Друг в беде не бросит

№ 195

(Внеурочное занятие для учащихся 1 класса на примере сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха»)()

Виктория АЗИНА,

 педагог-библиотекарь гимназии № 7 г. Казани

Цель: познакомить с правилами дружбы; показать важность истинных друзей в жизни человека; учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали друзей.

Оборудование: компьютер,  проектор, пословицы о дружбе.

Ход урока

Библиотекарь.

Здравствуйте, ребятишки:

Девчонки и мальчишки!

Рада видеть всех вас, дети!

С добрым утром, с ясным днем!

С вами интересно

Мы занятие проведем.

Вы друг другу улыбнитесь,

А теперь, прошу, садитесь.

Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема занятия. Мы будем говорить о …, а вот о чём, вы узнаете, прослушав сказку. (Чтение сказки «Муха-Цокотуха».)

Библиотекарь. Сказка «Муха-Цокотуха» – знакомое всем с детства стихотворение. Его любят взрослые и дети, потому что оно легкое, ритмичное, яркое. Свою сказку Корней Чуковский написал на одном дыхании. Случилось это 29 августа 1923 года. Этой сказке уже 98 лет.

Из воспоминаний автора:

«…Я исписал без малейших усилий весь листок с двух сторон и, не найдя в комнате чистой бумаги, сорвал в коридоре большую полосу обоев и с тем же чувством бездумного счастья писал безоглядно строку за строкой, словно под чью-то диктовку. Когда же в сказке дело дошло до изображения танца, я, стыдно сказать, вскочил с места и стал носиться по коридору из комнаты в кухню, чувствуя большое неудобство, так как трудно танцевать и писать одновременно. Очень удивился бы тот, кто, войдя в мою квартиру, увидел бы меня, отца семейства, 42-летнего, седоватого…как я ношусь по квартире в дикой шаманской пляске и выкрикиваю звонкие слова и записываю их на корявой и пыльной полоске содранных со стенки обоев…».

Вот так автор создал свою знаменитую сказку.

Библиотекарь. Ребята, давайте прочитаем пословицу с экрана: «Друг познается в беде».

– Как вы понимаете эту пословицу? (Выслушиваются высказывания детей.)

– Какие пословицы о дружбе вы еще знаете? (Ответы ребят.)

Учащиеся. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

– Новых друзей наживай, а старых не теряй.

– Человек без друзей – что дерево без корней.

– Друзья познаются в беде.

– Без беды друга не найдешь. Без друга в жизни туго.

– Друг за друга стой – и выиграешь бой.

– Без беды друга не узнаешь.

– Сам пропадай, а товарища выручай.

Библиотекарь. «Без беды друга не узнаешь». Именно так мы сформулируем главную мысль и мораль сказки «Муха-Цокотуха», которая учит разбираться в людях и выбирать друзей.

Итак, тема нашего занятия – «Друг в беде не бросит» (на примере сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха»).

Адресуя увлекательную сказку детям, К.Чуковский параллельно раскрывает злободневную для взрослых тему – тему достойного и недостойного поведения в различных жизненных ситуациях.

Цитируя забавные строчки сказки, никто не задумывается над его глубоким смыслом. Давайте попробуем разобраться, какой урок можно извлечь из оригинального стихотворения?

Библиотекарь. Ребята, кто главный герой сказки? (Ответы ребят.)  Главная героиня сказки – обыкновенная Муха. В сказке образ Мухи представлен в образе молодой девицы.

Библиотекарь. А какой живот у мухи? (Ответы ребят.) Обратите внимание, что автор сделал акцент именно на брюхо, живот. Живот – это жизнь, каждый из нас начинал свою жизнь именно в утробе у своей матери. Для женщины живот – это не просто зона на теле – это место рождения жизни.

Скажите, а в сказке муха изображена назойливой, всем мешающей, которая мельтешит  перед глазами и издает неприятное жужжание? (Ответы ребят.)

Библиотекарь. Муха не полетела, а пошла! Образ шагающей, а не летящей или ползущей мухи выглядит немного странно, не так ли? Ведь стихия насекомых – воздух, пространство, а здесь – поле. Прослеживается чёткая связь с землёй. Земля является домом всего живого, из нее вырастают деревья и травы, в ее недрах находятся драгоценные камни, нефть, газ и прочие богатства. Не поэтому ли и брюхо у Мухи золотое? Да и поле, по которому она шла, однозначно плодородное, живое, так как Муха находит что? (Ответы ребят.)

Библиотекарь. Вопрос – откуда в поле вдруг взялась денежка? (Ответы ребят.)

Библиотекарь. Если говорить в целом, нужно быть откровенным везунчиком и иметь особое чутьё на деньги, чтобы найти их посреди поля. Не на дороге, а именно в поле. Ребята, куда пошла муха? (Ответы ребят.)

Библиотекарь. Что купила муха? (Ответы ребят.)

Библиотекарь. Самовар – символ доброго гостеприимства. Муха в образе молодой девицы ищет повод собраться, встретиться с друзьями, себя показать, на других посмотреть. И оказывается в центре внимания.

Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали…

В сказке пиршество отмечается чаем с молоком и крендельком.

А букашки – по три чашки

С молоком  и крендельком…

Белый хлеб и молоко указывают на  достаток и благополучие в доме, что опять-таки, подтверждается наличием у Мухи золотого брюшка как связи с большими денежными ресурсами. Муха угощает своих друзей  свежим, душистым, теплым кренделем и с удовольствием ест его сама.

Библиотекарь. А что еще знаменательного было в этот день? (Ответы ребят.)

Библиотекарь. Это произошло в день её рождения – это двойная удача и  очень хороший знак. День рождения – это особенный силовой день, когда сбываются заветные мечты.

