Формирование математической грамотности у обучающихся начальных классов
Лилия ХАММАТУЛЛИНА,
учитель начальных классов филиала Актанышской средней школы №1 – Чуганаковской начальной школы-детского сада
Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Одним из ее видов является математическая грамотность.
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности – это понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни; потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях; способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать; совокупность математических умений.
Компоненты математической грамотности:
1-й уровень включает в себя воспроизведение математических фактов, методов, выполнение стандартных процедур, алгоритмов, работу с формулами, вычисления;
2-й уровень – в нестандартных ситуациях, интерпретацию. Этот уровень предусматривает в себя установление связей, интеграцию материала, ориентирование, математические рассуждения, обобщения, интуиции, больше творчества и самостоятельности;
3-й уровень рассматривает более сложные задания, решение которых предусматривает выделение и формулировку проблемы, построение математической модели, обобщения, интерпретацию.
Инструменты по формированию математической грамотности школьников:
– технология проектов (учатся ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах);
– проблемное обучение (проблемные задания на уроках, позволяют развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, возможность находить применение уже имеющимся знаниям и умениям);
– работы с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами;
– игровые технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры);
– моделирование заданий – представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.
Пять практических рекомендаций по формированию математической грамотности – одного из важнейших компонентов функциональной грамотности в начальной школе:
- Объяснять математические понятия с помощью предметных действий.
- Играть в математические игры.
- Давать жизненные задания.
- Подключать родителей.
- Использовать цифровые платформы.
Новое время потребовало от учителя освоить современные активные технологии и активно их применить на своих уроках. Наша задача направить их знания и умения в нужном направлении, подсказать, как добыть те или иные знания, заинтересовать, добиться, чтобы их глаза зажглись интересом к познанию. Поэтому обучающиеся должны учиться тому, как адаптировать свои знания к любой ситуации и иметь возможность решать любые сложные задачи, с которыми им, возможно, придётся столкнуться в будущем.