Дружба начинается с улыбки
(Творческий проект в средней группе)
Римма ХАЙРУЛЛИНА,
воспитатель детского сада №4 «Светлячок» г. Азнакаево
Тип проекта: творческий.
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта: воспитатель, дети, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность темы. Дружба – личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. На сегодняшний день проблема жестокости и равнодушия в молодежной среде становится все более очевидной. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию — проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении, а прежде всего нравственные чувства.
Цель проекта: формировать у детей понятие о том, что значит уметь дружить, установить дружеские отношения между сверстниками.
Задачи:
образовательные:
– формировать представления детей о дружбе между людьми;
– учить детей дружеским формам взаимодействия;
– учить считаться с желаниями сверстников, ограничивая свои желания;
– расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между людьми;
развивающие:
– развивать социально-коммуникативные качества;
– развивать эмоциональную сторону детской личности;
– развивать творческие и речевые способности детей.
воспитательные:
– воспитывать потребность проявлять доброту, заботу, внимание, сочувствие, оказывать взаимопомощь;
– воспитывать здоровый дух соперничества и способствовать сплочению коллектива.
Участие родителей в реализации проекта: создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки. Совместное с детьми разучивание стихотворений о дружбе, беседы.
ребенка».
Предполагаемый результат: сплочение коллектива, проявление доброты, заботы, внимания, сочувствия, оказание взаимопомощи.
Продукт проектной деятельности: совместное творчество, игры, рекомендации для родителей.
Приложения к проекту «Дружба начинается с улыбки».
Беседа «Умейте дружбой дорожить»
Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему.
Ход беседы
Воспитатель (читает стихотворение).
Дружба – это теплый ветер,
Дружба – это светлый мир.
Дружба – солнце на рассвете,
Для души веселый пир.
Дружба – это только счастье.
Дружба у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь весной полна.
Воспитатель. Дети, о чем это стихотворение? (Ответы детей.)
Да, это стихотворение о дружбе. Дружить – значит, не обижать, делиться своими игрушками и помогать. В свою очередь друг – это тот, кто всегда рядом и поможет в трудную минуту. Например, одеться или обуться, научить завязывать шнурки и шарфик. Тот, кто всегда поделится обедом. Найти друга не так-то тяжело, а вот сохранить хорошие отношения труднее. У каждого человека есть (должен быть) друг, не правда ли? Уверена, что и у вас есть друзья. Расскажите о них (3 – 5 и более высказываний). Кто же такой друг? Подумайте хорошенько и скажите, кого можно назвать своим другом? (Педагог выслушивает суждения детей.) Суть их чаще всего сводится к тому, что друг – это тот, с кем интересно, кто не обижает, во всем слушается, охотно делится игрушками и сладостями. Другом может называться тот, кто готов разделить и твою радость, и твое горе, а если понадобится, отдать тебе все, что имеет сам. (Воспитатель уточняет и спрашивает.) А как вы сами должны относиться к другу?
Воспитатель. Сейчас я предлагаю вам подойти к своему другу или подруге, и поделится своей радостью, хорошим настроением и теплом. (Дети ищут себе пару.). Повторяйте вместе со мной такие слова:
Я – человечек! (показ рукой на себя)
Ты человечек! (показ рукой на друга)
У меня есть сердечко, (показ рукой на сердце)
У тебя есть сердечко. (показ рукой на сердце друга)
У меня щечки гладкие, (растираем щечки)
У тебя щечки гладкие (растираем щечки друга)
У меня губки сладкие. (показ на губы)
У тебя губки сладкие, (показ на губы друга)
Я с тобой дружу, (берутся за руки)
Нашей дружбой дорожу. (обнимают друга)
(Звучит песня «Дружба крепкая».)
Воспитатель. Дружба – это величайшая ценность, клад и подарок судьбы. Дружба всегда помогает нам и в учебе, и в работе, и в жизни в целом. Благодаря ей, человек становится лучше, добрее и духом сильнее. Поэтому, иметь хорошего друга – это огромное благо, без которого человеку прожить невозможно!
Конспект НОД по развитию речи «С чего начинается дружба».
Цель: формировать знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба».
Задачи:
– закрепить правила дружеских отношений.
– добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки других в различных ситуациях.
– закреплять правильное произношение детей, следить за полными ответами, активизировать в речи прилагательные.
– воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Предварительная работа: беседа о дружбе, друзьях; обсуждение конфликтных ситуация в группе и нахождение путей их разрешения; рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание пословиц о дружбе; слушание и исполнение песен о дружбе.
Ход НОД
Воспитатель. Дорогие дети! Я рада видеть вас всех здоровыми и с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день. Так давайте подарим приветливые улыбки друг другу.
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель. Ребята с чего начинается дружба? (Ответы детей.)
Верно, дружба начинается с улыбки, потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Доброжелательный человек тот, кто желает вам добра.
А как вы думаете, мы все с вами одинаковые? (Ответы детей.)
