Формирование экологической и эстетической культуры в общеобразовательных школах

№ 172

Рузия МУГИНОВА,

методист по воспитательной работе отдела образования Рыбно-Слободского района  

Инсаф МУГИНОВ,

учитель географии и биологии Масловской средней школы Рыбно-Слободского   района

В последнее время, термин «экологическое и эстетическое воспитание» все чаще звучит в средствах массовой информации, в среде профессионалов и просто в обыденной речи. Применительно в школе это означает, что учащиеся должны обладать не только соответствующими знаниями, умениями и навыками, но они также должны быть человеком экологически культурным, эстетически развитым, имеющим активную жизненную позицию. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных  взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательный влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. На современном этапе развития общества вопрос экологического и эстетического воспитания  приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому и эстетическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняются все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях животных, на здоровье людей. Нарастает беспокойство о наших « соседях по планете» — растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во –первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате  многие виды исчезли с лица Земли. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.

Экологическое воспитание – это воздействие на сознание людей в процессе формирования личности и в последующее время с целью выработки социально-психологических установок и активной гражданской позиции, бережного отношения к совокупности природных и социальных благ.

Цель экологического образования и воспитания должна заключаться в становлении экологически культурной личности. Это не процесс одностороннего воздействия воспитателя на воспитуемого, а взаимодействие субъектов, совместные действия, направленные на их собственное развитие в имеющихся условиях внешний и внутренней среды.

Экологическое образование учащегося обусловливает формирование у него экологического стиля мышления. Это – целостная методологическая система, качественно отличающаяся от других систем и представляющая собой сущностную характеристику мышления современной эпохи, основные его особенности. Важнейшими характеристиками этого стиля мышления являются его гуманитарная направленность, диалогичность, рефлексивность, природоспособность. Экологический стиль мышления детерминирует образ жизни, труда, отдыха, всю систему взаимоотношения человека с природой в любой трудовой или познавательной деятельности, влияя на ее протекание и результат. В то же время не существует свода инструкций и рецептов, пригодных на все случаи жизни, требуется самостоятельная поисковая активность преподавателя при решении им конкретных  проблем и противоречий.

Эстетическое воспитание – это воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Она предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивающих удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным.

Одновременно с этим эстетически образованный человек стремится посильно проявлять себя в искусстве, вносить элементы прекрасного во все стороны жизни, а также бороться против разрушительного в экологической культуре.

Эстетическое воспитание, отражая целостный характер формирования личности, находится в тесных и многообразных связах со всеми другими сторонами развития – умственным, нравственным, физическим, трудовым. Это не только расширение художественного кругозора, списка прочитанных книг, увиденных видеофильмов, услышанных музыкальных произведений, но и организация человеческих чувств, духовный рост личности, регулятор и корректор поведения как в обществе, так и в окружающей нас природе.

Эстетическое впечатление может остаться после обычного занятия с учащимися, если он одухотворен высокой общественно значимой целью, несет в себе творческое начало, приносит удовлетворение и чувство успеха, заканчивается полезным положительным результатом. Для того чтобы труд приносил эстетическое наслаждение, он должен быть отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией  времени, вдохновением, увлеченностью, радостью и приятной усталостью от затраты умственных сил. Очень эстетичны искренние, здоровые, человечные взаимоотношения между учащимся и преподавателем. Примитивные, черствые, неискренние отношения глубоко ранят личность учащегося, оставляют след на всю жизнь. И, наоборот, тонкие, дифференцированные отношения, справедливая требовательность со стороны преподавателя, воспринимаются учащимся как воспитание в духе высокой эстетики и морали. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. В этом убеждают нас слова В.А.Сухомлинского: «К тому, кто был  глух к природе с детства, кто в детстве не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».

Общеобразовательная школа должна выпускать ученика экологически образованного, высоконравственного, умеющего выбирать свой путь развития, способствующий его духовному и профессиональному становлению и укреплению.