Фольклорный праздник «Грачиная каша-Карга боткасы»
№69
(ООД в подготовительной к школе группе)
Дания ИЛЬКИНА,
музыкальный руководитель детского сада № 64 г. Казани
Альмира ХАЙРУЛЛОВА,
воспитатель по обучению татарскому языку детского сада № 64 г. Казани
Задачи:
– развивать интерес к быту и культуре татарского народа;
– воспитывать толерантность;
– разучивать с детьми национальные игры, песни, танцы.
Предполагаемый результат. Создать положительный эмоциональный настрой. Познакомить детей с национальным праздником наших предков, с его историей и значением в жизни татарского народа.
Виды детской деятельности: художественное слово, пение, игры, танцы.
Индивидуальная работа: разучивание индивидуальных танцев.
Предварительная работа: разучивание песен, стихов, танцев.
Оборудование: макеты деревенских домов, елочки, деревья, продукты-муляжи, атрибуты для игр.
Ход ООД
(Зал празднично украшен. На одной стороне – макеты деревенских домов, на другой – пейзаж весенней полянки. Звучит веселая мелодия.)
1-й воспитатель. В давние времена думали, что весну на крыльях приносят грачи. Поэтому после прилета грачей, с появлением проталинок, народ устраивал праздник «Карга боткасы», что в переводе с татарского означает «Грачиная каша». Конкретный день проведения праздника указывали аксакалы. В этот день дети отправлялись по домам собирать различные продукты – крупу, молоко, масло, яйца. А затем из собранных продуктов на природе в большом котле варили кашу, которой угощали всех жителей деревни. После угощения дети играли в разные игры, а молодежь веселилась песнями и плясками. Остатки каши рассыпали птицам в благодарность за то, что они на своих крыльях принесли весну. Сегодня мы с вами тоже проведем этот замечательный татарский праздник «Карга боткасы».
Здравствуй, милая весна!
Ты душиста и ясна.
Зеленеют лес и луг!
Расцветает все вокруг,
И зовет тепло лучей,
На прогулку всех детей!
2-й воспитатель.
Тып-тын һава, нурлар ява, көн аяз.
Бар дөньяга нурлар сибеп килә яз.
Кил син тизрәк, бөтен дөнья уянсын,
Сайрар кошлар, күбәләкләр куансын.
(Звучит татарская плясовая. В зал входят дети, одетые в национальные татарские костюмы. Впереди идет мальчик с гармошкой. Дети останавливаются у первого дома.)
1—й ребенок.
Эй, хозяева!
Открывай ворота.
Если дашь нам пять яиц,
Твоя курочка снесет в десять раз больше!
(Из домика выходит хозяйка и дает детям яйца. Дети под музыку подходят к следующему домику.)
2-й ребенок.
Өйдəме түтəй?
Тизрәк бир күкәй.
Бирсәң безгә өч күкәй,
Тавыгың салыр йөз күкәй.
Май кирəк, ярма кирəк,
Карга туена бар да кирəк.
Тагын булса, он чыгар,
Пешерербез без чумар.
(Из домика выходит хозяйка и дает детям муку. Дети под музыку подходят к третьему домику.)
3-й ребенок.
«Кар-кар!» кричат грачи,
Есть бэлеш увас в печи?
Если в печи бэлеш есть,
Значит, дома гости есть!
(Из домика выходит хозяйка и дает детям бэлеш. Дети встают полукругом.)
(Исполняется песня «Яз житте» (муз. Ж. Файзи, сл. Ф.Карима.)
4-й ребенок.
Грачи за морем бывали,
Весну-красну добывали.
В родные края прилетели,
Звонко, радостно запели.
5-й ребенок.
Каррр, каррр!
Килдек очып ерак җирдән без.
Курыкмыйча салкын җилдән,
Яз хәбәрен сезгә китердек без.
(4 девочки в костюмах исполняют танец «Грачи прилетели» (муз. М.Мингазева.)
1-й воспитатель. Вслед за грачами вернулись и другие птицы, ребята. Давайте исполним песню «Тургайлар».
(Исполняют песню «Тургайлар» (муз. М.Музаффарова, сл. А. Бикчантаевой.)
2-й воспитатель.
Что за праздник – просто чудо!
Ноги сами рвутся в пляс,
Выходите-ка, ребята,
На парный танец «Шома бас»!
(Исполняется парный татарский танец «Шома бас».)
1-й воспитатель. Ребята, нынче хозяева были щедрые, собралось много продуктов. По-моему, самое время варить грачиную кашу. А пока каша варится, мы поиграем в татарские народные игры «Яшел яулык» («Зеленый платок»), «Түбәтәй» («Тюбетейка»), «Йөзек салыш» («Колечко»).
2-й воспитатель.
Вот и каша готова!
Поиграли, поплясали,
Грачей весело встречали,
А теперь пора угощаться,
Вкусной кашей наслаждаться!
(Стелятся скатерти, дети садятся вокруг и угощаются кашей.)