Домашние животные

№170

(Образовательная деятельность по русскому языку в подготовительной группе)

Лилия ЗАГИДУЛЛИНА,

воспитатель I квалификационной категории Балтасинского детского сада № 2 Балтасинского  района

Цель: обобщить и систематизировать у детей знание и представление о домашних животных.

Задачи:

образовательные: закрепить знания детей о внешних признаках животных и их питании, место содержания, какую пользу они  приносят; продолжать учить взаимодействовать со взрослыми и сверстниками при решении игровых задач, учить образовывать притяжательные прилагательные; упражнять детей отвечать на вопросы полными предложениями;

развивающие: совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь, мелкую моторику рук, наблюдательность, внимание, логическое мышление , творческое воображение;

воспитательные: воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, коммуникативные навыки, формировать любовь к домашним животным и желание ухаживать за ними.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: муляжи домашних животных (корова, лошадь, собака, кошка, коза, овца, баран, свинья, кролик), колокольчик, маски с изображением кошки и собаки, кувшин с молоком, глубокие тарелки, разбавленные пищевые красители четырех цветов, пипетки и палочки по количеству детей,  ноутбук, проектор, экран, музыка для физкультминутки и релаксации, схема-пиктограмма.

Ход занятия

Игра-приветствие «Собрались все дети в круг».

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила. Что это? Это дом и двор. Кого вы там видите?

Дети. Домашних животных.

Воспитатель. А почему их называют домашними?

Дети. Они живут рядом с человеком, они живут в сарае, на ферме, за ними ухаживает человек, они приносят пользу человеку: дают молоко, мясо, шерсть, охраняют дом, ловят мышей.

Воспитатель. Молодцы.  Вы уже многое знаете о домашних животных. Давайте попробуем рассказать о них, опираясь на схему. Вместе со мной расскажем, например, про барана.

Это баран. Он живет в сарае. У него есть голова, туловище, рога, копыта, уши, глаза, хвост. Он кричит: «Бе-бе». Он ест траву и сено. Его детеныш – ягненок. Он дает мясо и шерсть.

Воспитатель. А теперь, опираясь на схему, расскажем друг другу про своих животных. Когда прозвенит колокольчик, девочки начинают рассказывать мальчикам, а мальчики внимательно их слушают. Колокольчик прозвенит во второй раз – мальчики рассказывают девочкам. А в третий раз –мне.

Воспитатель. Алсу, расскажи то, что тебе рассказал Наиль. (Дети рассказывают воспитателю.)

Воспитатель. Когда люди встречаются друг с другом, что они делают?

Дети. Здороваются.

Воспитатель. Животные тоже здороваются по-своему. Давайте поиграем в игру с пальчиками «Встреча друзей».

Встретились две собачки, поздоровались «Гав-гав».

Встретились две коровы, поздоровались «Му-му».

Встретились две лошадки, поздоровались «Иго-го».

Встретились две кошки, поздоровались «Мяу-мяу».

Встретились две козочки, поздоровались «Ме-ме».

Воспитатель. Вы наверно устали. Давайте встанем и отдохнем.  Поиграем в игру «Один и много». Под музыку мы начинаем танцевать. Когда музыка остановится, я назову одного детеныша домашнего животного, а вы – много. (Котенок – котята, щенок  – щенки и т.д.)

Воспитатель. Пока мы играли, наши животные попрятались, давайте их найдем. (На экране появляются картинки с частями животных, дети называют, какого животного часть тела.)

Рога. Чьи рога?… коровьи рога.

Грива. Чья грива?… лошадиная грива.

Лапы. Чьи лапы?… кошачьи лапы.

Шерсть. Чья шерсть?… овечья шерсть.

Морда. Чья морда?… собачья морда.

Глаза. Чья глаза?… кошачьи глаза.

Уши. Чьи уши?… кроличьи уши.

Хвост. Чей хвост?… лошадиный хвост.

Мордочка. Чья мордочка? …….кошачья мордочка.

Хвост. Чей хвост?… Свиной  хвост.

Борода. Чья борода?… козья борода.

Уши. Чьи уши?…  Свиные уши.

Воспитатель. А теперь я предлагаю поиграть в игру «Котята и Барбос». Нам нужно выбрать Барбоса.

Считалка

Собрались мы поиграть

Ну кому же начинать

Раз-два-три,

Начинаешь ты!

Дети располагаются в рассыпную по всей комнате – они «котята». В углу находится будка Барбоса. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

На ковре котята спят,

Мур-мур, МУР-мур!

Просыпаться не хотят.

Приседают и подкладывают руки под щечку.

Мур-мур, МУР-мур!

Тихо спят спина к спине

И мурлыкают во сне.

Мур-мур, МУР-мур!

Я иду сердитый пес:

– Все зовут меня Барбос.

Напугаю всех до слез:

– Гав- гав! Гав-гав!

Дети-котята убегают, Барбос их ловит.

Воспитатель. Сегодня я для вас приготовила еще и корзину. Посмотрим, что же там есть. (Воспитатель достает сено.) Что это?

Дети. Сено.

Воспитатель. Какое оно?

Дети. Жесткое, желтое, сухое.

Воспитатель. Чем пахнет?

Дети. Летом травой.

Воспитатель. Для кого оно?

Дети. Для коровы, козы, лошади, овцы, барана, кролика.

(Воспитатель достает из корзины варежки и носки.)

Воспитатель. Что это?

Дети. Варежки, носки.

Воспитатель. Интересно, кто их вяжет.

Дети. Бабушки, мамы.

Воспитатель. А из чего их вяжут?

Дети. Из шерсти.

Воспитатель. А для чего их вяжут?

Дети. Чтобы было тепло.

(Воспитатель достает из корзины кувшин с молоком.)

Воспитатель. Что это?

Дети. Молоко.

Воспитатель. Кто нам дает молоко?

Дети. Корова, коза.

Воспитатель. У меня коровье молоко, хотите попробовать?

(Дети пьют молоко.)

Воспитатель. Какое оно?

Дети. Белое, вкусное, полезное.

Воспитатель. А что делают из молока?

Дети. Творог, сметану, сыр, йогурт и т.д

Воспитатель. А знаете ли вы, что на молоке можно еще и рисовать. Хотите попробовать. (Воспитатель наливает в тару молоко. Капает красную и черную тушь. С середины капли палочкой проводит линию. Дети пробуют сделать узор.)

Воспитатель. А теперь давайте отдохнем. Ложитесь поудобнее, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу. Вы лежите на зеленой травке, на  мягкой  зеленой травке. Над вами склоняет головку полевой цветок, вы вдыхаете его аромат. Слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Прекрасный солнечный теплый день. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук. Вам хорошо, приятно. Теперь потянитесь и насчет «три» откройте глаза. Раз-два-три.  Вы хорошо отдохнули. Мы снова в детском саду, у нас бодрое настроение. Давайте возьмемся за руки, еще раз улыбнемся друг другу. Пусть это настроение и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня.