стихотворений», «самый лучший переводчик и художник» и т.д. Для примера, во 2 классе при прохождении темы «Наш дом, наша квартира» детям далось задание, нарисовать квартиру или дом и рассказать по рисунку. Ребята исполнили эту работу с большим желанием. Подводя итоги, необходимо отметить, что нельзя ограничиваться проведением уроков по традиционным формам. При преподавании родного языка, учитывая возрастные особенности детей, надо смело применять новые и результативные способы обучения. Если каждый преподаватель на уроках воспользуется как можно коммуникативными заданиями, тот и добьётся успехов. Правильная организация работоспособности учащихся развивает их познавательные навыки, повышает заинтересованность по изучению языка.
Список литературы
- Фатхуллова К.С., Завгарова Ф.Х. Программа по татарскому языку и литературе для средней (полной) общеобразовательной школы с русским языком обучения //Примерные программы. – Казань, издательство «Магариф», 2010. – 267–268 стр.
- Харисов Ф.Ф. Научные основы начального обучения татарскому языку как неродному. – Казань, издательство «Магариф», 2002. – 119 стр.
