Формирование читательской культуры как условие личностного развития современного школьника

Рузиля ДАВЛЕТШИНА,

учитель начальных классов лицея №2 г. Чистополь

Разговоры о снижении интереса к чтению художественной литературы уже давно  стали обычным делом. В обществе, которое с энтузиазмом  осваивает новые способы общения, чтение серьёзных книг перестало быть кодом образованности и интеллигентности. Осведомленность для современного человека часто важнее глубоких знаний, навыков анализа, способности к сопереживанию. Желание знать обо всём сразу, специфический прагматизм в отборе информации приводит к тому, что происходит, по ёмкому замечанию психолога А.Н.Леонтьева, «обнищание души при обогащении информацией».

Международные эксперты признают чтение проблемой для всей системы образования, а учителя и психологи отмечают не только отсутствие интереса к книгам у школьников, но и напрямую связанный с этим низкий уровень восприятия текста, плохое знание техники чтения и снижение речевой грамотности, что, несомненно, сказывается на общем уровне коммуникативной и речевой культуры.

Задачей современной системы образования в контексте введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта является не только развитие конкретных предметных знаний и умений в рамках отдельных дисциплин, но и комплекса универсальных учебных действий. В этом смысле универсальные учебные действия являются как результатом образовательного процесса, так и условиями для овладения знаниями, умениями и компетенциями. Чтение — одно из таких универсальных учебных действий. Овладение чтением на разных этапах обучения способствует развитию как интеллектуальной, так и эмоционально-нравственной сферы личности.

Изменить ситуацию, способствовать формированию «коммуникативно-компетентностной личности», адекватно взаимодействующей с другими людьми призвана художественная литература (1), а применительно к школьной практике – её изучение в рамках урока литературы.

Почему культурное сообщество настаивает на чтении художественной литературы? Причем литературы образцовой, а не того чтива, которое активно пропагандируется книжной индустрией. Мнение экспертов по этому вопросу выражено предельно ясно: чтение художественной литературы развивает творческое воображение, призывает к сопереживанию, пробуждает чувства и мысли, задает жизненные ориентиры, формирует жизненные ценности, обогащает речь и развивает чувство языка. Из вышесказанного следует, что целью литературного образования будет, с одной стороны, постижение сущности художественного произведения как вида искусства, а с другой, в формировании культуры читательского восприятия.

Какие методы и приемы, способствующие улучшению литературного образования, используются на уроках литературы? Большинство из них являются традиционными, но существенным отличием современного урока является то, что они используются в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями. Использование ИКТ стало важным инструментом, позволяющим применять различные подходы к изучению текста. Обогащение восприятия текста происходит также за счет привлечения других видов искусства: живопись и музыка, просмотр экранизаций и драматических постановок различных художественных текстов стали обычным делом на занятиях.

Следует отметить, что библиотеки проводят серьезную работу по привлечению читателей и воспитанию культуры чтения, которые, адаптируясь к требованиям времени, находят новые активные и интерактивные формы работы. Библиотека перестала быть храмом, где слышен только шелест страниц; дискуссионные клубы, встречи с писателями, обзоры новинок, дни рождения книг, литературные игры изменили привычный формат. Книжные карнавалы, информационно- экскурсионные программы, интерактивные книжные выставки — вот как живёт современная библиотека. Так недавно мы с учениками стали участниками увлекательного литературного квеста, а родители приняли участие в акции «Золотая полка» (они в видеоформате представляли 5 книг, которые, на их взгляд, должен прочитать каждый ребёнок). Подобные мероприятия способствуют возрождению традиции семейного чтения. А современные технические новинки, такие как электронные книги, всевозможные гаджеты, столь почитаемые современными школьниками, могут оказать неоценимую услугу учителю. Отсутствие текста на уроке больше нельзя объяснить тем фактом, что в библиотеке нет книг. Книгу, если вы хотите ее прочитать, можно найти в любом формате.

Чтобы воспитать грамотного читателя, необходимо научить его технике комплексного анализа художественного произведения, а также стимулировать развитие образного мышления и воображения. Вот несколько способов достижения этой цели.

  1. Эмоциональное восприятие текста. Это первый, и на наш взгляд, самый важный этап при работе с текстом. Необходимо зафиксировать первичное восприятие, чтобы впоследствии соотнести его с новым пониманием произведения, которое, несомненно, появится после его анализа
  2. Структурно-содержательный анализ текста.

