Древнее Двуречье
№ 158
(Урок истории в V классе)
Чулпан НАБИУЛЛИНА,
учитель истории и обществознания I квалификационной категории многопрофильной полилингвальной гимназии №180 г. Казани
Цель урока: создание организационных и содержательных условий для формирования представлений о природных и климатических условиях Древнего Двуречья, занятиях его жителей.
Задачи урока:
образовательные: дать представление о жизни древних шумер (быт, религия, письменность);
развивающие: формировать умения анализировать прочитанный текст, работать с текстом учебника, делать выводы; развивать навыки умения работать с исторической картой;
воспитательные: воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, самовоспитанию и самоконтролю.
Планируемые результаты:
личностные
– осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений;
– уважать культуру других народов, выстраивать конструктивные взаимоотношения в группе;
– аргументировано оценивать свои и чужие поступки.
Метапредметные:
регулятивные:
– определять цель, выдвигать версии, планировать деятельность;
– оценивать степень и способы достижения цели;
познавательные:
– находить информацию в разных источниках, выделять главное;
– определять понятия, анализировать, доказывать. Владеть смысловым чтением, делать выводы;
– пользоваться приемами критического мышления: кластер, концептуальная таблица;
коммуникативные:
– умение вести диалог;
– самостоятельно организовывать деятельность в группе;
предметные:
– уметь описывать климатические условия Двуречья, занятия жителей, их культуру, показывать на карте местоположение Двуречья;
– работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; овладевать целостными представлениями об историческом пути жителей Двуречья;
– устанавливать причинно-следственные связи между географическими условиями обитания шумеров и их экономическим развитием.
Формы работы: парная, групповая.
Оборудование: настенная карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия» атласы, мультимедийная установка, ПК.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята! Желаю всем вам плодотворной работы, быть внимательными и активными.
II. Мотивация к учебной деятельности
Учитель. Ребята, какие реки вы знаете?
– Какая река протекает в нашем селе?
– А вы знаете место, где реки как будто встречаются друг с другом?
– А ведь такое место есть?
– Молодцы! Ответьте ещё на несколько вопросов:
– Сколько глаз у человека?
– Сколько ног у человека?
– Сколько туфелек было у Золушки?
– Самая плохая оценка?
Учитель. Цифра 2 – это важная цифра, которая на нашем уроке будет самой главной. Вспомните, где возникли первые государства?
Учащиеся. Первые государства возникли в Африке и Азии.
Учитель. Историю какого государства вы завершили изучать?
Учащиеся. Историю Древнего Египта.
III. Актуализация знаний
Учитель: Сегодня мы начнем знакомиться с историей еще одной страны, а какой вы узнаете, если мы повторим поход воинов Тутмоса в Азию и посмотрим, как далеко стали простираться при нем, границы Египетского государства. (Организация работы с атласами, один показывает у доски, на настенной карте.)
Учитель. Используя карту, проследить путь воинов Тутмоса в Азию.
– Определите, на каком материке находится новая страна? (Евразия)
– Определите по карте, в какой части света находится страна? (Азия)
– Как называются реки, которых мы достигли? (Река Тигр и река Ефрат)
– Где начало рек и куда они впадают? (Текут с гор Закавказья и впадают в Персидский залив.)
– Через какие страны мы добрались до этих рек? (Палестина, Сирия, Финикия)
– Как называются современные государства, по территории которых протекают эти реки? (Демонстрируется слайд с изображением карты «Древнее Двуречье».)
Учитель. Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? (Турция, Сирия, Ирак)
– Как бы вы еще назвали эту страну? (Сирия) (Сообщение о российской операции против терроризма в Сирии.)
– Значит, что будет темой изучения нашего урока? (Демонстрация слайда «Двуречье».)
Учитель. Почему государство названо Двуречье? (Ещё эту страну называют Месопотамия. Месопотамия – это древнегреческое название, означающее «страна между двух рек».)
Учитель. Итак, Древнее Двуречье возникло около 5 тыс. лет назад. В то же время, как и Египет. Жителями Двуречья были шумеры – один из самых загадочных народов: откуда они пришли – никто не знает, по одной из легенд они называют своей родиной о. Дильмун в Персидском заливе.
По внешнему виду их трудно спутать с другими народами. Приземистые фигуры, смуглая кожа, длинные, прямые носы, темные прямые или курчавые волосы.
Земля, на которой жили шумеры, — плоская равнина с жарким и засушливым климатом. Дожди выпадали редко. А в период разлива рек бурные потоки воды обрушивались на поселки и пастбища, сносили жилища, посевы и загоны для скота. Память о катастрофических наводнениях сохранилась в шумерских мифах о потопе.
Учитель. Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»?
Чтобы защищать поля от разливов Тигра и Евфрата, шумеры рыли каналы, сооружали плотины, копали колодцы. Благодаря этому страна стала плодородной. Труднее обстояло дело с сырьем необходимым для строительства. Дерево доставлялось с большим трудом. Дома приходилось строить из тростника. Потом обмазывали глиной. Из глины древние шумеры делали все. Посуду, игрушки. Даже орудия труда. С развитием ремесел появляются два крупных города Ур и Урук. Строили храмы и дворцы. Их язык очень долго не поддавался расшифровке.
