Формирование функциональной грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности

Роза ВАЛЕЕВА,

учитель начальных классов

Многопрофильный лицей 11

г. Казани

 

Одна из ключевых задач современного образования – формирование функциональной грамотности обучающихся. Этот вопрос особенно актуален в условиях стремительно меняющегося мира, где способность применять знания на практике становится важнейшим жизненным навыком.

Что такое функциональная грамотность?

Согласно определению, функциональная грамотность – это уровень образованности, который характеризуется способностью человека:

решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности;

использовать знания, умения и навыки для решения широкого круга проблем;

эффективно взаимодействовать с социальной средой.

По словам А.А.Леонтьева, функционально грамотный человек – это тот, кто способен применять приобретаемые в течение жизни знания для решения разнообразных задач в разных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основные составляющие функциональной грамотности:

читательская грамотность;

математическая грамотность;

естественно-научная грамотность;

финансовая грамотность.

Почему это важно?

В современном мире недостаточно просто обладать знаниями – нужно уметь:

находить и анализировать информацию, принимать обоснованные решения,

решать практические задачи, адаптироваться к новым условиям.

Именно эти компетенции формирует функциональная грамотность, делая человека успешным и конкурентоспособным. Для формирования функциональной грамотности на уроках мы создаём условия для развития ключевых навыков через:

– практико-ориентированные задания – задачи, моделирующие реальные жизненные ситуации;

– деятельностный подход – обучение через действие, а не пассивное восприятие информации;

– групповые формы работы – развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде;

– проблемно-диалогические технологии – формирование умения находить решения в нестандартных ситуациях;

–проектную деятельность – от разработки плакатов и памяток до проведения мини-исследований и презентаций.

Примеры приёмов на уроке могут быть: работа с инфографикой (диаграммы, схемы, знаки), анализ реальных текстов и документов, решение кейсов из повседневной жизни, моделирование ситуаций с применением математических расчётов.

Внеурочная деятельность – мощный ресурс для формирования функциональной грамотности, поскольку: даёт возможность углублённого изучения тем,

позволяет применять знания в нестандартных условиях, способствует развитию креативного мышления, создаёт пространство для проб и ошибок без страха получить плохую оценку.

Эффективные формы внеурочной работы:

учебные игры и квесты (например, квест «Мой первый заработок» для формирования финансовой грамотности), ситуационные задания, имитирующие реальные проблемы, исследовательские проекты и мини-исследования,

дискуссионные клубы и дебаты,мастер-классы и практикумы, волонтёрские инициативы и социальные проекты.

Пример: в рамках квеста учащиеся проходят станции с заданиями, зарабатывают «деньги» (монеты), а затем учатся их рационально тратить. Это формирует не только финансовые навыки, но и умение планировать, принимать решения, работать в команде.

Для эффективной работы можно использовать можно использовать следующие

инструменты и ресурсы: онлайн-платформы (например, «Учи.ру»), электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (fg.resh.edu.ru), образовательные мультфильмы («Смешарики: Азбука финансовой грамотности», «Фиксики»), интерактивные тренажёры и симуляторы.

Чтобы формирование функциональной грамотности было системным, необходимо

обеспечить деятельностный характер обучения – ученик должен быть активным участником процесса, использовать продуктивные формы групповой работы (мозговой штурм, работа в парах, командные проекты), применять интерактивные технологии (кейс-метод, ролевые игры, дискуссии), связывать учебный материал с реальным жизненным контекстом (вопросы типа «Где в жизни вам пригодятся эти знания?»), развивать рефлексию – умение анализировать свои действия и результаты.

К окончанию начальной школы ученик должен уверенно адаптироваться к новым ситуациям, самостоятельно решать учебные и бытовые задачи, строить отношения в коллективе;

Оценивать свои знания и пробелы в них, стремиться к саморазвитию.

Формирование функциональной грамотности – это не разовая акция, а системная работа, которая пронизывает все предметы учебного плана, интегрирует урочную и внеурочную деятельность, опирается на современные образовательные технологии,

ориентирована на реальный жизненный результат.

Наша задача – не просто дать знания, а научить детей применять их на практике, чтобы они стали успешными, уверенными в себе и готовыми к вызовам будущего.