Формирование креативного мышления на уроках татарского языка и литературы

 

Гуллия МУЛЛАХМЕТОВА,

учитель татарского языка и литературы средней школы № 47 г. Казани

Проблема формирования функциональной грамотности – одна из важнейших задач современного образования. Современная жизнь ставит  перед человеком множество нестандартных проблем. Умение решать их творчески, с оптимальным эффектом определяет его благополучие. В настоящее время на смену репродуктивного обучения приходит многоуровневое непрерывное креативное образование.

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. Какая должна быть система образования? Этот вопрос сейчас является актуальным, т. к. от правильного образованного учебного процесса напрямую зависит результат учебы учащихся. Само время диктует свои правила.

Функциональная грамотность (англ. functionalliteracy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в том числе воспитания детей, решении различных жизненных проблем.

Таким образом, функциональная грамотность становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), оценивающей грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике, наряду с читательской, математической и естественно-научной, финансовой грамотностью, с 2021 года оценивается креативность мышления.

Креативное мышление понимается как способность продуктивно участвовать в выдвижении, оценке и совершенствовании идей, направленных на получение оригинальных и эффективных решений, генерацию нового знания или создание продуктов проявления творчества и воображения. [2]

Креативное мышление — очень актуальная тема современной педагогики. Творчество – это деятельность, а креативность – способность к этой деятельности. Креативность представляет собой совокупность когнитивных, эмоциональных, волевых особенностей личности. Психологи доказали, что все способности можно развивать в любом возрасте.

Уроки функциональной грамотности развивают речь, делают ее более гибкой, развивает креативное мышление.

Дети, которым я преподаю родной язык и литературу, любят уроки функциональной грамотности. Ученики с удовольствием идут на эксперименты. Для них такой урок, как развивающая игра. Они фантазируют, они моделируют ситуации, с которыми могут столкнуться в жизни, придумывают различные ситуации, диалоги, примеряют на себя разные профессии.

Один из наших уроков был посвящен теме формирования навыков аудирования и говорения. Урок прошел в игровой форме. На уроке я предложила детям модели нескольких ситуаций, которые они должны обыграть.

Игра «Сатучы һәм сатып алучы»

Ученику, который исполнял роль воспитанного продавца овощей, необходимо было продать свою продукцию избалованному покупателю, не нарушая норм культуры поведения и культуры речи. И для этого ему необходимо не только знание рынка продаж, но и красноречие. Убедительное и аргументированное обоснование своего предложения. Второй ученик исполнял роль покупателя, который долго капризничал и выбирал продукт.

Игра «Табиб һәм авыру»

Врач должен объяснить больному его состояние здоровья, который совсем не хочет разговаривать, капризничает, плачет, может позволить себе перебивать. И только креативное решение задачи может спасти ситуацию.

Игра «Кондуктор һәм пассажир»

Обычная, бытовая ситуация. С которой дети, к сожалению, часто сталкиваются в общественном транспорте. Кондуктор старательно выполняет свои обязанности. А пассажир не хочет платить, уступать место пожилым. И только убедительное знание своей правоты, деликатное, но настойчивое убеждение поможет в этой ситуации.

Игра «Необычное в обычном»

Что необычного ты заметил сегодня по дороге в школу? Что необычного в … (в размещении мебели, в вопросе, в ответе…)

Мы моделировали ситуации. Разбирали возможные варианты общения, рассуждали на тему этики и культуры поведения, обсуждали как следует себя вести, какие речевые приемы использовать, а чего делать не стоит. Говорили об умение слушать собеседника, и не просто разговаривать, а уметь четко и правильно формулировать свои мысли, корректно отстаивать свою правоту. Формирование таких навыков важный аспект для современного человека, и владеть навыками слушания и говорения, одна из первостепенных задач человека в обществе.

Дети положительно реагируют на знакомые им ситуации и с удовольствием обыгрывают не стандартные. Игровая форма позволяет им чувствовать себя комфортно в любой ситуации, а желание достичь результата дает им возможность каждый раз совершенствоваться.

Моделирование ситуаций для диалога происходит на уроке, мы вместе с детьми решаем какую ситуацию будем обыгрывать. Придумывать такие модели для них особое удовольствие и особая работа.

Упражнения для развития креативности на уроках родного языка:

  1. Подберите прилагательные и существительные, отвечающие ощущениям тепла и холода (весны и зимы, утра и вечера и др.) Примеры ответов:

Җылыҗәй, кояш,  якты, рәхәт, яшеллек, яңгыр.

Салкын – иртә, боз, кар, көн, кыш, җил.

  1. Составьте предложения из слов, логически не связанных между собой.

Үлән, күк, күлмәк;кич,иктап,башлык;

Куян, уку, ут;өй, космос, бакча, акча;

  1. Придумай заглавия к рассказам. (Особенно эффективны в этом направлении маленькие рассказы А.Алиша.)

Беркөнне Ренат кәгазь тапты, карандаш алды да рәсем төшерергә утырды. Тик менә нәрсәне ясарга? Самолетны ул ясый белә, танк рәсемен матур итеп эшли ала.

Нәрсә ясарга соң? Шулай аптырап торганда, аның күзе өстәлдәге китапка төште. Кемдер аны укыган булса кирәк. Җыйнаксыз кеше икән. Укыгач ябып та китмәгән. Ә Ренатка инде шул гына кирәк тә иде. Китапның ачылып торган битендә менә дигән рәсем: диңгезнең зәңгәр дулкыннарын ярып, бер зур кораб бара. Ә аның пушкалары тырпаеп, сузылып торалар. Бик тиз генә ул аны күчереп үз кәгазенә ясасын әле.

Менә диңгез, менә монысы корабның борыны, монысы пушкалары, монысы матчасы, монысы флагы, монысы морҗалары. Менә инде ул аны эшләп тә бетерде. Ләкин Ренат ясаган кораб китаптагыга бер дә охшамый. Ул үзе ясаган рәсемне тиз генә ертып ыргыта да тагын эшләргә утыра.

  1. Найдите общие признаки: китап — кашык; кадак – таш; идән-түшәм; шкаф – өй.
  2. Сочини сказку, используя набор данных слов (туй, закон, тәртипсез, кунаклар, чәй, апа, йорт, әтәч, иртә, җылы, матур, кашык, күп, яңгыр, мәктәп, бакча, чирәм, агач, балалар, акча.)
  3. Придумай небольшой рассказ на одну букву. (Наиболее удачные из рассказов.)

Беркөнне без бабай белән бакчага бардык. Барганда базардан  борчак, бәрәңге, бодай барладык. Басуга бодай, борчак бәрдек. Бакчага бәрәңге боламыгы болгаттык.

Таким образом, формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельную, творчески мыслящую личность. В завершении хочу сказать, что уроки функциональной грамотности позволяют детям получать массу информации, учат правильно ей пользоваться и креативно мыслить.