Физический недостаток как один из способов открыть в человеке его суть (на примере произведения Элис Манро «Лицо»)

№ 191

(Урок внеклассного чтения по русской литературе  в 9 классе)

Карина ТРУХОВА,

учитель русского языка и литературы многопрофильного лицея №187 г. Казани

Цели урока:

– познакомить учеников с творчеством канадской писательницы Элис Манро;

– развить умение анализировать произведение;

– воспитать литературное чутьё, любовь к зарубежной литературе.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Вступительное слово учителя

– Сегодня мы познакомимся с творчеством канадской писательницы Элис Манро и на примере её рассказа «Лицо» рассмотрим, как физический недостаток может стать одним из способов выявления сути человека. Вначале я попрошу вас рассказать о жизни и творчестве Элис Манро. (Один из учеников заранее подготовил доклад о жизни и творческой деятельности Элис Манро, который он зачитывает. Остальные делают краткие записи в тетрадях.)

Ученик. Элис Энн Манро (род. 1931 г.) – канадская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе (2013 г.) и Международной Букеровской премии (2009 г.), трёхкратная обладательница канадской премии генерал-губернатора в области художественной литературы.

Манро родилась в Канаде в семье фермера и школьной учительницы. Начала писать в подростковом возрасте и опубликовала свой первый рассказ «Измерения Тени» (1950 г.) во время учёбы в университете. Первый сборник Элис Манро «Танец счастливых теней» (1968 г.) был высоко оценён, благодаря чему Манро получила премию генерал-губернатора, самую значимую литературную премию Канады. В 1971 г. выходит «Жизни девочек и женщин», сборник взаимосвязанных рассказов, опубликованных как роман. Позднее сама писательница признавала, что ее решение написать произведение большого формата было ошибкой.

В 1978 г. опубликован сборник «А кто ты, собственно, такая?». Эта книга позволила Манро получить премию генерал-губернатора во второй раз. В 1980 г. Манро занимала должность писателя-резидента в университете Британской Колумбии и университете Квинсленда. В 1980-х и 1990-х годах Манро публиковала сборники рассказов примерно раз в четыре года. В 2002 г. её дочь Шейла Манро опубликовала мемуары о своём детстве и жизни матери.

Рассказ Манро «Медведь перешёл через гору» был экранизирован режиссёром Сарой Полли под названием «Вдали от неё» (2006 г.).

В 2009 г. писательница стала лауреатом международного «Букера».

Летом 2013 г. 82-летняя Манро объявила об уходе из литературы: сборник рассказов «Дорогая жизнь», вышедший осенью 2012 г., должен был стать её последней книгой.

В 2013 г. Элис Манро присудили Нобелевскую премию по литературе с формулировкой «мастеру современного рассказа». Она стала первым канадским писателем, удостоившимся этой премии.

Профессор, постоянный секретарь Шведской академии Петер Энглунд после объявления имени лауреата отметил: «Она работает в традициях, восходящих к Чехову, но довела этот жанр новеллистики до совершенства». Литературовед и переводчик Александр Ливергант, главный редактор журнала «Иностранная литература», в котором публиковались переводы рассказов Манро, назвал сравнение с Чеховым «смешным», поскольку, по его мнению, «у Манро совсем другой, несравненно низкий уровень. Но она крепкая западная писательница, хороший психолог, отличный стилист».

III. Актуализация прежних знаний

Учитель. Хорошо. Теперь вспомним, что такое рассказ?

Ученик. Рассказ – жанр малой эпической формы, небольшое повествовательное литературное произведение. «Рассказ – высококонцентрированный раствор, и каждая фраза, каждое слово в рассказе обладает огромным удельным весом. <…> Роман – модель большого мира, а рассказ – сильный эпизод этого мира» (Л.Улицкая).

  1. IV. Изучение нового материала

(Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы, приводя примеры из текста.)

Учитель. Кто является героем рассказа?

Ученик. Героем рассказа является обычный человек, ординарная личность, «маленький человек», который поставлен в тяжелую жизненную ситуацию. Главное действующее лицо –  житель своего особенного футлярчика (что роднит его с героями Чехова), который формируется в связи с изъяном на лице: «Я выглядел так, будто мне в лицо плеснули виноградного сока: большое яркое пятно, растекающееся каплями по шее».

Учитель. Как писательница раскрывает отношения героя с окружающим миром?

Ученик. Манро умеет в одном предложении дать исчерпывающую и точную характеристику персонажу, которая сразу раскрывает отношения между ним и окружающим его миром. Говоря о своём внешнем недостатке, герой рассказа «Лицо» примечает: «это всегда было первым, на что люди обращали внимание, увидев меня, и всегда шокировало тех, кто подходил ко мне слева».

Учитель. Как показано в произведении положение мальчика в семье?  (Учащиеся сопоставляют отношения матери и отца к ребёнку, герою рассказа.)

Ученик. В тексте мы находим примеры, доказывающие, насколько различны были чувства матери и отца к главному герою. Говоря о своей матери, герой подмечает: «она так старалась, чтобы мне было хорошо». Рассказчик рисует её образ с положительной стороны. Перед читателем предстаёт заботливая мать, старающаяся оберегать сына от нападок внешнего мира, от злобы отца, от одной даже мысли, что он в чём-то отличается от других. Эта женщина была довольно умна, иронична, но она не понимала, к чему могла привести её чрезмерная опека над сыном относительно формирования его личности. Она старалась, чтобы ребёнок не чувствовал себя ущемлённым, забитым из-за своего внешнего недостатка, но она не воспитала в нём сердечность как отражение внутреннего мира героя, что было важнее физического изъяна.

