Экологическое образование сельских школьников
№ 162
Габдельбар ХАЗЕЕВ,
кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РТ
В нашей стране ориентация современного общества на принципы устойчивого развития рассматривается как величайшая и наисложнейшая задача политического и экономического возрождения страны. Устойчивое развитие предполагает социально-экономическую стратегию и учитывает долгосрочные экологические последствия. В связи с этим экологическое образование и воспитание подрастающего поколения стало одной из главных задач общеобразовательной школы и в сельской местности.
Экологическая ситуация в сельской местности России и Республики Татарстан привлекает к себе все больше внимания как ученых так и широкой общественности. Низкая экономическая эффективность в сельском хозяйстве и отставание села от города по условиям и уровням жизни, экономические и экологические изменения требуют анализа возникновения такой ситуации и принятия неотложных мер по ее изменению.
Практика последних лет свидетельствует и о возросшей взаимосвязи различных сторон жизни села. Последствия демографических и антропогенных процессов все в большей степени приводят к экологическому ухудшению окружающей среды. Интенсификация сельского хозяйства. его механизация, химизация приводят к возрастанию экологической нагрузки на природную среду, и сельская местность в ряде регионов России стала уже не менее загрязненной. чем города.
Следовательно, комплексные экологические проблемы требуют и комплексных решений, всестороннего исследования сельской местности и взаимосвязанного изучения процессов, в ней происходящих.
Органы государственной власти в начале 20-х годов XX века начинали уделять определенное внимание природоохранному образованию в системе народного просвещения, и в дальнейшем усиливалась законотворческая деятельность в области охраны окружающей среды, издавались постановления, различные нормативные документы и принимались законодательные акты СССР, РСФСР и ТАССР. Однако. несмотря на принимаемые документы, окружающая среда продолжала загрязняться, усилилось разрушающее влияние антропогенных факторов.
Как показывают наши исследования, экологическое образование и воспитание в контексте концепции устойчивого развития становятся одними из системообразующих факторов непрерывного образования, определяют его стратегическую цель и ведущие направления.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить общие системные принципы, которые чаще всего встречаются в различных исследованиях. Эти принципы: целостности, структурности, взаимосвязи и взаимозависимости системы и среды, иерархичности, множественности описания каждой системы, историзма, динамизма и развития.
Широкое применение системного подхода в экологическом образовании и воспитании объясняется тем, что он является отражением и инструментом тех изменений, которые происходят в стране и республике.
Система экологического образования сельских школьников предполагает:
– последовательное раскрытие целей и задач экологической подготовки учащихся;
– продуманный отбор посильного для них содержания практической природоохранной деятельности;
– использование всех средств, форм и методов экологического воспитания;
– систематический учет и оценку результатов работы.
Однако, как показывают наши исследования, содержание экологического образования все еще носит фрагментарный, недостаточно скоординированный характер и не образует соответствующей системы, неравномерно представлены его познавательные, ценностные, позитивные. практические и аналитические компоненты.
Отсюда вытекает основное требование, предъявляемое к содержанию экологического образования. Это:
– формирование системы научных экологических знаний и умений, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде;
– воспитание экологической культуры;
– воспитание у сельских учащихся умений соотносить свои будущие профессиональные намерения с интересами и потребностями сельскохозяйственного производства.
В практической деятельности сельских школ формы и методы экологического образования и воспитания складываются по-разному, в зависимости от региональных особенностей. В результате системно-структурного анализа нами составлена и апробирована модель системы экологического образования и воспитания сельских школьников. Модель системы экологического образования и воспитания состоит из двух подсистем:
– учебный процесс естественнонаучных дисциплин (география. биология, химия);
– внеурочные и внешкольные мероприятия, неформальное экологическое образование (экологические кружки, экологические лагеря. учебно-опытнические участки, факультативы экологического содержания, экскурсии в памятники природы, заказники, школьные лесничества, экологические тропы, учебно-производственные бригады, средства массовой информации (телевидение, радио, печать и др). Обе подсистемы имеют устойчивые связи.
В Республике Татарстан большая часть (76%) общеобразовательных школ находится в сельской местности. Во многих сельских муниципальных районах организованы школы и классы с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин, в т. ч. и экологии (IX – XI классы). Разработаны и внедрены в учебный процесс новые программы факультативных курсов и курсов по выбору экологического содержания, а также разработаны методические рекомендации и экспериментальные тематические и рабочие программы с учетом принципа преемственности экологического образования и воспитания в системе непрерывного образования.
Экологическое образование и воспитание сельских школьников в республике осуществляется и через систему учреждений дошкольного образования. В Республике Татарстан экологическими объединениями охвачено более 20 тыс. учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, которые принимают активное участие в природоохранной работе – это участие в операциях экологического характера «Ель», «Первоцвет», «Муравей», «Махаон», «Малым рекам и родникам – чистоту и полноводность» и других мероприятиях, проводимых в республике.
Как показывает изучение передового опыта учителей сельских школ, формами обобщения местного экологического материала и системами краеведческих дидактических средств служат природные уголки, экологические тропы, которые в последние годы получили широкое распространение и развитие, имеют большое научно-методическое, практическое и воспитательное значение.
Все сказанное позволяет утверждать, что в сельских школах, начиная с I по XI классы, необходимо совершенствовать экологическое образование и воспитание, используя принципы региональности и краеведческого подхода с учетом преемственности в системе непрерывного образования в условиях сельской местности.
Передовые учителя сельских школ нашей республики в последние годы начали более интенсивно применять модульное обучение, дидактические игры и современные технологии проблемного обучения. Они особенно часто используют такие активные формы, как ролевые, сюжетно-ролевые, имитационные игры экологического содержания, которые позволяют свои экологические знания. способности.
Особенно в сельских школах практические природоохранные умения и навыки учащихся, связанные с сельским хозяйством, в основном формируются в ходе выполнения предусмотренных программами по биологии и сельскохозяйственному труду практических работ на учебно-опытном участке, в ученических производственных бригадах, в ходе общественно-полезного труда по благоустройству и озелению территории школы, села, подшефного детского сада и т.д.
Следует также отметить, что в экологическом образовании и воспитании огромную роль играет использование принципов региональности и краеведческого подхода, так как природные и социальные явления сельской местности обладают большими возможностями для показа их значимости и воздействия на личность ребенка, чем ситуация глобального уровня.
Систематическое накопление учащимися краеведческого материала происходит через участие их в учебной краеведческой природоохранной деятельности. Географическое краеведение экологического характера включает минимум природоохранных знаний, фактов и явлений по своему региону. которые должны служить опорой при усвоении экологических знаний.
Таким образом, краеведение несет высокий эколого-нравственный и эстетический потенциал, так как предполагает изучение близлежащего природно-социального окружения. Оно раскрывает конкретную модель исторически обусловленной взаимосвязи человека и природы. Конкретизация общечеловеческих ценностей на локальном уровне должна осуществляться в следующих направлениях: сохранение природы республики и здоровья его населения. национальных традиций, семейного уклада жизни. Следовательно, эти принципы дают возможность целостно раскрыть местные экологические проблемы посредством воздействия на интеллектуальную. эмоциональную и волевую сферу и позволяют сформировать качества личности, составляющие основу экологической культуры.