Фонетика. Орфоэпия. Повторение, изученного в V классе

№ 154

(Урок  русского языка в VI классе)

Айсылу ШАКУРОВА,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории средней школы № 137 г. Казани

Документ

 

Фонетика. Орфоэпия. Повторение, изученного в V классе

(Урок  русского языка в VI классе) 

Айсылу ШАКУРОВА,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории средней школы № 137 г. Казани

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Задачи:

– повторить изученное по теме «Фонетика»;

– способствовать развитию речевой компетенции; развитию логического мышления, памяти;

– способствовать формированию аккуратности письма  и воспитанию внимания.

Планируемые результаты:

личностные:

понимать многогранность русского языка;

– стремиться к речевому эталону;

метапредметные:

осуществлять самоконтроль;

– оценивать правильность решения учебной задачи, возможности её решения;

– проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;

– читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников;

– уметь работать в парах, в группе;

– участвовать в общей беседе;

– задавать вопросы, отвечать на вопросы;

– формулировать собственные мысли;

предметные:

– знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы звуков в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков в речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков;

– знать о смыслоразличительной роли звуков;

– опознавать основные выразительные средства фонетики, (звукопись);

– проводить фонетический анализ слова.

Ресурсы урока:

учебно-методические: УМК: учебник (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс. – М.: Просвещение, 2016), раздаточный материал: тексты, кроссворды, карточки;

материально-технические: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Ход урока

I. Этап мотивации

Учитель. На доске – кроссворд. Разгадываем его, слова записываем в тетрадь, проговариваем написание. (На слайде написаны  задания к кроссворду.)

1.                Спортивная игра, в которой игроки ударом ноги загоняют мяч в ворота соперников. (Футбол)

2.                Главное здание железнодорожной станции. (Вокзал)

3.                Самая низкая школьная отметка. (Единица)

4.                Человек, совершающий подвиги. (Герой)

5.                Человек, который занимается спортом. (Спортсмен)

6.                Волшебное слово, выражение благодарности. (Спасибо)

7.                Командная игра на льду на коньках, в которой шайбу надо забросить в ворота соперников. (Хоккей)

8.                Самая большая зеленая сладкая ягода. (Арбуз)

II. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Обратите внимание на ключевое слово в кроссворде и сформулируйте тему. (Фонетика)

Учитель. Правильно. А ещё с какой темой тесно связана фонетика? (Орфоэпия)

Учитель. Запишите тему урока. (Фонетика. Орфоэпия)

Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. (Вспомнить всё, что мы проходили по теме «Фонетика» и «Орфоэпия».)

III. Актуализация знаний учащихся

Учитель. А сейчас с помощью техники «Ромашка Блума» ответим на вопросы:

Описание: C:\Users\Татьяна\Desktop\img5[1].jpg 

1-й лепесток (простые вопросы):

1.                Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи? (Фонетика)

2. Что изучает орфоэпия? (Правила литературного произношения.)

2-й лепесток (уточняющие вопросы):

1. А как вы думаете, ребята, сколько нужно звуков, чтобы составить несколько миллионов слов? (42 звука)

2.                Какие звуки всегда звонкие? (Р, Л, М, Н, Й)

3-й лепесток (объясняющие вопросы):

1.                Почему в некоторых словах звуков больше, чем букв? (В определённых случаях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.)

2.                Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука? (Когда стоят в начале слова, после разделительного Ь и Ъ, после гласной.)

3. Почему в некоторых словах букв больше, чем звуков? (Некоторые буквы не произносятся, Ь и Ъ не обозначают звуки.)

4-й лепесток (творческие вопросы):

1. Заменить в слове первый звук, чтобы получилось как можно больше новых слов.

Дом (том, ком, сом, лом)

Гора (нора, кора, пора, Жора)

5-й лепесток (оценочные вопросы):

1.                Чем различается звук и буква? (Звук – слышим, букву – пишем.)