IV. Работа в парах
Учитель. Выполняя задания, определить главные занятия жителей Двуречья.
Задание 1. Основой жизни здесь была вода. Зимой, в сезон дождей, а так же во время разлива вода была в избытке, в остальное время года её не хватало. Особенно остро недостаток воды ощущался в местах, удаленных от рек. Лишённая влаги, опалённая солнцем почва высыхала и трескалась. А в низовьях рек перенасыщенные водой земли заболачивались, превращаясь в непроходимые топи. Сооружение каналов и плотин было направлено на развитие этого занятия. О каком занятии идёт речь?
Учащиеся. Земледелие.
Задание 2. После орошения земли, когда земля хорошо пропитывалась водой, на поле выпускали быков с обвязанными копытами: они выравнивали поле и вытаптывали сорняки. Успехи в земледелии привели к росту поголовья скота: на пастбищах паслись стада коров, овец, коз и свиней. О каком занятии идёт речь?
Учащиеся. Скотоводство.
Задание 3. В Южном Двуречье не хватало многих видов сырья (строительного камня, леса), но в избытке выращивали зерно, финики, производили шерсть. Товары, которые можно было обменять на те, в которых они нуждались. Как называется занятие, в ходе которого производится обмен одних товаров на другие с помощью денег? (Вместо денег в Двуречье использовали слитки серебра определённого веса.)
Учащиеся. Торговля.
V. Стадия осмысления
(Учитель предлагает для осмысления рассмотреть карту, иллюстрации слайдов, исторический документ и попытаться сравнить Древний Египет и Двуречье. Учитель организует работу «Мозговая атака».)
Цель: выяснить линии для сравнения.
(Учитель организует обсуждение по вопросу, предлагает сделать вывод.)
Учащиеся.
– Общие черты: разливы рек, плодородная почва, теплый климат.
– Основные занятия: земледелие, ремесло, строительство каналов.
– Черты различия: разливы рек очень бурные – в Двуречье, строили дома там из глины.
Физминутка
VI. Первичное закрепление
(Учитель предлагает решить задачу.)
Задача. В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены вместе с умершим десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение.
Примерные ответы учащихся. Жители Двуречья верили в жизнь после смерти, т. к. считали, что все перечисленное пригодится в царстве мертвых.
VII. Работа с текстом учебника (стр. 67. «Башни от земли до неба».)
Демонстрация слайда «Религия шумеров»
Цель: подвести учащихся к пониманию, что религия в Двуречье была языческой.
– Каким богам преклонялись жители Двуречья?
– Какую роль играли жрецы в Двуречье?
Учащиеся (читают). В одном городе богу солнца Шамашу, в другом – богу луны Сину, мудрым считали бога воды Эа, а к богине плодородия Иштар люди обращались с просьбой о богатых урожаях.
Они были служителями храмов, могли общаться с богами
Предлагают различные варианты, обсуждают, приходят к совместному решению, что религия в Двуречье была языческой.
VIII. Демонстрация слайдов, отображающих письменность Двуречья
Учитель. Определить по слайдам, какая письменность была у жителей Двуречья, на чем писали, чем?
Учащиеся. Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежащих ученикам школы – будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.
Учитель. Что можно сказать по этим табличкам о жизни людей того времени?
Словарная работа
Клинопись – вид письма древнего Двуречья.
Учитель. Древнее письмо было рисуночным. Часто один рисунок имел много значений. Это вызывало затруднения. Чтение текстов иной раз превращалась в разгадывания ребусов. Только опытный мог написать без ошибок. Грамотность была привилегией. Не все могли учиться. В Двуречье было много школ. В них учили детей жрецов, чиновников и других высокопоставленных лиц.
Почему именно глина служила в качестве писчего материала? Ответ простой. Для деловой переписи был нужен дешёвый и простой материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Если документ был важный, то табличку обжигали, как кирпич. После этого её можно было хранить долго. Множество таких табличек сохранилось до наших дней. Позже из глины научились делать кирпичи, и строить из них дома, храмы, дворцы.
IX. Включение в систему знаний и повторение
(Учитель просит вернуться к кластеру на доске и назвать, что еще не выяснили по истории Двуречья.)
Демонстрация слайдов по культуре двуречья.
Учитель. Что было характерно для культуры Двуречья? (Результат должен быть озвучен при помощи учителя.)
Примерный ответ. Для культуры Двуречья было характерно, что там были развиты наука, литература, архитектура, скульптура, живопись.
Работа в группах
1-я группа – рабочая тетрадь: задание № 50 (стр. 39).
2-я группа – рабочая тетрадь: задание № 49 (стр. 39).
X. Рефлексия
– С какой темой мы познакомились сегодня?
– Что нового вы узнали?
– Что было интересным?
Учитель. Оцените свою работу по сравнению с другими ребятами.
(Учитель просит открыть тетрадь и на чистом листе обвести ладонь по контуру. Когда ладонь нарисована, обучающиеся заштриховывают то количество пальчиков, которое соответствует их оценке на уроке. Дети поясняют, почему они так себя оценили.)
XI. Домашнее задание
1. Прочитать параграф 13, рабочая тетрадь: №44, 45 (стр. 36 – 37),
2. Описать рисунки нашего времени с. 68 «Школа в Двуречье», используя ключевые слова: ученики, учитель, работник, разминающий глину.