Дорожная азбука
№ 198
(ОД по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге в логопедической подготовительной группе с использование международных практик)
Татьяна ФИЛИППОВА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада №272 г. Казани
Светлана РУСИНОВА,
учитель-логопед I квалификационной категории детского сада №272 г. Казани
Цель: формирование навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи:
воспитательные:
– воспитывать культуру поведения пассажиров в маршрутном транспортном средстве;
– вырабатывать навыки осознанного поведения на дороге;
– воспитывать ответственность за свою безопасность и безопасность окружающих;
– воспитывать устойчивое внимание;
развивающие:
— развивать познавательный интерес детей к изучению правил безопасного поведения на дорогах;
– развивать умение различать виды наземного транспортного средства;
– развивать логическое мышление, память, умение обосновывать свою точку зрения;
образовательные:
– познакомить детей с понятием пассажирский транспорт общего пользования;
– учить различать и группировать дорожные знаки , их классификацию;
– закрепить знание детей о правилах поведения пассажиров в маршрутном транспортном средстве и правилами пользования общественным транспортом;
коррекционные:
– учить сравнивать, выделять главное, существенное;
– развивать мелкую моторику рук;
– совершенствовать фонематическое восприятие;
– расширять активный словарь;
– вырабатывать положительные навыки поведения;
– развивать умение группировать предметы;
– координация речи с движением.
Ход занятия
- Организационный момент
(Дети входят в автокласс. Становятся в круг.)
Воспитатель. Поприветствуйте гостей, становитесь в круг скорей! (Дети здоровываются с гостями и встают в круг.)
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Справа друг и слева друг,
Улыбнемся всем вокруг.
Пусть тепло улыбок наших
Согревает сердце ваше.
Воспитатель. Куда мы с вами пришли?
Дети. В автокласс.
Воспитатель. Что мы с вами здесь изучаем?
Дети. Правила безопасного поведения на дороге.
Воспитатель. Назовите какие виды транспортного средства вы знаете?
Дети. Наземный, водный, воздушный.
Воспитатель. Что относится к наземным видам транспорта?
Дети. Автомобиль, автобус и т.п.
Воспитатель. Что относится к водным видам транспорта?
Дети. Катер, плот, лодка и т.п.
Воспитатель. Что относится к воздушным видам транспорта?
Дети. Воздушный шар, вертолет, самолет.
Воспитатель. Молодцы. А сейчас всё внимание на экран! Скажите, как одним словом можно назвать этот вид транспорта? (На экране троллейбус, автобус, трамвай.)
Дети. Маршрутное транспортное средство.
Воспитатель. А еще этот вид транспорта можно назвать: пассажирский транспорт общего пользования. Повторите, пожалуйста. (Дети повторяют хором и по одному.)
Воспитатель. Когда мы входим в пассажирский транспорт общего пользования, кем мы становимся?
Дети. Пассажирами.
Воспитатель. Мы с вами знаем, что есть определённые правила поведения пассажиров в маршрутном транспортном средстве.
И сейчас я предлагаю вам их вспомнить. Пока звучит музыка, найдите себе друга и встаньте в пары. Все нашли себе друга?
Дети. Да.
Воспитатель. Поприветствуйте друг друга. Определите: кто в вашей паре выше ростом? Определились?
Дети. Да.
Воспитатель. А сейчас дети, которые выше ростом, расскажите своему другу о правилах поведения пассажиров в маршрутном транспортном средстве. Я даю вам 30 секунд. (Звучит колокольчик.) По сигналу начинаем и заканчиваем рассказ. Теперь, дети, меняемся; те, кто слушал, рассказывает своему другу о правилах поведения в маршрутном транспорте средстве. (Звенит колокольчик, дети заканчивают говорить.)
Воспитатель. Давайте послушаем пару Тимофея и Миланы, Тимофей, о каких правилах поведения в маршрутном транспорте средстве тебе рассказала Милана? (Воспитатель стоит в кругу. Дети отвечают: говорит один из пары, потом другой.)
- Разговаривать тихим голосом. Нельзя кричать, шуметь.
- Пассажиры должны пройти внутрь салона и крепко держаться за поручень.
- Уступать место старшим, пожилым людям. Пассажирам с маленькими детьми.
- Нельзя высовываться из окна, пить напитки, кушать сладости и мороженное.
Воспитатель (спрашивает). Вам понравились ответы Тимофея и Миланы?
Дети. Да, он все сказал правильно.
Воспитатель. Давайте похвалим их: оооотлично!
А теперь представьте, что вы – пассажиры. Наш автобус прибыл на место остановки автобуса. Мы вышли из автобуса. Мы превратились в кого?
Дети. Стали пешеходами.
Воспитатель. Вам необходимо перейти проезжую часть дороги, ваши действия? Я предлагаю вам подойти к настенному макету и с его помощью расскажите, как и где необходимо переходить проезжую часть дороги. (На макете дети находят пешеходный переход.)
Дети. Выйдя из пассажирского транспорта общего пользования мы доходим до пешеходного перехода, ждем когда загорится зеленый сигнал светофора. Смотрим налево, смотрим направо, убедившись, что все автомобили остановились, берем взрослого за руку и спокойным шагом переходим проезжую часть дорогу.
Воспитатель. Ребята, все согласны с ответом Карима?
Дети. О-о-отлично!
Воспитатель. А сейчас наша любимая физкультминутка.
Физкульминутка
Воспитатель. Ребята. а вам нравятся интересные истории?
Дети. Да.
Воспитатель. Сядьте на ковер, отгадайте загадку.
Он существует, чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный.
Горит и день, и ночь
Зеленый, желтый, красный. Что это?
Дети. Светофор.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете что у светофора давным давно было только два сигнала: красный и зеленый. (1-й слайд. Светофор.)
Первый светофор появился в Лондоне 100 лет назад. Он имел два сигнала красный и зеленый. Специально поставленный человек поднимал кружок красного цвета с помощью веревки.
В России первый светофор был установлен в Москве, он имел форму круга, поделенного на три равные части: красную, желтую, зеленую. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет.
А только за тем появился электрический светофор, который сегодня стоит во всем мире. Кому помогает светофор?
Дети. Пешеходам и водителям.
Воспитатель. Что еще помогает водителям и пешеходам?
Дети. Дорожные знаки.
Воспитатель. Ребята, подойдите, пожалуйста, к стенду «Дорожные знаки» и назовите какие группы знаков вы знаете?
Дети. Предупреждающие, предписывающие, информационные знаки.
Воспитатель. Марк , расскажи нам про предупреждающие знаки.
Марк. Предупреждающие знаки имеют форму треугольника белого цвета с красной каймой. Они предупреждают водителя и пешехода о возможной опасности и необходимости повышения внимания.
Воспитатель. Ребята, кто хочет показать предупреждающие знаки? Как называется этот знак? (Ответы детей.)
Воспитатель. Карим, а ты расскажи про разрешающие знаки.
Карим. Предписывающие – знаки они круглой формы, синего цвета, и они разрешают какое-либо действие.
Воспитатель. Ребята, кто хочет показать предписывающие знаки? Как называется этот знак? (Ответы детей.)
Воспитатель. Про информационные знаки расскажет нам Раян.
Раян. Информационные знаки квадратной формы и синего цвета. Они информируют о расположении населенных пунктов и других объектов, а так же об установленных режимах движения.
Воспитатель. Ребята, кто хочет показать информационные знаки? Как называется этот знак? (Ответы детей.)
Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю игру «Собери дорожные знаки (пазлы)».
Дети, подойдите к столам, возьмите один конверт, сядьте на пол, достаньте содержимое из конверта и соберите дорожный знак. (Дети на полу собирают дорожные знаки. Они встают, рассказывают каждый о своём дорожном знаке.)
Воспитатель. Молодцы, ребята, все справились с заданием. Соберите в конверт дорожные знаки и положите на стол.
Когда вы с родителями сегодня пойдёте домой, обратите внимание на дорожные знаки, спросите у родителей, что они обозначают, дома нарисуйте их. Вы отлично справились с заданием, похвалите друг друга.