Формирование у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни
№ 181
Ирина ТИХОНОВА,
воспитатель детского сада №280 г. Казани
Жизнь в современном обществе ставит перед нами много новых проблем, среди которых является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Современный человек должен думать о своем здоровье и быть за него в ответе. Никто кроме нас самих не заинтересован в нашем здоровье. И мы должны направить наши усилия на информирование людей о правильном питании, здоровом образе жизни, начиная с детского возраста.
Здоровый образ жизни – это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей.
Мы, воспитатели детского сада, стремимся воспитывать у детей любовь и интерес ко всему нас окружающему, стараемся научить их думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни. Ведь все это помогает ребенку гармонично развиваться, а заложенные в основу задатки здорового образа жизни в этом возрасте бывают необычайно стойкими и ложатся в основу дальнейшего развития человека.
Целью проводимой работы с детьми по основам здорового образа жизни мы считаем, формирование у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Поставленными перед нами, как перед педагогами задачами являются :
– создание условий для реализации потребностей детей к двигательной активности;
– воспитание с младшего возраста здоровых привычек и навыков личной гигиены;
– формирование у детей необходимых двигательных навыков и умений в соответствии с их индивидуальными особенностями;
– воспитание необходимой выработки у детей потребности к ежедневным физическим упражнениям, закаливанию организма.
Мы создали у себя в группе такую здоровьесберегающую среду, которая обеспечивает воспитанникам возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, формирует у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учит использовать их в повседневной жизни. Умело используем в работе с детьми здоровьесберегающие технологии, а именно, приобщение детей к физической культуре; использование развивающих форм оздоровительной работы, которые помогают в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и способствует их гармоничному и всестороннему развитию.
Компоненты здорового образа жизни:
– рациональное питание;
– личная гигиена;
–закаливание;
– режим дня;
–двигательная активность, физическая культура и спорт.
Всю свою педагогическую деятельность мы строим в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребенка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал.
Для реализации задачи по сохранению и поддержанию физического и психического здоровья детей мы используем здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, занятия по ОЗОЖ, игровой массаж), которые включают взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития. В данном направлении развития нам помогает старшая медсестра.
Система методического обеспечения позволила достичь повышения качества работы, которое выразилось в следующих результатах.
Уровень здоровья и физического развития детей
Уровень заболеваемости снизился на 4,5%, значительно снижено количество пропусков по болезни.
Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на 20% и составляет 55 %.
Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 34% и составляет 72%.
В процессе работы собран материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны картотеки игр и упражнений, составлены памятки для родителей.
В опыт работы входят основные элементы:
воспитательно-образовательный процесс: физкультурные занятия, гимнастика, упражнения на релаксацию, познавательные занятия, минутки здоровья, физкультминутки, минутки психологической разгрузки;
строгое соблюдение режима: утренняя гимнастика, занятия, подвижные игры на прогулке, спортивные развлечения и досуги, корригирующая гимнастика после сна, закаливающие процедуры, режим питания, сон, прогулки и пр.
Известно, что ни одну образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Работа по формированию привычек здорового образа жизни предполагает поиск новых путей во взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи, повышения педагогической компетентности родителей. В своей работе, прежде всего, направляем внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли в формировании привычек ЗОЖ в период дошкольного возраста;
наглядная агитация и работа с родителями: уголки здоровья для детей и родителей, дни и недели здоровья, круглый стол « Заботимся о здоровье детей вместе», беседы, консультации и пр.;
цикл бесед для детей: «Знай свое тело», «Соблюдай правила гигиены», «Как правильно чистить зубы».
И как вывод, основной задачей семьи и педагогов является приобщение ребенка к здоровому образу жизни, а именно: способствовать формированию разумного отношения к своему организму, ведению здорового образа жизни с самого раннего детства, получению знаний, навыков, основных санитарно-гигиенических норм.
Здоровый образ жизни – панацея от всех бед и неурядиц. Познавая основы здорового образа жизни в игре, на примере родителей, воспитателей, ребенку легче самостоятельно осмыслить тот факт, что здоровье, преподнесенное ему природой в дар при рождении, требует охраны и поддержки. Что необходимо соблюдать все режимные моменты, следить за своим питанием и вести активную деятельность. В раннем возрасте у него вырабатывается привычка отвечать за себя и своё здоровье. Что в будущем ему очень поможет. Переоценить значение каждого элемента основ здорового образа жизни невозможно. Каждый из них во многом бессмысленнен без другого, поэтому очень важно чтобы все эти правила соблюдались в каждой семье.