Добрый дятел
№166
Конспект образовательной деятельности по звукопроизношению с детьми подготовительной к школе логопедической группы.
Светлана ИЛЮХИНА,
учитель-логопед детского сада № 6 «Звездочка» г. Азнакаево
Светлана ДРЫГИНА,
учитель-логопед детского сада № 6 «Звездочка» г. Азнакаево
Программное содержание:
Цель: Совершенствование владения речью как средством общения.
Коррекционные задачи: совершенствовать умение употреблять звуки «Д» и «Дь» в словах и фразах.
Образовательные задачи: систематизировать знания о согласных и гласных звуках; расширять активный словарь; формировать звуковую аналитико – синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте; формировать представления об объектах окружающего мира.
Развивающие задачи: развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь – умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; совершенствовать фонематический слух; развивать воображение и творческую активность; развивать психические процессы — внимание, память, мышление.
Воспитательные задачи: воспитывать культуру речевого общения — совершенствовать умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.
Материал: интерактивная доска, проектор, ноутбук, усилители звука, стулья по количеству детей; предметные картинки; раздаточный материал: деревянные и пластиковые палочки, трубочки – для схематического изображения буквы.
Предварительная работа: беседы, рассматривание презентаций, слайдов, выполнение заданий mimio studio, Power point.
Планируемый результат: дети научились правильно выговаривать звуки Д и Дь в словах, фразах; умеют выделять звуки Д и Дь из потока согласных звуков; расширился словарный запас; у детей совершенствовался фонематический слух; сформировались предпосылки к обучению грамоте; сформировались представления об объектах окружающего мира; развилось воображение и творческая активность; психические процессы — внимание, память, мышление слали намного глубже.
Ход занятия.
I часть – вводная. Дети входят в группу, встают полукругом вокруг логопеда.
II часть – основная. (Логопед предлагает прислушаться к звукам).
(Слайд № 1).
Логопед: — Ребята, прислушайтесь внимательно к этим звукам. Как вы думаете, кто может издавать такие звуки? (Ответы).
— Правильно, ребята, это дятел стучит по дереву. Посмотрите на дятла, какой он красивый, нарядный.
— Кто стучит в лесу глухом
Громко, словно молотком?
Пёстрый вид его приятен,
В красной шапке – это дятел.
— Для чего дятел стучит по дереву? (Ответы).
— Правильно, дятел ищет жучков и червячков под корой дерева, для того, чтобы прокормиться.
— Ребята, я предлагаю вам ненадолго превратиться в дятлов и попробовать издать такой же звук. Давайте все вместе изобразим дятла. Д – Д – Д…
Это были взрослые дятлы. Теперь изобразим маленьких птенцов: Дь – Дь – Дь…
— А сейчас садитесь на стулья, чтобы всем было удобно (дети садятся на стулья перед интерактивной доской). (Слайд № 2. Звучит «голос» дятла):
— Здравствуйте, ребята. Я – Добрый Дятел Тук-Тук и хочу с вами поиграть. Вы согласны? … Ну, тогда начнем.
— Игра называется «Дразнилки». Повторяем чистоговорки, при этом правильно произносим звуки Д и Дь. (Слайд № 3).
Да – Да – Да, Да – Да – Да,
В огороде лебеда.
Ду – Ду – Ду, Ду – Ду – Ду,
Дети бегают в саду.
До – До – До, До – До – До,
Там увидели гнездо.
Ди – Ди – Ди, Ди – Ди – Ди,
Ты по луже не ходи!
Да – Да – Да, Да – Да – Да,
Ой! Холодная вода!
— Следующая игра называется «Я внимательный». Хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком Д, топните ногой, когда услышите слово со звуком Дь:
— Дом, дерево, дуб, дым, диплом, девочка, дорога, дятел, десять.
— Поиграем с мячиком. Игра называется «Один – много». Я называю один предмет, а вы возвращаете мне мяч и говорите много предметов:
— Дом – дома
Дерево – деревья
Диван – диваны
Дятел – дятлы
Подарок – подарки
Поделка – поделки
Садик – садики
Индюк — индюки
— Игра называется «Что лишнее?» (Индивидуальные ответы детей).
— Рома, подойди к доске и скажи, какой предмет лишний и почему? (Слайд № 4 – дом, дым, дорога, дерево, слайд № 5 –радуга, ягода, дыня, кеды).
— А теперь поиграем с пальчиками (Слайд № 6).
На поляне дом стоит. (Пальцы обеих рук соприкасаюсь, локти разведены, — «крыша»).
Ну, а к дому путь закрыт. (Обе руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие пальцы вверх — «ворота».)
Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются параллельно друг другу).
В этот домик приглашаем. (Хлопаем в ладоши).
— Ребята, я вам прочитаю стихотворение. Вы смотрите на картинки и постарайтесь запомнить это стихотворение (Слайд № 7 — мнемотехника).
-Дятел носом-долотом
Дуб долбил и строил дом.
Деревянный, тёплый дом,
Долго жить он будет в нём!
(На столе лежат предметные картинки, логопед предлагает подойти к столу).
— Ребята, поиграем в игру «Подскажи словечко». Нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звуки Д и Дь. Покажите свои картинки.
— Хорошо. А теперь поиграем в «Жадину». Каждый ребенок называет свое слово и добавляет слова «мой», «моя», «моё», например: «Мой дом, моя деревня, мое дупло» (индивидуальные ответы детей).
Физминутка «Добрый жук». Выполнение движений в текст песни.
(дети подходят к столу с предметами).
— Буква есть одна такая,
Нам она напомнит дом.
Крыша тоже есть простая,
Буквой «Д» её зовем.
— Ребята, на столе лежат разные предметы. Выберите любой предмет и выложите из него букву Д.
III часть – заключительная.
— Ребята, вы сегодня познакомились со звуками Д и Дь, буквой Д, узнали много нового и интересного. Что вам больше всего понравилось на занятии? О чем вы расскажете дома своим родителям? (Ответы).