Дополнительная общеобразовательная программа по лёгкой атлетике
№ 187
(1 – 2-е года обучения)
Малика РАЗЗАКОВА,
учитель физической культуры средней школы №22 г. Казани
Образовательная программа дополнительного образования детей физкультурно — спортивной направленности по лёгкой атлетике.
В основу учебной программы заложены нормативно — правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ, основополагающие принципы спортивной подготовки спортсменов ЦДТ и опыт их выступлений на районных, областных и российских соревнованиях, а также наблюдения за уровнем физической подготовленности учащихся школ района и собственный опыт педагогической работы.
Учебный материал данной программы разработан в соответствии с нормативными документами Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту (приказ Госкомспорта РФ №390 от 28 июля 2001г), обобщения научных исследований в области детско-юношеского спорта, передового опыта работы тренеров с юными спортсменами. При разработке настоящей программы использованы нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке. Санитарно- эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей, режимом учебно-тренировочной работы. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования групп и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков, развития основных двигательных качеств.
Основополагающие принципы программы
В программе раскрываются основные задачи и направления учебно- оздоровительной работы в определенных возрастных группах занимающихся учащиеся школ.укрепление здоровья занимающихся и гармоничное развитие юных спортсменов, воспитание морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям физкультурой и спортом, овладение техникой лёгкоатлетических упражнений и видов лёгкой атлетики, развитие физических качеств, создание предпосылок для достижения спортивных результатов, подготовка спортсменов разрядников.
Задачи программы:
– создать цепь непрерывного дополнительного физкультурно-спортивного образования для учащихся, желающих заниматься легкой атлетикой;
– развивать специальные физические качества и способности, необходимые приобучение учащихся технике бега в легкой атлетике;
– способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям по легкой атлетике.
Основные спортивно оздоровительные задачи:
– комплексность предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно- тренировочного процесса (физической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы, психологического сопровождения, восстановительных мероприятий);
– преемственность определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения, чтобы обеспечить в многолетнем учебно- тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объёмов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико — тактической подготовки;
− вариативность предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки учёт индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменение нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.
Основные этапы в легкой атлетике:
− усвоение;
− контрольные испытания;
− техника.
Реализация программы предполагает следующие условия: наличие спортивного зала, соответствующего гигиеническим требованиям (наличие акта о проверке требований техники безопасности спортивного зала) с площадкой установленных размеров для проведения занятий при наличии специального спортивного оборудования и инвентаря, соответствующего общему стандарту.
Рекомендуем инвентарь: скакалки, колодки, барьер, шведская стенка с турниками, гимнастические маты, скамейки.
Структура программы:
Материал программы представлен по разделам. Теоритическая подготовка. Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка. Техника. Игровая подготовка. Контрольные испытания. Также проводятся нормативные требования. В разделе «Теоретическая подготовка» представлен материал, который способствует расширению знаний и детей о технике безопасности на легкой атлетике и оказании первой медицинской помощи, об истории легкой атлетики, о правилах и технике бега, о развитии физических качеств. Теоретический материал преподносится детям в форме бесед. Программа направлена на улучшение общей и специальной физической подготовки детей, обучение технике и тактике бега, оздоровление во время учебного процесса, использование инновационных способов обучения, улучшающих действующую сестру процесса.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по легкой атлетики
Содержание учебного материала | 1-й год
11−12 лет |
2-й год
13−14 лет |
3-й год
14−15 лет |
4-й год
15−16 лет |
5 год
16−17 лет |
Теория | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
ОФП | 4 | 60 | 60 | 50 | 50 |
СФП | 40 | 56 | 56 | 66 | 66 |
Техника | 36 | 50 | 50 | 40 | 40 |
Интегральная
подготовка |
20 | 38 | 38 | 48 | 48 |
Контрольные
испытания |
4 | 8 | 8 | 8 | 8 |
Итого: | 144 | 216 | 216 | 216 | 216 |
Основные знания, умения и навыки:
знать: технику безопасности; оказание первой медицинской помощи; правилы и технику бега; технику бега низкого и высокого старта;
уметь: развивать быстроту и силу; укреплять гибкость; подвижность в суставах и эластичности мышц, умение их расслаблять ;укрепление опорно-связочного аппарата ;вырабатывать выносливость, ловкость, волевые качества.
Задача: Второй год обучения – ознакомление. Задача этого года : формировать и закреплять привычки к здоровому образу жизни, потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом;
− достигать оптимального для каждой возрастной группы подростков уровня физического развития;
− обучать подростков основам техники и тактики легкоатлетических упражнений и повышать уровень овладения техникой и тактикой легкой атлетики;
КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
№ | Тесты | 11−12 лет | 13−14 лет | 15−17 лет | |||
М | Д | М | Д | М | Д | ||
1 | Прыжки в длину с места (см) | 146 | 137 | 168 | 156 | 210 | 178 |
2 | Прыжок в длину с разбега(см) | 360 | 330 | 410 | 360 | 450 | 380 |
3 | Бег на 30 м,с | 5.0 | 5.1 | 4.8 | 5.0 | 4.5 | 4.9 |
4 | Бегна 60 м, с | 8.8 | 9.0 | 8.7 | 8.9 | 8.6 | 8.8 |
5 | Бег 500м. мин (кросс) | 2.10 | 2.30 | 1.55 | 2.15 | 1.35 | 2.05 |
6 | Метание т.мяча на дальность (м.) | 25 | 22 | 30 | 28 | 40 | 35 |
Контрольно-нормативные требования
№ | Тесты | 11−12 лет | 13−14 лет | 15−17 лет | |||
М | Д | М | Д | М | Д | ||
1. | Метание мяча
Двумя руками снизу (набивной мяч 1 кг) м |
5 | 6 | 6 | 7 | 7 | 8 |
2. | Бег 20м с/х | 3.6 | 3.9 | 3.6 | 3.5 | 3.5 | 3.4 |
3. | Длина с места
|
150 | 180 | 160 | 190 | 170 | 205 |
Содержание программы
Теория
- Техника безопасности. Оказание первой медицинской помощи. Легкая атлетика− это олимпийский вид спорта, включающий бег, ходьбу, прыжки и метания. Объединяет следующие дисциплины: беговые виды, спортивную ходьбу, технические виды (прыжки и метания), многоборья, пробеги (бег по шоссе) и кроссы (бег по пересечённой местности). Один из основных и наиболее массовых видов спорта.
Наиболее типичные травмы − вывихи, растяжения, ушибы, раны. Поэтому на первом занятии проводится инструктаж по технике безопасности, затем оказание первой медицинской помощи.
- История легкой атлетики. Правила и техника бега. Возникновение и развитие легкой атлетики, описание техники, изучение правил и техники бега.
Практика. Общая физическая подготовка (ОФП)
- Развитие двигательных качеств. Общие развивающие упражнения (ОРУ). Разнообразные упражнения,− стоя, сидя, лежа, в висе на турнике. Разновидности ходьбы – на носках, пятках, на внешней и внутренней стопе с высоким подниманием бедра. Разновидности бега− по кругу, с изменением направления, в гору и с горы. Разновидность прыжков на одной ноге, на двух ногах. Подвижные игры и эстафеты.
- Развитие координации. ОРУ на координацию. Специальные упражнения и игры на развитие внимания и координацию движения. Упражнения в равновесии. Эстафета с элементами равновесия.
- Развитие ловкости. ОРУ на ловкость. Упражнения в движении с изменением направления в медленном и быстром темпе.
- Развитие гибкости. ОРУ на гибкость с большой амплитудой. Наклоны, повороты, шпагат, приседания.
- Развитие скоростных качеств. ОРУ на скорость. Бег на короткие дистанции. Стартовый разгон. Скоростной финиш . Бег из разных исходных положений , без по виражу, бег по кругу, бег по прямой, челночный бег. Специальные беговые упражнения.
- Развитие силы. ОРУ на силу. Силовые упражнения. Отжимания, подтягивания.
- Развитие скоростно-силовых качеств. ОРУ. Специальные упражнения. Метание.
- Развитие выносливости. Кросс, 10−минутный медленный бег.
- Развитие специально силовой выносливости. ОРУ− специальные упражнения. Серия повторных упражнений, сочетание сил и выносливости. Статистические упражнения − удержание груза.
- Развитие прыгучести. ОРУ. Прыжки с места, с разбега, тройной прыжок, на одной и двух ногах. Специальные прыжковые упражнения. Прыжки в длину и высоту. Прыжки через скакалку. Прыжки через препятствия. Прыжки в гору.
Практика. Специальная физическая подготовка
В специальной физической подготовке используются упражнения —
Спринт
- для развития быстроты реакций и движений;
- для развития частоты движений;
- для развития скорости бега;
- для развития скоростной выносливости;
- для развития специальной силы.
Прыжки (длина, тройной, высота )
- для развития ритмовой структуры прыжка;
- для развития взрывной силы;
- для развития скорости бега;
- для развития скоростной выносливости;
- для развития специальной гибкости;
- для развития прыжковой выносливости;
- для развития специальной ловкости и координации.
Барьерный бег
- для развития скорости бега;
- для развития специальной гибкости;
- для развития специальной ловкости и координации;
- для развития темпа и ритма барьерного бега;
- для развития скоростной выносливости;
- для развития специальной силы.
Метание мяча
- для развития взрывной силы;
- для развития скорости бега;
- для развития специальной гибкости;
- для развития специальной выносливости;
— для развития специальной ловкости и координации;
Толкание ядра
- для развития взрывной силы;
- для развития быстроты реакций и движений;
- для развития специальной выносливости;
- для развития специальной ловкости и координации.
Средние и длинные дистанции
- специальная выносливость;
- для развития темпа бега.
Многоборье – используются все вышеуказанные упражнения.
Техника
- Техника ходьбы — циклический вид, требующий проявления специальной выносливости.
- Техника гладкого бега – циклический вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, специальной выносливости.
- a) Спринт, или бег на короткие дистанции
- b) Длинный спринт (300, 400, 500, 600 м)
- c) – средние дистанции (бег на выносливость : 1000−1500 м)
- Техника барьерного бега – по структуре смешанный вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости, гибкости.
