Дружбой надо дорожить

(Коррекционно-развивающее занятие в средней группе)

Кристина БАРАНОВСКАЯ,

педагог-психолог I квалификационной категории детского сада №146 г. Казани

 

Цель:  формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.

Задачи:

– обобщение и расширение знаний детей о таких понятиях как «друг», «дружба»;

– развитие эмоционального интеллекта;

– воспитание нравственных основ личности ребенка;

– развитие коммуникативных навыков.

Материалы: картинки с изображением: эмоции грусти и радости; большой улыбающийся смайлик, игрушка мишки, зайки, ежика.

Ход занятия

Психолог. Добрый день, ребята! Предлагаю вам поприветствовать друг друга,

повернитесь к соседу справа улыбнитесь, назовите его по имени и скажите «привет». (Дети приветствуют друг друга.)

Психолог.

Собрались все дети в круг,

Посмотрели все вокруг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

Беседа о дружбе

(Психолог задает вопросы детям, дети отвечают на них.)

– Как вы думаете, что такое дружба?

– Есть ли у вас друзья?

– Зачем нам нужны друзья?

– С кем можно дружить?

– Каким должен быть настоящий друг?

– С какими ребятами хочется дружить, а с какими не хочется?

Психолог. Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, общаются, не ссорятся.

Дружба – это улыбки друзей.

Друзья – это люди, с которыми нам интересно играть и т.д.

– Ребята, поднимите руки те, у кого есть друзья.

Беседа «Настроение»

Психолог (показывает детям 2 картинки (на одной грустное лицо, на другой веселое) и спрашивает.) Ребята, посмотрите на картинки, одинаковые ли они? Если нет, то чем отличаются друг от друга? (Ответы детей.)

Психолог. Да, они не одинаковые потому, что изображают разные эмоции, такие как радость и грусть. Давайте с вами подумаем, а вы когда-нибудь испытывали эти эмоции? А сейчас какое у вас настроение? Как вы думаете, а у кого из этих человечков много друзей? Почему?

  1. Игра «Моё настроение»

Психолог (ладошками закрывает себе лицо, предлагает детям сделать то же самое, потом просит детей открыть лицо и показать). Какое у вас лицо, когда вы:

– Съели вкусную конфету.

– Попробовали лимон.

– Увидели друга.

– Получили похвалу от воспитателя.

– Расстроили маму.

– Получили новогодний подарок.

– Вас наказали за плохой поступок.

– Играете в настольную игру с друзьями.

– Вам улыбнулся друг.

Психолог.Молодцы! Видите, какие счастливые лица были у всех, когда я задавала вопросы про друзей, потому что дружба начинается с улыбки, с хорошего настроения.

  1. «Хмурый мишка»

Психолог. А сейчас ребята я познакомлю вас с мишкой. Психолог достает игрушку мишки.

Хмурый мишка – шалунишка по лесу идет,

Никого не замечая, песенку поет.

Он рычит, он ворчит, топает ногами.

Почему наш мишка злой

Мы не знаем сами.

Психолог задаёт детям вопросы:

– Ребята, а как вы думаете, почему Мишка хмурый и злой?

– Почему с ним никто не хочет дружить?

– Как мишке можно помочь?

– Ребята, а давайте научим Мишку дружить?

  1. Игра «Хорошо-плохо»

Психолог. Для начала мы поиграем с вами в игру «Хорошо-плохо». Слушаем правила игры.

Я буду произносить поступки людей. Если поступок хороший, то вы хлопайте в ладоши, а если плохой – топайте ножками.

Психолог (называет поступки). Ссориться, помогать другим, драться, мириться,

здороваться при встрече, хвастаться, просить прощения, жадничать, делиться, обзываться, говорить приятные слова, быть вежливым,  грубить, уступать.

  1. «Правила дружбы»

Психолог. Ребята, давайте познакомим мишку с правилами дружбы. Как нужно

правильно дружить? (Ответы дете.й)

– Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь?

– Из-за чего чаще всего возникают ссоры? (Ответы детей.)

– Итак, самая частая причина ссор, когда вы не можете поделить что-то. Я знаю историю, как Мишка с ежиком поссорились. Хотите ее услышать? (Психолог показывает игрушку мишки и ежика, а также картинку с изображением качелей.)

Психолог.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга — Мишка и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул

Мишка качели к себе потянул

Мишка: «Я первый!»

