Дружбой надо дорожить
(Коррекционно-развивающее занятие в средней группе)
Кристина БАРАНОВСКАЯ,
педагог-психолог I квалификационной категории детского сада №146 г. Казани
Цель: формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.
Задачи:
– обобщение и расширение знаний детей о таких понятиях как «друг», «дружба»;
– развитие эмоционального интеллекта;
– воспитание нравственных основ личности ребенка;
– развитие коммуникативных навыков.
Материалы: картинки с изображением: эмоции грусти и радости; большой улыбающийся смайлик, игрушка мишки, зайки, ежика.
Ход занятия
Психолог. Добрый день, ребята! Предлагаю вам поприветствовать друг друга,
повернитесь к соседу справа улыбнитесь, назовите его по имени и скажите «привет». (Дети приветствуют друг друга.)
Психолог.
Собрались все дети в круг,
Посмотрели все вокруг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.
Беседа о дружбе
(Психолог задает вопросы детям, дети отвечают на них.)
– Как вы думаете, что такое дружба?
– Есть ли у вас друзья?
– Зачем нам нужны друзья?
– С кем можно дружить?
– Каким должен быть настоящий друг?
– С какими ребятами хочется дружить, а с какими не хочется?
Психолог. Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, общаются, не ссорятся.
Дружба – это улыбки друзей.
Друзья – это люди, с которыми нам интересно играть и т.д.
– Ребята, поднимите руки те, у кого есть друзья.
Беседа «Настроение»
Психолог (показывает детям 2 картинки (на одной грустное лицо, на другой веселое) и спрашивает.) Ребята, посмотрите на картинки, одинаковые ли они? Если нет, то чем отличаются друг от друга? (Ответы детей.)
Психолог. Да, они не одинаковые потому, что изображают разные эмоции, такие как радость и грусть. Давайте с вами подумаем, а вы когда-нибудь испытывали эти эмоции? А сейчас какое у вас настроение? Как вы думаете, а у кого из этих человечков много друзей? Почему?
- Игра «Моё настроение»
Психолог (ладошками закрывает себе лицо, предлагает детям сделать то же самое, потом просит детей открыть лицо и показать). Какое у вас лицо, когда вы:
– Съели вкусную конфету.
– Попробовали лимон.
– Увидели друга.
– Получили похвалу от воспитателя.
– Расстроили маму.
– Получили новогодний подарок.
– Вас наказали за плохой поступок.
– Играете в настольную игру с друзьями.
– Вам улыбнулся друг.
Психолог.Молодцы! Видите, какие счастливые лица были у всех, когда я задавала вопросы про друзей, потому что дружба начинается с улыбки, с хорошего настроения.
- «Хмурый мишка»
Психолог. А сейчас ребята я познакомлю вас с мишкой. Психолог достает игрушку мишки.
Хмурый мишка – шалунишка по лесу идет,
Никого не замечая, песенку поет.
Он рычит, он ворчит, топает ногами.
Почему наш мишка злой
Мы не знаем сами.
Психолог задаёт детям вопросы:
– Ребята, а как вы думаете, почему Мишка хмурый и злой?
– Почему с ним никто не хочет дружить?
– Как мишке можно помочь?
– Ребята, а давайте научим Мишку дружить?
- Игра «Хорошо-плохо»
Психолог. Для начала мы поиграем с вами в игру «Хорошо-плохо». Слушаем правила игры.
Я буду произносить поступки людей. Если поступок хороший, то вы хлопайте в ладоши, а если плохой – топайте ножками.
Психолог (называет поступки). Ссориться, помогать другим, драться, мириться,
здороваться при встрече, хвастаться, просить прощения, жадничать, делиться, обзываться, говорить приятные слова, быть вежливым, грубить, уступать.
- «Правила дружбы»
Психолог. Ребята, давайте познакомим мишку с правилами дружбы. Как нужно
правильно дружить? (Ответы дете.й)
– Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь?
– Из-за чего чаще всего возникают ссоры? (Ответы детей.)
– Итак, самая частая причина ссор, когда вы не можете поделить что-то. Я знаю историю, как Мишка с ежиком поссорились. Хотите ее услышать? (Психолог показывает игрушку мишки и ежика, а также картинку с изображением качелей.)
Психолог.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга — Мишка и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул
Мишка качели к себе потянул
Мишка: «Я первый!»
