Формирование представлений о дружбе через чтение художественной литературы

 

Алсу ХАСАНОВА,

воспитатель Высокогорского детского сада «Байгыш»

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Культура поведения – совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

В содержании культуры поведения дошкольников выделены следующие компоненты:

– культура деятельности;

– культура общения;

– культурно-гигиенические навыки и привычки.

Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет, привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Но во всем этом  нет ничего о дружбе между сверстниками. А ведь дружеские отношения то же нужно сформировать. Но для этого нужно дать детям представления о том, что же такое дружба. И тут я задумалась о том, что детей нужно не просто познакомить с понятием дружба, необходимо, чтобы они почувствовали дружеские отношения.

Я поставила перед собой цель: воспитать дружеские взаимоотношения между детьми и уважительное отношение к окружающим.

Следующие задачи:

– расширение знаний детей о дружбе;

– развитие умения объяснять свою точку зрения;

– формирование у детей нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;

– воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

К средствам формирования представлений о дружбе следует отнести развивающую среду, игру и особенно художественную литературу.

Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Используя художественную литературу как средство, мы обратили особое внимание на отбор произведений и проведения бесед по произведениям с целью формирования представлений о дружбе, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей:

А.Барто. «Я с ней дружу», «О премии, о Димке и о весеннем снимке», «Подружки», «Сонечка»;

А.Кузнецов. «Поссорились»;

С.Михалков. «Мы с приятелем…», «Песенка друзей»;

В.Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»;

Г.Остер. «Как хорошо дарить подарки» и другие.

Чтение детской литературы позволило раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представить примеры культурного поведения. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносились в их жизненный опыт.

В работе с детьми активно применяли малые фольклорные жанры. Пословицы и поговорки о труде, о дружбе помогли внушить детям правила поведения.

Так же в моей работе присутствуют и беседы: «Что такое дружба», «Если друг вдруг». Беседа по рассказу А.Фоминой «Подруги»; «Умеешь ли ты дружить?»; по произведениям С.Михалкова «Как друзья познаются?», А.Гайдара «Чук и Гек», Л.Толстого «Лев и собачка», В.Катаева «Цветик-семицветик» помогла создать в группе доброжелательные отношения друг к другу, сплотить детский коллектив.

Игры:

– словесная игра «Узнай по описанию».

Цель: формирование представлений об уникальности других детей.

– «В мире вежливых слов».

Цель: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям; закреплять знания правил доброжелательного общения.

Для всестороннего развития чувств старалась включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Дети участвовали в играх-драматизациях, инсценировках, создавали свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организовывали выставки «Моя любимая книга», «Сказки А.С. Пушкина», «Книги о труде», «К.И.Чуковский».

Показывая кукольный, теневой театр и театр игрушек, дети усваивали необходимые при общении правила вежливости, развивался речевой этикет.

Таким образом, художественная литература является важным средством в формировании представлений о дружбе у детей дошкольного возраста.

Воспитание у детей навыков и привычек, способствующих формированию нравственного поведения, осуществляется непрерывно на протяжении всего дошкольного детства и в единстве со всеми образовательными областями.