Отец же главного героя – антипод своей жены. Первые слова, которые он произносит в рассказе относительно только что родившегося сына, звучали так: «Что это за кусок ливерной колбасы? <…> Ты же не собираешься принести это домой?» Презрение к ребёнку сохраняется на протяжении всей жизни отца. Глаголы, которые наиболее полно раскрывают образ отца – «ненавидеть» и «презирать». Герой вспоминает: «такое творение, как я, ущемляло его достоинство каждый раз, когда он открывал дверь собственного дома». Однако на протяжении всего повествования мы не замечаем чрезмерной боли и горечи сыновьих чувств, и эмоции мальчика к отцовской злобе выражаются в одном предложении: «Что же касается враждебности моего отца, она настолько заполонила наш дом, что я совершенно не чувствовал себя её единственной мишенью».

Учитель. Манро вводит в сюжет быт персонажей. Быт этот, то есть повседневные негромкие драмы человеческих отношений, описан убедительно и достоверно. Какие люди из детства также играли важную роль в жизни героя?

Ученик. На историю жизни героя влияет как приезд Шерон Сатлз в «домик Бэлзов», так и неприязнь садовника, Трусливого Пита. Портрет садовника вырисовывается довольно чётко и полно: «Мы оба были с физическими изъянами, оба были жертвами немилостивой судьбы. Казалось бы, люди на этой почве должны сближаться. Но так случается далеко не всегда. Кому понравится, чтобы ему напоминали о том, что он хочет забыть?» Возможно, Трусливый Пит являлся неким подобием героя и нужен был для полноты раскрытия его образа.

Учитель. За обыденной жизнью литературных героев Элис Манро обязательно прочитывается другой, более общий и символический смысл бытия. Поговорим о наиболее важном событии на жизненном пути героя, о том, что он назвал «Великой Драмой своей жизни». Для чего автор вводит в произведение образ Нэнси?

Ученик. Нэнси являлась другом детства главного героя, с ней он проводил всё своё свободное время. Рассказчик вспоминает: «мы проводили вместе всё время, когда не спали». Но в один момент дружба может перерасти в первую любовь. Конечно, когда мальчику 8 лет, а девочке – 7, то о большой любви говорить рано. Хотя маленькая и храбрая девочка попыталась доказать её самыми разными способами. Даже самыми крайними:

«Она стояла ко мне спиной и размалёвывала себя кисточкой.

– Я занята.

Когда она повернулась, ее лицо было щедро измазано красной краской.

– Теперь я похожа на тебя? – воскликнула она, проводя кисточкой по щеке. – Похожа?

Нэнси была переполнена счастьем, как будто ей удалось совершить волшебное превращение. Можно было подумать, что этого момента она ждала всю свою жизнь».

Это происшествие с краской и размалёванным лицом очень обидело мальчика, дружба их прекратилась. Позже он узнает от матери, что «одним ясным осенним утром Шерон нашла дочь в ванной с разрезанной щекой и лезвием в руке. Кровь была на полу, в раковине, и Нэнси была вся в крови. Но она не прекратила истязать себя и не издала ни звука». Неизвестно, сколько было главному герою, когда он вернулся в дом своего детства, чтобы продать его и случайно оказался в местной больнице ночью… Возраст не имеет значения. Ведь человек оказался слеп и глух к, может быть, самому важному событию своей жизни.

Учитель. Писательница бесстрастно анализируют глубины сознания и души. Каждый раз Манро мягко и словно чуточку несмело сталкивает героя с необходимостью нарушить целостность своего футляра. В рассказе «Лицо» автор лишает любимого и привычного: дружбы. И хотя в рассказе нет чеховской жестокости и неминуемой гибели, всё же разрушение человеческого футляра у Манро связано с одним повторяющимся мотивом. Это мотив вмешательства в чужую жизнь, которое мотивировано отчаянием.

В трогательной истории героев произведения попытка вмешательства, попытка сломать футляр провалилась. Его владелец и жертва не смогли услышать за кажущейся насмешкой звуков любви. И здесь не обходится без крови, но она лишь в истории, рассказанной о далёком и уже чужом человеке, навеки отвергнутом, отторгнутом, забытом. (Ученики кратко записывают в тетради основные положения, которые даёт учитель.)

  1. V. Подведение итогов

Учитель (вместе с учениками делает выводы, ученики записывают в тетради основные положения). Не подлежит никакому сомнению, что физический изъян определяет личность человека, его судьбу. Но, может, физический недостаток лишь один из способов открыть в человеке его суть? Герой Манро не стал закомплексованным, зажатым в себе человеком. Он не скован льдом одиночества. Внешне его жизнь сложилась вполне благополучно (друзья, любимая работа). Но короткий рассказ о его детстве и случайная встреча в больнице показывают читателю, что изъян нашего героя оказался совсем не в родимом пятне, а в душевной, сердечной близорукости.

  1. VI. Домашнее задание

Написать эссе на тему «Можно ли судить о человеке лишь по внешним характеристикам и как влияет на судьбу содержание внутреннего мира?».