Формирование функциональной грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
Роза ВАЛЕЕВА,
учитель начальных классов
Многопрофильный лицей 11
г. Казани
Одна из ключевых задач современного образования – формирование функциональной грамотности обучающихся. Этот вопрос особенно актуален в условиях стремительно меняющегося мира, где способность применять знания на практике становится важнейшим жизненным навыком.
Что такое функциональная грамотность?
Согласно определению, функциональная грамотность – это уровень образованности, который характеризуется способностью человека:
решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности;
использовать знания, умения и навыки для решения широкого круга проблем;
эффективно взаимодействовать с социальной средой.
По словам А.А.Леонтьева, функционально грамотный человек – это тот, кто способен применять приобретаемые в течение жизни знания для решения разнообразных задач в разных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основные составляющие функциональной грамотности:
читательская грамотность;
математическая грамотность;
естественно-научная грамотность;
финансовая грамотность.
Почему это важно?
В современном мире недостаточно просто обладать знаниями – нужно уметь:
находить и анализировать информацию, принимать обоснованные решения,
решать практические задачи, адаптироваться к новым условиям.
Именно эти компетенции формирует функциональная грамотность, делая человека успешным и конкурентоспособным. Для формирования функциональной грамотности на уроках мы создаём условия для развития ключевых навыков через:
– практико-ориентированные задания – задачи, моделирующие реальные жизненные ситуации;
– деятельностный подход – обучение через действие, а не пассивное восприятие информации;
– групповые формы работы – развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде;
– проблемно-диалогические технологии – формирование умения находить решения в нестандартных ситуациях;
–проектную деятельность – от разработки плакатов и памяток до проведения мини-исследований и презентаций.
Примеры приёмов на уроке могут быть: работа с инфографикой (диаграммы, схемы, знаки), анализ реальных текстов и документов, решение кейсов из повседневной жизни, моделирование ситуаций с применением математических расчётов.
Внеурочная деятельность – мощный ресурс для формирования функциональной грамотности, поскольку: даёт возможность углублённого изучения тем,
позволяет применять знания в нестандартных условиях, способствует развитию креативного мышления, создаёт пространство для проб и ошибок без страха получить плохую оценку.
Эффективные формы внеурочной работы:
учебные игры и квесты (например, квест «Мой первый заработок» для формирования финансовой грамотности), ситуационные задания, имитирующие реальные проблемы, исследовательские проекты и мини-исследования,
дискуссионные клубы и дебаты,мастер-классы и практикумы, волонтёрские инициативы и социальные проекты.
Пример: в рамках квеста учащиеся проходят станции с заданиями, зарабатывают «деньги» (монеты), а затем учатся их рационально тратить. Это формирует не только финансовые навыки, но и умение планировать, принимать решения, работать в команде.
Для эффективной работы можно использовать можно использовать следующие
инструменты и ресурсы: онлайн-платформы (например, «Учи.ру»), электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (fg.resh.edu.ru), образовательные мультфильмы («Смешарики: Азбука финансовой грамотности», «Фиксики»), интерактивные тренажёры и симуляторы.
Чтобы формирование функциональной грамотности было системным, необходимо
обеспечить деятельностный характер обучения – ученик должен быть активным участником процесса, использовать продуктивные формы групповой работы (мозговой штурм, работа в парах, командные проекты), применять интерактивные технологии (кейс-метод, ролевые игры, дискуссии), связывать учебный материал с реальным жизненным контекстом (вопросы типа «Где в жизни вам пригодятся эти знания?»), развивать рефлексию – умение анализировать свои действия и результаты.
К окончанию начальной школы ученик должен уверенно адаптироваться к новым ситуациям, самостоятельно решать учебные и бытовые задачи, строить отношения в коллективе;
Оценивать свои знания и пробелы в них, стремиться к саморазвитию.
Формирование функциональной грамотности – это не разовая акция, а системная работа, которая пронизывает все предметы учебного плана, интегрирует урочную и внеурочную деятельность, опирается на современные образовательные технологии,
ориентирована на реальный жизненный результат.
Наша задача – не просто дать знания, а научить детей применять их на практике, чтобы они стали успешными, уверенными в себе и готовыми к вызовам будущего.
