Формирование чувства цвета у детей старшего возраста
№ 187
Гульнара МУСИНА,
старший воспитатель I квалификационной категории детского сада №280 г. Казани
Елена ЯМБУЛАТОВА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада №280 г. Казани
Художественное творчество – это воспитательное воздействие на духовный мир ребёнка, который трудно переоценить, способствует закладке этических и эстетических чувств. Каждый ребенок талантлив по-своему, в каждом ребенке скрыты его лучшие качества, которые необходимо вовремя рассмотреть и создать условия для их развития. Поэтому, современное общество так пристально следит за развитием уникальности каждой личности. По своей природе ребенок очень любознателен: его влечет жажда новых впечатлений при смешивании красок, он постоянно наблюдает и экспериментирует. Ребенок находится в непрерывном поиске, это является его нормальным состоянием. Каждый из нас в детстве любил яркие игрушки, нам было интересно познавать мир через разноцветные стеклышки. Сколько радости приносило это развлечение. Рассматривая окружающий мир через желтое стекло, мы получали яркую и радостную картину мира. Иное впечатление было от темных красок – мир казался грустным.
Дети, играя с цветом, знакомятся с ним, что помогает им более точно воспринимать предметы и явления окружающего мира. Игры, занятия с цветом развивает мышление, наблюдательность, обогащает речь.
По мере взросления детей палитра цвета расширяется, обогащается новыми красками и оттенками. Цвет познается детьми в единстве с окружающим миром, через восприятие, влияющее на эмоциональный мир детей.
В младшем возрасте дети стремятся к свободному рисованию, манипулированию красками. Ребенка в этом возрасте не интересует сюжет рисунка, он радуется цвету, ярким пятнам. В старшем возрасте дети стремятся создать свой образ с помощью цвета. Дети критично подходят к результатам своей деятельности в подборе цвета в изображении того или иного образа. Задачей взрослых, конечно, является развитие у детей эстетического восприятия, развития умения воспринимать и творить с помощью цвета и его оттенков.
Таким образом, проблема формирования чувства цвета у детей в настоящее время является актуальной. Не существует целостной системы работы с детьми по этому направлению
Не полностью описаны особенности восприятия цвета детьми при создании изображений.
С одной стороны, эта проблема указана в методической литературе, а с другой – разработок по этой теме нет. И поэтому нами выявлены необходимость углубления знаний по этой проблеме.
Цель исследования. Выявление особенностей цветовой характеристики объектов, отражаемых в художественном творчестве детей дошкольного образа.
Объект исследования. Дети старшей группы детского сада № 280 города Казани.
Предмет исследования. Деятельность дошкольников в формировании цветового художественного образа в изобразительной деятельности, выявление взаимосвязи художественного творчества от эмоционального благополучия ребенка
Гипотеза исследования. Процесс эмоционального переживания детьми цветового богатства окружающей действительности и изобразительного искусства является условием сознательного усвоения знаний, умений, навыков, необходимых для создания выразительного образа, что способствует более глубокому эмоциональному переживанию и пониманию красоты цвета и его сочетаний в изображении
Задачи:
– раскрыть особенности восприятия цвета детьми и передачи его при создании изображений;
– выявить формирование чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста как средства образной выразительности;
– рассмотреть методы и методики изучения ребенка как объекта педагогического исследования;
– выявить психологические особенности ребенка в практике рисования художественного образа.
Для решения поставленных задач в исследовании были использованы следующие методы:
– теоретические методы – теоретический анализ и систематизация психолого–педагогической литературы;
– эмпирические методы – социолого-педагогические измерения (наблюдения, беседы, анкетирование, тестирование, изучение результатов деятельности детей).
Этапы исследования
1-й этап: теоретическое изучение состояния проблемы, анализ психолого-педагогической литературы, учебно-дидактических материалов.
2-й этап: разработка целей и задач исследования, формулирования гипотезы, определение объекта и предмета исследования.
3-й этап: обобщение, обработка, систематизация и оформление результатов исследования.
В ходе данного исследования были использованы эксперимент и тест, выявляющие объективную картину цветовой характеристики объектов, отражаемых в художественном творчестве детей дошкольного образа.
Эксперимент по формированию художественного образа в процессе изобразительной деятельности старших дошкольников. «Наш сад осенью», «Зайкина избушка»
Исследование восприятия цвета у детей подготовительной группы по методике З.М.Истоминой.
Тест «Дерево желаний»
Задачей эксперимента мы поставили цель выявления уровня сформированного художественного образа в процессе рисования, развитостью чувства цвета.
Проведя исследование, мы выявили, что некоторые дети не могут дать цвету и его оттенку правильное название. Мы сделали вывод, что необходимо провести работу на уточнение знаний о цветах и их оттенках.
Также нами был проведен опрос родителей для подведения итогов исследования и использованы:
- Анкета «Любит ли Ваш ребенок рисовать?».
- Анкета «Создание условий для творческого развития ребенка в доме и вне него».
- Тесты для родителей.
- Полезные интернет ресурсы помогут родителям в развитии творческих способностей.
Мы совместно с психологом применили следующие комплексы методов коррекции: сказкотерапию, игротерапию на вытеснение страхов у детей, творческие игры на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности, диагностическая карта (арттерапию рисование мыльными пузырями, нетрадиционная техника ИЗО деятельности
Таким образом, поставленная цель по выявлению особенностей цветовой характеристики объектов, отражаемых в художественном творчестве детей дошкольного образа, нами достигнута. Выявлено, что от эмоционального благополучия состояния ребенка зависит художественное творчество, и они взаимосвязаны между собой. Проведенные тесты помогли нам сделать вывод, что дети воспринимают окружающий мир через эмоции. Эти эмоции они переносят в свое художественное творчество. По анализу рисунков можно судить и о психическом состоянии детей, благополучии, возможных перспектив развития.
Выдвинутая в исследовании гипотеза получили свое подтверждение, что процесс эмоционального переживания детьми цветового богатства окружающей действительности и изобразительного искусства является условием сознательного усвоения знаний, умений, навыков, необходимых для создания выразительного образа, что способствует более глубокому эмоциональному переживанию и пониманию красоты цвета и его сочетаний в изображении
Вместе с тем исследование выявляет ряд проблем, изучение которых будет нами продолжено.