6-й лепесток (практические вопросы):

– Превратите слово ТОК в домашнее животное. (Кот)

– Слово ЛЁН в цифру. (Ноль)

– Слово ЛЕЙ в дерево. (Ель)

– Слово ЛЮК в большой мешок. (Куль)

– Слово ШЕЛ в неправду. (Ложь)

IV. Организация познавательной деятельности

Работа с транскрипцией. (На доске записано высказывание Н.В.Гоголя в фонетической транскрипции.)

Учитель. Восстановите данное высказывание в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами.

[Н’изнай’у /фкакой’ другой’ л’ит’иратур’э паказал’и ст’ихатворцы такой’э б’искан’эч’най’э  разнаабраз’ий’э ат’энкоф звука / ч’иму ач’ас’т’и/ разум’эица / спасопстфавал сам паит’ич’иск’ий’ й’изык наш]

Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш.

Учитель. Прочитаем стихотворение (упр.14, стр.13.) Сколько раз повторяется шипящий звук Ш? Не возникает ли у вас впечатления ,что в тишине слышится шорох леса? Как называется такой приём в литературе?(Звукопись.)

Учитель. Попробуйте придумать слова или предложения, в которых звуки передают ощущение чего-либо. (Тише, мыши, не шуршите. Бей, барабанщик, в барабан.)

Учитель. Повторение согласных звуков называется аллитерацией, а повторение гласных – ассонанс.

Учитель. Ребята, перед вами слова ШАЛАШ, ТОПОТ, ВОРОН. Посмотрите на них внимательно. Чем необычны эти слова? (Они читаются и слева направо, и справа налево.)

Учитель. Как бы вы назвали такие слова? (Перевёртыши.)

Учитель. Правильно. Эти слова называются палиндромы (перевёртыши).

Учитель. Вспомните сказку «Буратино». Какое предложение диктовала Мальвина Буратино? (А роза упала на лапу Азора.)

Учитель. Попробуйте прочитать это предложение справа налево. Что получилось? (Такое же предложение.)

Учитель. Бывают и предложения-палиндромы.

Учитель. Разгадайте метаграмму.

Метаграмма – это загадка, в которой надо отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим.

1. С бмучительной бываю,

С м одежду пожираю,

С р актёру я нужна,

С с я повару важна. (Боль,моль,роль,соль)

2. Хоть и мала я, но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

Но к и ц перемени —

Я по болоту зашагаю. (Капля, цапля,

Игра «Найди пару»

Учитель. Сейчас я буду называть слова. Ваша задача – один согласный заменить другим, отличающимся от первого по глухости /звонкости, чтобы получилось новое слова. Молча запишите на листочках пары слов и подчеркните различия. Например: код – год, удочка – уточка, тужить – тушить, визит – висит, сиять – зиять (Сл. С.И. Ожегова зи`ять – Быть раскрытым, обнаруживая глубину, пустоту, провал. Н., зияет бездна, зияющие отверстия), молотить – молодить.

Учитель. У вас на партах лежит текст, в нем пропущены буквы. Ваша задача – грамотно списать этот текст, вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Но сначала прочитаем текст и ответим на вопросы.

– Докажите, что это текст. (Все предложения связаны по смыслу.)

– О ком он? (О Каштанке.)

– Что это за произведение? (Рассказ А.П.Чехова «Каштанка».)

– Скажите, на какие правила пропущены буквы? (На правописание безударных гласных и сомнительных согласных, непроверяемых гласных, на правописание ЧА, ЩА, на правописание Ъ.)

– Как проверить безударную гласную в корне слова? (Подобрать однокоренное слово, чтобы эта гласная была под ударением.)

– А сомнительную согласную? (Подобрать однокоренное слово, чтобы после согласной стоял гласный звук.)

– Когда пишется Ъ? (После приставок на согласную, перед буквами Е, Ё, Ю, Я.)

ТЕКСТ

Каштанка бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина, а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари. Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую, л..шадиные спины, ша..ки изво..чиков…

Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.