Конечно, нет! Хоть мы и общаемся все вместе, живем рядом, но мы отличаемся друг от друга характером, внешностью, желаниями и еще много чем. Есть у нас и общие моменты, которые нас объединяют.
Игра «Слушайте внимательно!»
Воспитатель. В этом мы сейчас убедимся. Поиграем в игру. Я вам буду говорить задание, а вы движениями на него отвечать.
– Поднимите руки вверх те, кто любит зарядку.
– Похлопайте в ладоши те, кто любит мороженое.
– Поставьте руки на пояс те, кто любит на улице гулять.
– Топните правой ногой те, кто любит ходить в гости.
– Попрыгайте те, кто любит мультики.
Воспитатель. Вот видите, сколько общего, сколько любимых занятий нас всех вместе объединяет! Ребята, сегодня утром почтальон принес в детский сад письмо. Давайте, посмотрим от кого? На письме обратный адрес, от Кота Леопольда. А вы знаете кто это, из какой сказки? (ответы детей) Да, правильно «Приключение Кота Леопольда». Давайте прочитаем письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Кот Леопольд. Меня измучили мышата — проказники. Сколько бы я ни призывал озорников к дружбе и спокойствию, каждый раз мыши придумывают все новые проделки. И смешно то, что в свои ловушки мышата обычно попадают сами. Тогда я спешу к ним на помощь, и раскаявшиеся мышата стараются не проказничать. Но все начинается по новой и я снова «подлый трус», так меня обзывают мыши, отказывающиеся верить в искренность и доброту мою. Помогите мне, пожалуйста, подружиться с мышатами».
Воспитатель. Ребята, поможем Коту Леопольду? (Да.)
Но сначала отдохнем.
Физкультминутка. «Мы – друзья».
Дружно за руки берись,
Вправо – влево повернись! (повороты вправо-влево)
Будем веселиться, (хлопки)
Прыгать (прыжки)
И кружиться (кружение)
Много радостных людей, (идём по кругу)
Добрых верных нам друзей.
Ссориться не будем, (подходим к центру)
Про печаль забудем! (отходим назад)
Воспитатель. Ребята, посмотрите перед вами четыре картинки, как вы думаете, какая из них лишняя. Дети выбирают «лишнюю» картинку. В ходе обсуждения приходим к выводу: на трёх картинках изображены добрые, веселые дети, а на четвёртой – драчуны, поэтому она «лишняя». Мы эти картинки положим в коробочку. Пусть мышата, посмотрят, каким должен быть настоящий друг. (добрым, внимательным, смелым, храбрым, заботливым и т.д.). Воспитатель: А теперь давайте поиграем.
Игра «Комплименты»
Воспитатель. Скажем друг другу приятные слова. Дети стоят по кругу поворачиваются, пожимают ладони друг другу и говорят: «Алиана, добрая». «Алина, заботливая». «Саша, ты красивая умная». «Демид, ты храбрый, трудолюбивый» и т.д.
Воспитатель. Пришло время вспомнить, какие мы с вами учили пословицы о дружбе.
Дети.
– Нет друга – ищи, а нашел – береги.
– Доброму слову – добрый ответ.
– Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
– Дружба – как стекло, разобьешь – не сложишь.
– Один за всех, и все за одного.
– Человек без друзей, что дерево без корней.
– Дружба – самое, дорогое сокровище.
– Дружба, дороже денег.
– Доброе слово дороже богатства.
– Дружба — великая сила.
– Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
– Без беды друга не узнаешь.
– За дружбу дружбой платят.
Воспитатель. Молодцы! Много знаете пословиц о дружбе. Я все записала, мы положим их тоже в коробочку. Дружбой надо дорожить и не обижать своих друзей, но для того что бы иметь хороших друзей нужно самому научиться быть хорошим другом.
А давайте составим необычный плакат о дружбе. (Дети подходят к столу, на котором большой ватман.)
– Ребята, ладонь это символ доверия, искренности и дружбы. Если взрослые и дети будут дружить на нашей планете, тогда мы сможем назвать нашу планету – Планетой мира и дружбы. Давайте отпечатки наших ладошек оставим на нашем плакате. (Дети макают ладошки в разноцветные краски и делают круг. Включить музыку «Песня о дружбе» из мультфильма «Маша и медведь».)
Воспитатель. Вот какой круг дружбы у нас получился. Давайте его фотографируем и тоже положим в коробочку. Ребята, у вас сейчас какое настроение? (Ответы детей.)
– Предлагаю в честь радостного настроения, в честь дружбы детей в нашей группе запустить фейерверк из мыльных пузырей. Пускание мыльных пузырей.
Воспитатель. Мыльные пузыри, мы тоже положим в коробочку. Все запакуем и отправим мышатам посылку. Я думаю, они перестанут пакостничать и вредничать. И будут жить дружно и тогда жизнь непременно повернется к ним своей солнечной стороной.
– Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Каждый из вас – радость для всех. Каждый из вас – это маленькое чудо! Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените её.