Эколого-технологическое образование на основе взаимодействия средней и высшей школы
№53
Гульназ ГАЛЕЕВА,
директор средней школы № 86 с углубленным изучением отдельных предметов г. Казани
Несмотря на высокую информированность подрастающего поколения в вопросах общей экологии, фактическое отсутствие знаний в области промышленной экологии обуславливает невозможность формирования инициативной, экологически грамотной, технологически ориентированной личности, в будущем специалиста высокой квалификации, призванного решать сложные инженерные задачи с учетом охраны окружающей среды.
Проблема создания высоких технологий будущего требует выявления и соответствующей подготовки одаренных детей, обладающих нестандартным мышлением. Однако новые экономические условия резко ограничивают возможности получения высококачественного бесплатного образования. Поэтому только союз довузовских структур на базе школ и ведущих технических вузов способен реализовать специализированное обучение одаренных детей из малообеспеченных семей.
Целью данного образовательного модуля является разработка механизмов и форм довузовской структуры подготовки школьников по системе «школа-вуз-производство», их ранней социализации и адаптации в условиях перехода к рыночной экономике и воспитания конкурентоспособной, творческой личности.
По реализации образовательного модуля работа ведется в нескольких направлениях:
• углубленное изучение ряда общеобразовательных и специальных дисциплин с целью эффективности подготовки к ЕГЭ и адаптации к условиям высшей школы, согласно разработанным преподавателями и ведущими специалистами КНИТУ (КХТИ) авторским программам;
• обязательная научно-исследовательская работа школьников;
• гуманитаризация образования;
• целенаправленная организация внеклассной работы колледжистов.
Что касается первого направления, в довузовской структуре («эколого- технологическом колледже»), организованной на базе нашей школы в 1998 году в сотрудничестве с кафедрой промышленной технологии КХТИ предусматривается углубленное изучение ряда дисциплин:
• общеобразовательные предметы: неорганическая химия, органическая химия, математика, физика.
• специальные дисциплины: качество жизни, промышленная экология, экобиотехнология, прикладная биология, основы экономических знаний, основы научных исследований.
Реализация второго направления осуществляется исходя из принципа вовлечения в исследовательский процесс как всех колледжистов, так и тьюторская работа с одаренными детьми.
- Проведение экспериментальной работы эколого-биологической значимости в лабораториях промышленной биотехнологии КНИТУ-КХТИ с учащимися X – XI классов.
- Изучение химической посуды.
- Изучение общей загрязненности воды (ХПК).
- Определение активности амилазы слюны и т.д.
Индивидуальная работа с одаренными детьми предусматривает проведение научно-исследовательской работы как теоретической, так и прикладной значимости в соответствии с научно-исследовательской работой базовой кафедры, что обуславливает возможности приобретения старшеклассниками профессиональных навыков и умений, а так же научить старшеклассников принимать в некотором роде самостоятельные решения при реализации творческих произведенных задач. Таким образом, осуществляется технологическая ориентация школьников.
Научно-исследовательские работы школьников получают высокую оценку. Учащиеся нашей школы являются лауреатами премии президента РФ, победителями и призерами Всероссийских научно-практических конференций.
Кроме того, в рамках научно-исследовательской работы школьников в довузовской структуре элементом образовательного компонента является проведение школьной научно-практической конференции «Научный потенциал – XXI век» один раз в два года.
Обязательным аспектом образовательного модуля является гуманитарное образование колледжистов. Оно предусматривает:
- Изучение наследия отечественной и мировой культуры (художников, писателей, знаменитых личностей) учащимися IX – XI классов с учетом специфики класса и классного руководства с обязательной защитой индивидуальной темы в виде презентации, фильма.
- Разработка (командой в составе 2 – 3 учащихся) кодекса мужской и женской красоты с обязательной защитой и оппонированием противоположенных сторон.
- Интернациональные познавательные встречи, вечера.
В нашей школе ежегодно устраиваются организационные мероприятия со студентами кафедры производственной биотехнологии КНИТУ-КХТИ из Вьетнама.
Разработка эколого-экономических проектов является приоритетным направлением. Проект учащихся XI класса «Экодом – 2012» под девизом «Экологично, экономично, эстетично!» получил высокую оценку ведущих специалистов республики. Демонстрация лучших проектов была проведена в Химграде при запуске совместного КНИТУ-КХТИ и технополиса «Химград» «Иновационный полигон «Татарстан – территория будущего».