Ёжик: «Нет, я!»
Не уступают друг другу друзья.
Мишка обиделся: «Значит ты Ёж,
Как друг мне совсем не хорош!».
Психолог (задает детям вопросы).
– Что произошло с ежиком и мишкой, что друзья не поделили?
– Почему Мишка решил не дружить с Ёжиком?
– Как вы думаете, ссориться с другом – это хорошо или плохо?
– Почему плохо ссориться?
Психолог. Запомни, Мишка, первое правило дружбы: не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.
– Как помирить Мишку и Ежика? Как быть, если качели одни, а друзей двое?
(Ответы детей.)
– Давайте ещё раз я расскажу историю, но уже с весёлым, добрым концом.
Мишка и ёжик договорились.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Мишка и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул
Мишка качели к себе потянул
Мишка сказал: «Покачаю тебя,
мы ведь с тобою Ёжик друзья».
Психолог. Итак, что нужно делать, чтобы не ссориться? (Ответы детей.)
Психолог. Мишка, запомни второе правило дружбы: “Уметь договариваться. Умей уступать”.
– Ребята, а когда вы уступаете своим друзьям? (Ответы детей.)
- Динамическая пауза «Мы друзья»
Дружно за руки берись,
Вправо – влево повернись! (повороты вправо – влево)
Будем веселиться, (хлопки)
Прыгать (прыжки)
И кружиться. (кружение)
Много радостных людей, (идём по кругу)
Добрых верных нам друзей.
Ссориться не будем, (подходим к центру)
Про обиды мы забудем! (отходим назад).
Психолог. Ребята, а сейчас я вам расскажу другую историю про зайку (показывает игрушку зайки), послушайте внимательно.
Нес однажды Зайка ловкий
Корзину полную морковки.
Была корзина не мала,
Очень-очень тяжела.
Ему навстречу Мишка шёл.
Зайка просит: «Помоги, мне корзину донести!».
«Сам неси свою корзину,
Я пошел искать малину».
Психолог. Как бы в этой ситуации поступил друг?
Дети. Помогли бы.
Психолог. Мишка, запомни еще одно правило дружбы: Помогай другу.
– Ребята, а вы помогаете своим друзьям? Как помогаете? (Ответы детей.)
– Вот таким простым правилам дружбы мы научили Мишеньку.
Психолог. Ребята, давайте еще раз напомним Мишке, как звучат правила дружбы.
Дети.
– Не ссориться с друзьями, играть дружно.
– Уметь договариваться, уступать, делиться.
– Помогать другу.
Психолог. Ребята никогда не забывайте эти правила! А давайте мы подумаем с вами какие еще правила можно добавить сюда? (Ответы детей.)
– Да, правильно: Уметь попросить прощения, если был не прав, быть вежливым и т.д.
- Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»
Психолог. Ребята, вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: «да-да-да» или «нет-нет-нет». Попробуем?
– Будем крепко мы дружить? (Да-да-да!)
– Нашей дружбой дорожить? (Да-да-да!)
– Мы научимся играть? (Да-да-да!)
– Другу будем помогать? (Да-да-да!)
– Друга нужно разозлить? (Нет-нет-нет!)
– А улыбку подарить? (Да-да-да!)
– Друга стоит обижать? (Нет-нет-нет!)
– Ну а споры разрешать? (Да-да-да!)
– Чай с друзьями будем пить? (Да-да-да!)
– Будем крепко мы дружить? (Да-да-да!)
- Игра « Подари улыбку»
Психолог. Как известно ребята, дружба часто начинается с улыбки. Поэтому я приготовила для вас вот такой большой смайлик. Посмотрите, какая у него улыбка. Вам нужно по очереди передавать его своему соседу со словами: «Мне нравиться с тобой дружить, потому что ты … (какой?) и называть качество соседа».
Психолог. Молодцы, ребята, как много я узнала о вас. Вы такие добрые, вежливые, веселые. А самое главное – дружные. Дорожите дружбой и не забывайте о ее правилах.
Рефлексия
Психолог. Понравилось ли вам наше занятие? Что понравилось больше всего? Что запомнили? Какие правила усвоили? (Ответы детей.)
– Здорово, ну что пора прощаться, давайте улыбнемся друг другу и обнимемся. До свидания, ребята.