Формирование системы духовно-нравственного воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях

Эндже КАШАПОВА,

старший воспитатель детского сада №224 г.Казани

Важной составляющей развития ребенка является формирование его духовно-нравственного потенциала. Духовно-нравственное воспитание дошкольника влияет на все стороны его взаимодействия с окружающим миром, формирует мировоззрение, способствует проявлению в зрелом возрасте гражданской позиции. Оно является одной из важнейших задач как в семейном воспитании, так и в организации учебно-воспитательной работы в детском дошкольном учреждении. В содержание духовно-нравственного воспитания включается совокупность нравственных ценностей, понятий, поступков, которые ребенку необходимо освоить в ходе воспитательного процесса.

Дошкольный период жизни очень важен с точки зрения организации и формирования социально-обусловленных психических характеристик личности и форм нравственного поведения. В данный период развития человека осуществляется переход от эмоционального отношения к окружающему миру к отношению, построенному на нравственных оценках, правилах и нормах поведения. При этом, как отмечал Л.С.Выготский, директивные методы при воспитании моральных качеств недопустимы: «Педагогика, основанная на моральном законе и запрете, не может привести к успеху, поскольку она «запугивает слабого и вызывает сопротивление у сильного» [1, стр.258].     Он считает, что необходимо «живое» общение детей друг с другом, естественность их межличностных отношений, при которых  ребенок  начинает дорожить переживаниями других людей, разделять общие впечатления и чувства. Таким образом, «в основе нравственного развития и воспитания ребёнка должна лежать организация детских межличностных отношений». [там же]

Первые нормы поведения ребенок усваивает в семье. Отношения в семье становятся для него «образцом», на основании которого формируется его отношение к себе, окружающим вещам, другим людям. Дружелюбие, доброта, любовь родителей формирует у детей соответствующие чувства и отношения. Чрезвычайно важным является учет детско-родительских отношений как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, в том числе и ее духовно-нравственной составляющей, так и для организации психолого-педагогической практики. Семью следует рассматривать как важный социальный фактор развития личности. Позитивное или негативное отношение к миру зависит и от состава семьи, и от отношений в семье друг к другу и к окружающим людям.  От того, как разговаривают родители с ребенком, от содержания, последовательности и обоснованности их требований к нему зависит восприимчивость ребенка к ожиданиям, взрослых как носителей социальных норм поведения.

Последовательно, во взаимодействии с родителями в семье и сверстниками в дошкольном учреждении у детей формируются положительное или отрицательное отношение к разным людям, они начинают испытывать радость и гордость за поведение, вызвавшее одобрение окружающих, а также чувства стыда и огорчения при совершении поступков, которые вызвали осуждение взрослых. Для духовно-нравственного развития ребенка  педагог может использовать разнообразные формы и методы проведения занятий, такие как чтение сказок и других литературных произведений, проведение викторин, конкурсов, экскурсий, рассматривание и обсуждение иллюстраций, репродукций картин, дидактические игры, инсценировки и др. [4]. Важной составляющей духовно-нравственного воспитания является музыкально-художественная культура.  [2].

Рассматривая базовые принципы психического развития ребенка относительно периода раннего детства [3], необходимо отметить, что для  организации системы духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста важно учитывать следующие положения: развитие ребенка, усваивание им знаков и символов имеет творческий характер; в процессе формирования отношения к окружающему миру ведущую роль играет социокультурный аспект развития; планирование мероприятий по формированию психологических качеств личности необходимо соотносить с сенситивными периодами развития; движущей силой развития ребенка является совместная деятельность детей и взрослых; ориентация на «принцип единства аффекта и интеллекта» предполагает становление сознания в результате аффективной и личностной составляющих; в формировании связей между предметами и действиями опосредствующую  роль играют знаково-символические структуры. Важным является и то, что в данный период происходит смена ведущего характера предметной деятельности, связанной с познанием свойств предметного мира, на сюжетно-ролевую игру, в которой ребенок осваивает «основные конвенциальные роли».

Таким образом, система духовно-нравственного воспитания детей в детском дошкольном учреждении представляет собой взаимосвязь семьи и семейного воспитания с организацией воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Основными задачами являются формирование духовно-нравственного потенциала в различных видах игровой и учебно-игровой деятельности; воспитание бережного отношения к сверстникам и взрослым; развитие морально-этических качеств личности. Результатом решения этим задач будет усвоение детьми общечеловеческих нравственных ценностей.

Литература

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Глава ХII Моральное поведение. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – С. 249 – 270.
  2. Роль ДОУ в воспитание духовнонравственного облика детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ

и семьи средствами искусства. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://19aksay.detkin-club.ru/editor/2077/files/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F/8ba9a0aa379a0f6f53fa0ef0f6a83a40.pdf 

  1. 3. Психология человека от рождения до смерти. Под общ редакц. А.А. Реана – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, — 656 с. — (Серия «Психологическая энциклопедия»).
  2. Формирование системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях всех видов и типов. Методические рекомендации/ сост.: Глазкова Т.Н., Коровина Е.В., Кондратюк С.В., Новикова С.Г., Рязанов Д.С./ Под общ.ред. Н.Е.Астафьевой. — Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2013. – 81 с.