Учитель. Проверим, какие буквы вы вставили и почему?  (Учащиесяся объясняют.)

1) Найдите и подчеркните слова, в которых букв меньше, чем звуков. Почему так получилось? (Белое, мостовую, лошадиные, Каштанкою, отчаяние. Буквы Е, Ю, Я обозначают по два звука.)

2) Теперь подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему? (Становилось, зажглись, прижалась, плакать. Буква Ь не обозначает звук.)

3) Подчеркните слова, которые произносятся не так, как пишутся. Какое явление мы здесь наблюдаем?

4) Фонетический разбор слова у доски. (У доски два ученика разбирают слова «снег», «взад».)

5) Выберите слова, которые можно составить из звуков слова СТАНОВИЛОСЬ. (Сила, нос, лиса, стан, сон, слива)

Учитель. Вспомните, когда пишется в словах Ь, а когда Ъ. (Повторение правила.)

Учитель. Даны слова, их надо распределить в две колонки. В 1-ю записать слова с разделительным Ь знаком, а во 2-ю – с разделительным Ъ:

РУЖ..Ё, С..ЁЖИЛСЯ, РАЗ..ЕЗД, СТАЛ..НЫЕ, РЕЧ..КА, БЕЛ..Ё, С..ЁМКА,ПРОЛ..ЁТ, ПРЕД..ЮБИЛЕЙНЫЙ,  ДОБ..ЕМСЯ, РАЗ..ЯСНИТЬ, С..ЭКОНОМИТЬ.

1-я колонка: ружьё, бельё, прольёт, добьёмся.

2-я колонка: съёжился, разъезд, съёмка, предъюбилейный, разъяснить.

Учитель. Какие слова не выписали? Почему? (Речка, сэкономить.)

Учитель. Проверим. Молодцы, и это задание выполнили. Продолжаем идти к нашей цели: повторить все изученное. Ребята, знаете ли вы, как страдают слова, когда их произносят неправильно? Вот послушайте. (Читает заранее подготовленный ученик.)

Свекольное страдание

Свёкла плакать начала,

До корней намокла:

Я, ребята, не свекла,

Я, ребята, свёкла.

Учитель. Нужно списать слова, правильно расставив ударение и разделив слова на слоги для переноса.

 – А что такое ударение? (Это звук, который тянется.)

– Какое ударение в русском языке? (Подвижное.)

– Как переносим слова? (По слогам.

– Как нельзя переносить? (Нельзя оставлять или переносить одну букву слова или одни согласные без гласной. Буквы Й,Ы,Ъ,Ь нельзя отделять от предшествующей буквы.)

БА-ЛО-ВАТЬ, ДИА-ЛОГ, ДЕ-ПО, ПАР-ТЕР, САН-ТИ-МЕТР, КЛА-ЛА, СЕС-СИЯ, ФОР-ЗАЦ, ЗВО-НЯТ, ДЕ-ФИС, СВЁК-ЛА.

Учитель. Молодцы, вы уверенно идете к поставленной цели. Необходимо выполнить тест. Если вы согласны с формулировкой, ставите +, если не согласны –.

ТЕСТ

1) В русском алфавите 33буквы. (+)

2) В русском языке 10 гласных звуков. (–)

3) В русском языке 6 гласных звуков. (+)

4) В русском языке 10 гласных букв. (+)

5) Не имеют мягкой пары звуки Ж, Ш, Ц. (+)

6) Имеют глухую пару звуки Л, М, Н, Р, Й .(–)

7) Буквы е, ё, ю, я в начале слова обозначают двазвука. (+)

8) Ь обозначает только мягкость согласного звука. (–)

9) Звуки Ч, Щ, Й имеют твердую пару. (–)

10) В русском языке согласные звуки образуют 6 пар по звонкости-глухости. (+)

11) Во всех ли словах ударение падает на второй слог: балую, звонит, красивее. (+)

Проверка по эталону в парах

Учитель. А сейчас поработаем в группах. Перед вами на листочках задания:

Задание № 1 . Укажите ошибочное суждение.