Ёжик: «Нет, я!»

Не уступают друг другу друзья.

Мишка обиделся: «Значит ты Ёж,

Как друг мне совсем не хорош!».

Психолог (задает детям вопросы).

– Что произошло с ежиком и мишкой, что друзья не поделили?

– Почему Мишка решил не дружить с Ёжиком?

– Как вы думаете, ссориться с другом – это хорошо или плохо?

– Почему плохо ссориться?

Психолог. Запомни, Мишка, первое правило дружбы: не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

Как помирить Мишку и Ежика? Как быть, если качели одни, а друзей двое?

(Ответы детей.)

Давайте ещё раз я расскажу историю, но уже с весёлым, добрым концом.

Мишка и ёжик договорились.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга Мишка и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул

Мишка качели к себе потянул

Мишка сказал: «Покачаю тебя,

мы ведь с тобою Ёжик друзья».

Психолог. Итак, что нужно делать, чтобы не ссориться? (Ответы детей.)

Психолог. Мишка, запомни второе правило дружбы: “Уметь договариваться. Умей уступать”.

– Ребята, а когда вы уступаете своим друзьям? (Ответы детей.)

  1. Динамическая пауза «Мы друзья»

Дружно за руки берись,

Вправо – влево повернись! (повороты вправо – влево)

Будем веселиться, (хлопки)

Прыгать (прыжки)

И кружиться. (кружение)

Много радостных людей, (идём по кругу)

Добрых верных нам друзей.

Ссориться не будем, (подходим к центру)

Про обиды мы забудем! (отходим назад).

Психолог. Ребята, а сейчас я вам расскажу другую историю про зайку (показывает игрушку зайки), послушайте внимательно.

Нес однажды Зайка ловкий

Корзину полную морковки.

Была корзина не мала,

Очень-очень тяжела.

Ему навстречу Мишка шёл.

Зайка просит: «Помоги, мне корзину донести!».

«Сам неси свою корзину,

Я пошел искать малину».

Психолог. Как бы в этой ситуации поступил друг?

Дети. Помогли бы.

Психолог. Мишка, запомни еще одно правило дружбы: Помогай другу.

Ребята, а вы помогаете своим друзьям? Как помогаете? (Ответы детей.)

– Вот таким простым правилам дружбы мы научили Мишеньку.

Психолог. Ребята, давайте еще раз напомним Мишке, как звучат правила дружбы.

Дети.

– Не ссориться с друзьями,  играть дружно.

– Уметь договариваться, уступать, делиться.

– Помогать другу.

Психолог. Ребята никогда не забывайте эти правила! А давайте мы подумаем с вами какие еще правила можно добавить сюда? (Ответы детей.)

– Да, правильно: Уметь попросить прощения, если был не прав, быть вежливым и т.д.

  1. Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»

Психолог. Ребята, вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: «да-да-да» или «нет-нет-нет». Попробуем?

– Будем крепко мы дружить? (Да-да-да!)

– Нашей дружбой дорожить? (Да-да-да!)

– Мы научимся играть? (Да-да-да!)

– Другу будем помогать? (Да-да-да!)

– Друга нужно разозлить? (Нет-нет-нет!)

– А улыбку подарить? (Да-да-да!)

– Друга стоит обижать? (Нет-нет-нет!)

– Ну а споры разрешать? (Да-да-да!)

– Чай с друзьями будем пить? (Да-да-да!)

– Будем крепко мы дружить? (Да-да-да!)

  1. Игра « Подари улыбку»

Психолог. Как известно ребята, дружба часто начинается с улыбки. Поэтому я приготовила для вас вот такой большой смайлик. Посмотрите, какая у него улыбка. Вам нужно по очереди передавать его своему соседу со словами: «Мне нравиться с тобой дружить, потому что ты … (какой?) и называть качество соседа».

Психолог. Молодцы, ребята, как много я узнала о вас. Вы такие добрые, вежливые, веселые. А самое главное – дружные. Дорожите дружбой и не забывайте о ее правилах.

Рефлексия

Психолог. Понравилось ли вам наше занятие? Что понравилось больше всего? Что запомнили? Какие правила усвоили? (Ответы детей.)

Здорово, ну что пора прощаться, давайте улыбнемся друг другу и обнимемся. До свидания, ребята.