Доли

№ 135

Диляра БАГАВЕЕВА,

учитель начальных классов квалификационной категории средней школы №124 г. Казани 

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с чтением и записью дробей.

Задачи:

образовательные: закрепить навыки сравнения долей, нахождения доли числа и числа по доле;

развивающие: развивать логическое мышление, математическую речь, навыки устного счета, память, восприятие;

воспитательные: воспитывать аккуратность, любознательность, доброе отношение к своим одноклассникам, своей семье.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

познавательные: формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;

регулятивные: развитие умения ставить цели, выдвигать гипотезы, контролировать и оценивать свою деятельность;

личностные: развитие памяти, воображения, внимания, логического мышления, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников;

коммуникативные: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.

Тип урока: урок-закрепление.

Методические приемы: работа в группах, беседа о понимании деления предмета на равные части – доли.

Оборудование: компьютер, презентация, учебник, тест для самостоятельной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет вам нужные знания для реальной жизни и вы сможете с успехом их применять.

II. Актуализация знаний

Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит много потрудиться. Мы с вами закрепим ранее изученный материал и подготовимся к контрольной работе. А чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке, вы мне скажите чуть позже.

А сейчас разгадаем кроссворд. (Слайд 2)

С       П
У   П   Л
М Д Е   О
М Е Р   Щ
А Л И С А
  И М А Д
  М Е Н Ь
  О Т Т  
  Е Р И  
      М  
      Е  
      Т  
      Р  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Как называется результат действия сложения? (Сумма)

2. Как называется неизвестное число: х:6=42? (Делитель)

3. Сумма длин сторон прямоугольника, называется … (периметр).

4. 1… =10 мм. Назови пропущенное слово. (Сантиметр)

5. Это формула нахождения  = a b. (Площадь)

Учитель. Найдите в кроссворде имя девочки, которая поможет нам провести урок. (Алиса)

III. Постановка проблемной ситуации

Учитель. Ребята, вы любите ходить в гости? Когда приглашают гостей к чаю, красиво накрывают стол. Что ставят на стол?

Учащиеся. Ставят красивую посуду, конфеты, пряники, печенье, фрукты. (Слайд 3)

Учитель. Посмотрите, как красиво накрыли на стол. Что вы здесь видите? (Дети называют предметы, поставленные на стол.) В вазе лежат фрукты. Один из этих фруктов любила Алиса. Мы сможем отгадать название этого фрукта, если найдем значения выражений. (Слайд 4)

Устный счет

6х4= …

75–24= …

3х9= …

81:9= …

36+56= …

64:8= …

0х4= …

1х12= …

51 27 24 92 9 0 8 12
п е а ь л и с н

 

Учитель. Какое слово у нас получилось? Какой же фрукт любила Алиса больше всего?

Учащиеся. Апельсин.

Учитель. Посмотрите на слайд. Что это? (Апельсин) (Слайд 5)

– На сколько частей разделили апельсин? (На две)

– Как называется каждая часть? (1/2)

IV. Определение темы и цели урока

Учитель. Теперь вы можете сказать, что мы будем сегодня повторять, какова тема нашего урока?

Учащиеся. Доли. (Слайд 6)

Учитель. Сегодня мы с вами будем сравнивать доли, будем решать задачи на нахождение доли числа (часть) и числа по доле (целое).

V. Работа по теме

Учитель. Подумайте и скажите, какая доля больше: ½ или ¼? Почему?

Учащиеся. Чем больше частей, тем меньше каждая часть. (Слайд 7)

VI. Закрепление

– Как называется запись доли? (Дробь)

– Как называется верхняя часть дроби? (Числитель) А нижняя? (Знаменатель)

– Что обозначает знаменатель в записи дроби? (На сколько частей разделили предмет.)

– Что обозначает числитель? (Сколько частей взяли.)

– Посмотрите на экран. К нам пришли гости. Кто это? (Ребята) Давайте их угостим шоколадкой.