Художественное произведение — многослойная  система, и сам текст есть только первый знаковый уровень, порождающий, в свою очередь, последующие: виртуально- предметный, миромоделирующий, мифологический и другие.

Таким образом, анализ  текста возможен только при овладении «инструментом анализа», то есть теоретико-литературоведческими понятиями, которые работают на постижение замысла писателя.

  1. Вопросы культурологического характера.

Давайте ограничимся далеко не полным перечнем круга вопросов, которые необходимо рассмотреть при анализе художественного текста. Если бы мы поставили здесь точку в нашей работе, то, вероятно, уроки литературы потеряли бы всякий смысл, потому что все знания и навыки, которые развивает ученик, ценны не сами по себе, а только тогда, когда «они работают на достижение более высокой цели – научного синтеза». (2) Другими словами, когда ребенок способен вступить в диалог с текстом и его создателем как носителем идеи и становится соавтором.

Чтение, по мысли В.Ф.Асмуса, – это труд и творчество, поэтому нужно помнить, что знание нельзя давать в готовой форме. Только при соблюдении этого условия чтение развивает личность, работает на формирование читательской культуры.

Важным элементом урока являются ролевые игры: «Я – читатель, критик, исследователь, писатель, экскурсовод»… Опишем лишь некоторые из них.

Ролевая игра «Я – критик» направлена на анализ произведения, и здесь можно взять интервью у писателя или литературного героя, создать алгоритм анализа текста, организовать дискуссию критиков по одному и тому же произведению. А можно за круглый стол пригласить писателей, которые создали произведения на одну и ту же тему (например, М.Горького и Л.Н.Толстого) и поговорить о жизненных уроках, которые вынесли они из детства.

Ещё одна ролевая игра «Я – экскурсовод», пожалуй, на сегодняшний день, самая востребованная. Учащиеся активно привлекают ИКТ, создают презентации, отбирают текстовый материал. Виртуальное посещение  усадьбы Онегина и Лариных, прогулки по Петербургу Ф.М.Достоевского вместе с Раскольниковым или путешествие по Москве М.Булгакова стали уже привычными.

Электронные средства позволяют придать новую форму такому способу повышения читательской активности ребенка как читательский дневник – презентация произведений, прочитанных учеником за определенный период; обсуждение прочитанных произведений в социальных сетях (В контакте).

Работают на формирование читательских компетенций и различные формы уроков: урок — проблемный анализ, путешествие, проект, композиция, пресс-конференция, дискуссия, литературная игра; интегрированный урок и др.

Все эти методы и формы направлены на активное сотворчество, а также на понимание литературного произведения как единой художественной системы. Важно помнить, что текст находится в центре любого урока, и все действия, которые разворачиваются вокруг него, направлены на его понимание. Критерием адекватного понимания произведения является соответствие интерпретации текста его устройству, а также взаимосвязь между организацией текста и структурой изображаемого мира. (3)

Подводя итог вышесказанному, отметим, что формирование читательской культуры – длительный, но увлекательный процесс, и цель достигается, когда чтение становится процессом сотворчества, когда читатель обладает навыками анализа художественного текста, обладает независимым суждением, может дать аргументированную оценку произведению, способен «узнать» автора по нескольким цитатам, он хорошо разбирается в современной литературной ситуации и всегда может дать дельный совет, что почитать.

И в заключение хотелось бы отметить, что усилий одной школы недостаточно, литература должна быть в центре общественной жизни, и тогда у ученика появится потребность читать. Современное культурное сообщество предпринимает определённые шаги в этом направлении. В последние годы появились новые телепостановки классики, в большом количестве выпускаются аудиокниги, теле- и радиопрограммы предлагают различные передачи, посвященные художественной книге, в эфире обсуждаются литературные новинки, авторитетное мнение высказывают критики и писатели, а радиостанция «Эхо Москвы» объявила о начале проекта «100 книг для старшеклассников», в котором принять участие может каждый взрослый.

Список литературы

  1. Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приёмы творческого изучения литературы. – М.: Флинта: Наука, 1999. – С. 224
  2. Бушмин А. С. Наука о литературе. – М.: Современник, 1976. – С. 115.
  3. Балакина Л.А. Развитие читательской культуры учащихся. http://www.bigpi.biysk.ru/ff/readarticle.php?article_id=46

Данная тема рассматривается в источниках, указанных ниже.

Айзерман Л. С. Литература в старших классах: Уроки и проблемы: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2002. – С. 239.

Аркин И. И. Литературу ли мы преподаём?/ Литература в школе. – №2. –1991. – С. 71 – 83.