Флексагоны как инновационное средство развития речи детей с ОВЗ в логопедической практике

Татьяна БОРОДИНА,

учитель-логопед детского сада № 59 г. Казани

Екатерина ХАРИТОНОВА,

учитель-логопед Центра развития ребенка – детского сада № 106 г. Казани

XXI век можно назвать золотым веком логопедии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в ДОО, междисциплинарный подход к изучению и коррекции речевых патологий, доступность диагностических методов исследования (аудиометрия, ЭЭГ, УЗДГ артерий головы, ЭхоЭГ) в совокупности с трендом к опережающему развитию детей, позволяет коррекционной педагогике, как науке, процветать.

Тем не менее по статистическим данным 58 % детей имеют логопедические проблемы.

Повсеместное распространение гаджетов, популярность рабочих тетрадей (0+) и замена ими предметно-манипулятивной игры с раннего возраста, а затем сюжетно-ролевых игр, вызывает обеспокоенность у педагогов, в частности у учителей-логопедов.

Преобладание в дошкольном образовании плоских наглядных пособий (картины, схемы, экран ПК, интерактивные доски) расширяет возможности педагогов, но ограничивает сенсорное развитие детей. Что в свою очередь может привести к замедлению темпа коррекционного процесса.

С 2020 г. ученые наблюдают стойкую тенденцию к усложнению структуры дефекта и качественное изменение логопедического контингента.

Таким образом, в фокусе нашего внимания появилась задача использования дидактических пособий, которые объединили бы в себе классическое наглядное представление материала и предметную манипуляцию с ним; координировали речевую и мелкую моторики, развивали сенсорное восприятие детей.

Таким универсальным пособием в коррекционной работе является флексагон.

Флексагоны (от английского слова to fIех – складываться, сгибаться, гнуться) — это многоугольники, сложенные из полосок бумаги
прямоугольной или более сложной, изогнутой формы, которые обладают удивительным свойством: при перегибании флексагонов их наружные поверхности прячутся внутрь, а ранее скрытые поверхности неожиданно выходят наружу.

Модели флексагонов разнообразны по форме (гекса-, тетра-, треугольные и), материалам изготовления и размерам. В работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ мы используем пластиковые и деревянные флексагоны – кубы-трансформеры. Данные материалы увеличивают срок эксплуатации игры и является основой для разнообразного нанесения изображений на кубики. Грани куба являются свободными полями для решения различных педагогических задач: автоматизации звуков, развития лексико-грамматических категорий, связной речи. Исследования новосибирских ученых показали, что за счет вовлечения мелкой моторики рук, флексагоны помогают достичь быстрый релаксирующий эффект.

Рассмотрим применение флексагонов для автоматизации поставленных звуков. В зависимости от этапа автоматизации, педагог выбирает кубик на изучаемый звук, акцентируя внимание на работе со слогами, словами, словосочетаниями, чистоговорками, стихотворениями, рассказами. Манипулируя кубиком, разворачивая, складывая его, ребенок открывает новые картинки и закрепляет правильное произношение, играя. Дошкольник переключает внимание с звукопроизношения и самоконтроля на другую деятельность, на выполняемые движения, координируя их. Логопед располагает картинный материал по принципу «от простого к сложному» и принципу «системности». Использовать кубики-трансформеры рекомендуется тогда, когда без дополнительной нагрузки и зрительной опоры ребенок может произнести звук в слогах. Значительным достижением в коррекционном процессе является уход от «кабинетной речи». Применение флексагонов в обучении является приемом активизации детей, создания сюрпризного момента, вызывает положительные эмоции на занятии.

На своем опыте мы убедились, что использование флексагонов способствует развитию всех компонентов речи. Применение данного пособия обогащает сенсорный опыт детей, развивает мелкую моторику, совершенствует познавательные процессы, повышает произвольный контроль, в итоге повышает результативность коррекционного процесса. Игра с флексагонами снимает психоэмоциональную нагрузку. Флексагоны – являются одним из здоровьесберегающих, экологичных видов логопедических технологий в работе с детьми с ОВЗ в ДОУ.