– На сколько частей нужно разделить шоколадку? (На три части)

– Какую долю получит каждый гость? (1/3) (Слайд 8)

– Запишите дробь. Проверьте себя. (На экране)

– А вот еще гости подошли, давайте и их угостим шоколадкой. Сколько детей подошли? (6)

– На сколько частей  разделим шоколадку? (6 гостей, значит на 6 частей)

– Какую долю получит каждый гость? (1/6)

– Запишите дробь. А теперь давайте сравним доли. Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили? (1/3 больше, чем 1/6)

– Но ведь 3 меньше, чем 6? (1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому разделили на 6 частей.)

Вывод. Чем больше частей, тем меньше каждая часть.

VII. Применение новых знаний (работа в группах)

Учитель. А сейчас смотрите на экран и записывайте доли.

Мышь пригласила подругу полакомиться сыром. Какая доля досталась каждой мышке? Запишите. (1/2)

– А вот прибежали еще две мышки и с ними пришлось делиться. Сколько теперь частей у мышек? Запишите, какая доля у каждой мышки. (1/4) (Слайд 9)

– На запах сыра прибежали еще мыши. (Слайд 10) Придется для них еще головку сыра достать. На сколько частей надо поделить сыр? (На 8) Запишите, какая доля досталась каждой мышке.

Учитель. Проверьте себя. (Слайд 11)

½, ¼, 1/8

– Какая из этих долей будет самая большая по размеру?

– Какая самая маленькая? Давайте проверим. (На экране под записью появляются кусочки сыра для зрительного сравнения.)

– Какой мы можем сделать вывод? (Чем больше частей, тем меньше каждая часть.)

Индивидуальная работа. Запишите доли в порядке возрастания (I вариант) 1/6, 1/14, ½, 1/8, 1/10, 1/5, 1/12.

убывания (II вариант). (Слайд 12)

Взаимопроверка (Слайд 13)

I вариант: 1/14, 1/12, 1/10, 1/8, 1/6, 1/5, ½.

II вариант: ½, 1/5, 1/6, 1/8, 1/10, 1/12, 1/14.

Физминутка

Учитель. А теперь посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось? (9) (Слайд 14)

– А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля? (1/9)

– А сейчас решим задачу: «Алиса решила угостить своих друзей тортом. Она разделила торт на 9 равных частей. Площадь 1/9 части торта равна 3см². Чему равна площадь всего торта?»

Запишите решение. (3*9=27см²)

Ответ: площадь торта равна 27 см².

– Составьте обратную задачу. (Площадь торта 27 см². Чему равна 1/9 часть торта?)

Запишите решение. (27 : 9 = 3 см²)

Ответ: 1/9 часть торта равна 3 см².

– Чем похожи и чем отличаются задачи?

– Что мы находили в первой задаче? (Целое, т.е. число по доле.)

– Что мы находили во второй задаче? (Часть, т.е. долю от числа.)

Самостоятельная работа по карточкам (тест) (Слайды 15 – 18)

Проверка. Выпишите буквы ответов, которые вы выбрали. Какое слово у вас получилось? (Сникерс)

Учитель. У кого получилось это слово? (Учащиеся получают оценку «5»)

Сегодня на уроке вы старались и много работали. Я вас всех угощаю батончиками СНИКЕРС. Этот батончик вам нужно будет дома разделить между членами вашей семьи. А завтра вы мне сообщите: какую часть батончика получил каждый член вашей семьи.

VIII. Итог урока

Учитель. Ну что же, наше математическое чаепитие закончилось. Пора уходить. Нужно поблагодарить хозяев. (Слайд 19)

– Расскажите им, что вам больше всего понравилось делать в гостях? Что вы узнали нового?

– Что такое доля?

IX. Рефлексия

Учитель. Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальной карточки. Если вы все поняли, поднимите красную карточку, если не совсем разобрались в долях – синюю. Завтра мы еще поработаем с темой «Доли», чтобы лучше запомнить. Будем учиться решать задачи с долями и те, кто чего-то не понял, завтра обязательно поймут.

X. Домашнее задание

1. Разделить сникерс между членами семьи, записать какую долю получил каждый.

2. Составить два задания по образованию и сравнению долей.