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые –

В них застежки золотые.

Библиотекарь. На что делается упор? (Ответы  ребят.)

Библиотекарь. Делается упор на то, что сапоги не простые, а с золотыми элементами. Обуться в такие сапоги – это обязательно к успеху в любых начинаниях.

Блошки подарили сапожки, а бабушка-пчела что подарила? (Ответы ребят.)

Библиотекарь. После материального подарка (сапожек) следует духовный. Мёд – это по крупицам собранная пыльца с цветов, собранная и переработанная тысячами пчел. Мёд – это информация, знания, мудрость собранная предыдущими поколениями и Мухе ее передает Бабушка-пчела. Мёд – также символ сладкой безбедной жизни.

А кто самая красивая гостья? (Ответы ребят.)

Библиотекарь. В отличие от блох, мошек и тараканов, гостья бабочка является символом радости и перемен к лучшему. Она всегда приносит положительные вести, любовь, долголетие и счастье. Муха преподносит ей дары в виде любимого лакомства. Обращение к ней на «Вы» ещё раз подчёркивает значимость этой важной гостьи в доме.

Физкультминутка

Библиотекарь. Гостьи в сборе, угощаются и вдруг …, ребята, что происходит? (Ответы ребят.)

Библиотекарь. У Мухи, которая находится в золотом статусе, имеет друзей, объявляется враг, который пытается всё уничтожить. Это не молодой паук, а уже старик, т.е. с накопленным опытом, хитрый и губительный для живых существ. Его не заинтересовали простые тараканы, которые без подарков пришли, его не заинтересовали блохи, которые, возможно, от безденежья, купили один подарок на всех. И даже бабочка-красавица его не привлекла.  Его заинтересовала именно Муха. Муха просит своих гостей о помощи. Но как повели себя друзья? (Ответы ребят.)

Библиотекарь. Паук здесь сущность, обладающая силой и авторитетом, что признают все присутствующие. Абсолютно не встречая сопротивления со стороны гостей, паук уверенно тащит Муху в уголок с одной целью – погубить.

Друзья все разбежались. У мухи нет шансов на жизнь. Что же дальше происходит? (Ответы ребят.)

Библиотекарь. Появляется спаситель с фонариком, который символизирует свет в конце тоннеля, спасительный огонь. Комарик по сравнению с пауком очень маленький, юный, но храбрый. Он – единственный из всех в сказке может летать (даже муха не летела, а шла по полю). Значит, есть у него определённая сила, что-то, что отличает его от всех остальных героев, приведённых в сказке.

Комар побеждает паука и …? (Ответы ребят.)

Библиотекарь. Злодея погубили. Дальше как разворачиваются события? (Ответы ребят.)

Библиотекарь. Музыканты играют именно на барабанах. Вы можете представить свадьбу, где гости танцуют (а точнее топают) только под барабаны? Да еще и словами: Тара-ра, тара-ра. Помните, как Э.Успенский вел себя, когда писал свою сказку «…я ношусь по квартире в дикой шаманской пляске и выкрикиваю звонкие слова…».

Все пляшут от души на свадьбе Мухи и Комара.

Будет, будет мошкара веселиться до утра:

Нынче Муха-Цокотуха именинница!

Библиотекарь. Ребята, кто из героев заслуживает похвалы? (Ответы ребят.)

Библиотекарь. В образе Комарика автор восхваляет отзывчивость, смелость, решительность, готовность прийти на помощь другу. Кого можно назвать бессердечным? (Ответы ребят.)

Библиотекарь. Чему учит сказка Муха-Цокотуха? (Ответы ребят.)

Библиотекарь. В сказке осуждается черствость, фальшь, безразличие. Настоящие друзья так не поступают.

Ребята, у вас возникло желание продолжить знакомство со сказками К.ИЧуковского? Мы обязательно ещё встретимся с героями его произведений.

Библиотекарь. Ребята, давайте мы с вами, перечислим правила дружбы. (Ответы ребят.)

Библиотекарь. Ребята, мы с вами на протяжении всего урока говорили, что надо помогать друг другу. Но иногда бывают еще и такие случаи, когда   кто-то живет ни о чем не думая, а потом просит помощи. Послушаем басню И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».

Библиотекарь. Не нужно жить одним днем, нужно всегда заботиться о будущем и думать не только о себе, но и о близких людях. Возможно, кто – то подумает, что муравей поступил слишком жестоко по отношению к стрекозе. Увы, таким людям нельзя помогать, зная, что они даже не потрудились что-то сделать. (Предлагается учащимся высказать свое мнение.)

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

У меня получилось…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Библиотекарь. Ребята, вы хорошо потрудились, работали активно и дружно. Молодцы!

Использованные источники:

  1. Крылов И.А. Басни / И.А. Крылов: [сост., вступ. Ст. и примеч. В.И. Коровина]; худож. А. Лаптев. – М.: Дет. лит., 2011. – 222 с.: ил. – (Школьная библиотека)
  2. Чуковский К.И. Муха-Цокотуха. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2014. – 64 с., цв. ил. (Серия «Стихи и сказки малышам»)
  3. https://ihappymama.ru/iq/skazki/muha-tsokotuha-kornej-ivanovich-chukovskij/
  4. https://souz-isv.ru/analiz-skazki-k-chukovskogo-mukha-tsokotukha/
  5. https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-skazki-muha-cokotuha-chukovskogo
  6. https://rustih.ru/stixi-o-druzhbe/stixi-pro-druzhbu-dlya-detej/
  7. https://www.google.com/
  8. https://posloviz.ru/category/druzhba/
  9. https://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/konspekt-uroka-dlya-klassa-shkolnaya-druzhba.html