- Техника эстафетного бега – по структуре смешанный вид, очень близкий к циклическим видам, командный вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости.
Эстафетный бег включает классические виды 4х100 м и 4х400 м
- Кроссовый бег – смешанный вид, бег по пересеченной местности, требующий проявления специальной выносливости, ловкости.
- Техника прыжка в длину с разбега– смешанный по структуре вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых, скоростных качеств, гибкости, ловкости.
- Техника толкание ядра/метания мяча — ациклический вид, требующий от спортсмена проявления силовых, скоростно-силовых качеств, ловкости. Выполняется толкание из круга (ограниченное пространство).
Игровая подготовка
- Челночный бег. Соревновательная игра.
- «Бесконечный эстафетный бег» . Четыре игры по 15 минут.
- «Дежурство ходьбы и бега” (перемещение шагом и бегом с разной скоростью)
- Подвижная игра «Кенгуру» . Прыжки в длину.
- Планируемые результаты освоения программы
Реализация данной программы будет способствовать повышению физиологической активности систем организма, содействию оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности, более успешной адаптации ребенка к школе , повышению интереса к занятиям физической культурой, увеличению числа учащихся стремящихся вести здоровый образ жизни.
По окончанию курса учащиеся должны знать историю возникновения легкой атлетики . Знать гигиенические требования к местам занятий легкой атлетики, инвентарю , спортивной одежде и обуви. Знать основные правила техники бега: «переход на другую дорожку является помехой другому участнику; запрещено наступать на бровку или заступать за нее ;самовольно покидать дорожку или трассу ; запрещено толкать соперника; запрещено наступать на пятки впереди бегущему участнику, запрещено делать фальстарт» Каждый учащийся должен знать основные правила бега.
- Учебно−тематический план
Первый год обучения
Первый год обучения – понимание (ознакомление) . Задача этого года : формирование представления о двигательных действиях. Учитель знакомит учащихся с особенностями действий и их значением с помощью рассказала и показа. Детали движений осваиваются гораздо быстрее , если дети могут наблюдать технически правильное его выполнение. Между повторениями в заданиях желательно делать паузы, во время которых сами занимающиеся анализируют выполнение движений.
Знать: Техника безопасности при проведении занятий по легкой атлетике. Оказание первой медицинской помощи. Историю легкой атлетики. Правила и технику бега.
Уметь: Выполнять изучаемые упражнения, уметь правильно передать эстафетную палочку в эстафетном беге ;
Выполнять правильный выход со старта. (Низкий, высокий)
Выполнять разбег при прыжках в длину. Выполнять правильный бросок при метание мяча.
Учебно-тематический план
Раздел учебной программы | Тема | Количество часов | ||
Теория | 1
2 |
Техника безопасности. Оказание первой медицинской помощи. История л/атлетики. Правила итехника бега. | 2 часа
2 часа |
|
Всего 4 часа | ||||
Практика ОФП | 1 | Развитие двигательных качеств | 4 часа | |
2 | Развитие координации | 4 часа | ||
3 | Развитие ловкости | 4 часа | ||
4 | Развитие гибкости | 4 часа | ||
5 | Развитие скоростных качеств | 4 часа | ||
6 | Развитие силы | 4 часа | ||
7 | Развитие скоростно-силовых качеств | 4 часа | ||
8 | Развитие выносливости | 4 часа | ||
9 | Развитие специальной силовой | 4 часа | ||
выносливости | ||||
10 | Развитие прыгучести | 4 часа | ||
Всего | 40 часов | |||
Практика СФП | 1 | Специальные силовые и | 6 часов | |
скоростно-силовые упражнения | ||||
2 | Специальные упражнения на | 6 часов | ||
выносливость | ||||
3 | Специальные упражнения для | 6 часов | ||
развития быстроты и скорости бега | ||||
4 | Специальные упражнения для | 6 часов | ||
развития гибкости | ||||
5 | Специальные упражнения для | 6 часов | ||
ловкости | ||||
6 | Подвижные игры, эстафеты | 6 часов | ||
7 | Психологическая подготовка | 4 часа | ||
Всего | 40 часов | |||
Техника | 1 | Техника низкого старта | 6 часов | |
2 | Техника высокого старта | 6 часов | ||
3 | Техника разбега при прыжке в длину | 6 часов | ||
4 | Техника метания мяча | 6 часов | ||
5 | Техника передачи эстафетной | 6 часов | ||
палочки | ||||
6 | Техника спортивной ходьбы | 6 часов | ||
Всего | 36 часов | |||
Интегральная | 1 | Специальные упражнения на технику | 10 часов | |
подготовка | 2 | Закрепление технико-тактических | 5 часов | |
упражнений | ||||
3 | Упражнения на быстроту, силу, | 5 часов | ||
выносливость. | ||||
Всего | 20 часов | |||
Контрольные | 1 | Скоростные упражнения | 1 час | |
испытания | Скоростно-силовые упражнения | 1 час | ||
Упражнения на выносливость | 1 час | |||
Упражнения на ловкость | 1 час | |||
Всего | 4 часа | |||
Всего за год | 144 часа | |||