1.                В слове ПОЕШЬ количество букв и звуков совпадает.

2.                В слове МЫШЬ буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного.

3.                В слове СОЛНЦЕ согласный звук [л] является непроизносимым.

4.                В слове ВСАДНИК первый звук [ф].

Задание № 2.Укажите ошибочное суждение.

1.                В слове ПОЁТ все согласные звуки глухие.

2.                В слове ЛЕТЯЩЕГО есть звук [в].

3.                В слове БЕЛЕЮТ звуков больше, чем букв.

4.                В слове ВСЕГДА первый звук [ф].

Задание № 3.Укажите ошибочное суждение.

1.                В слове РЕЗКИЙ есть звук [с].

2.                В слове ВЬЮГА букв больше, чем звуков.

3.                В слове БОИТСЯ нет звука [с’].

4.                В слове РАЗЖАТЬ написание не соответствует произношению.

Задание № 4.Укажите ошибочное суждение.

1.                В слове ШЬЕШЬ четыре звука.

2.                В слове ВТОРНИК есть звук [ф].

3.                В слове МОЛОДЁЖЬ последний согласный твердый.

4.                В слове ВЕРИШЬ все согласные мягкие.

Задание № 5.Укажите ошибочное суждение.

1.                В слове ПОДКОПАЛИ нет звука [т].

2.                В слове ЯРОСТНЫЙ букв больше, чем звуков.

3.                В слове ВСКОЛЬЗЬ есть звук [ф].

4.                В слове ЖМУТСЯ все согласные твердые.

Задание № 6.Укажите ошибочное суждение.

1.                В слове РЕЖЬТЕ все звуки являются мягкими.

2.                В слове СОЗДАЕШЬ количество букв и звуков совпадает.

3.                В слове СЪЕШЬТЕ шесть звуков.

4.                В слове ЗВЁЗДНЫЙ есть непроизносимый согласный звук.

Задание № 7. Укажите ошибочное суждение.

1.                В слове БРОСЬТЕ мягкость согласного [с’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

2.                В слове ПРИЛЕТИШЬ буква Ь не обозначает на письме мягкость предшествующего согласного.

3.                В слове ПЬЮЩЕГО букв больше, чем звуков.

4.                В слове ДВОРНЯЖКА есть звук [ш].

Задание № 8.Укажите ошибочное суждение.

1.                В слове СТРАСТНОЕ звуков больше, чем букв.

2.                В слове ЧАСИКИ все согласные звуки являются мягкими.

3.                В слове СДАВАТЬСЯ есть звук [з].

4.                В слове ЧУЖОГО есть звук [в].

Задание № 9.Укажите ошибочное суждение.

1.                В слове МЕСТНЫЙ нет звука [т].

2.                В слове ПРЕЛЕСТНОЕ количество букв и звуков совпадает.

3.                В слове КРОВЬ есть звук [ф].

4.                Слово МАЯЧИТЬ состоит из семи звуков.

Задание № 10.Укажите ошибочное суждение.

1.                В слове СДЕЛАЛИ все согласные являются звонкими.

2.                В слове ЗАЖИВО все согласные являются твердыми.

3.                В слове ВХОДЯТ первый звук — [ф].

4.                В слове ПОЮЩИЕ количество букв и звуков совпадает.

Проверка по эталону в группах

Задания

Ответы

1

2

2

1

3

2

4

4

5

1

6

1

7

3

8

1

9

3

10

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель. Составить синквейн со словом ФОНЕТИКА.

Фонетика.

Интересная, занимательная.

Изучает, разбирает, поражает.

Занимается изучением звуков в словах.

Раздел науки.

V. Рефлексия

Учитель. Чем мы сегодня занимались на уроке ? (Повторяли изученное о фонетике, орфоэпии.)

Учитель. Давайте составим кластер на тему «Фонетика»