Добрые эльфы
(Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста)
Наиля АРКИЛОВА,
воспитатель детского сада № 212 г. Казани
Цель: создание благоприятного эмоционального настроя на участие в волонтёрском движении на примере помощи бездомным животным.
Задачи:
– продвигать идеи волонтёрства и поддержки волонтерских инициатив в детском саду;
– активизировать словарь детей, развивать связную речь и мышление;
– выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными.
Сроки: долгосрочный (учебный год).
Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители воспитанников, социум.
Актуальность. В настоящее время одни из самых популярных и широко обсуждаемых тем – это волонтерское движение и бездомные животные. Мы решили связать эти две темы вместе.
Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребёнка дошкольного возраста. Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу. Вовлекая ребёнка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, мы, взрослые развиваем в нём чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждаем к сочувствию, воспитываем готовность помогать делом.
Мы провели опрос среди воспитанников группы, и оказалось, что почти в каждой семье есть домашние животные – собаки, кошки, аквариумные рыбки, хомячки, черепашки, кролики. И мы общим решением педагогов и родителей воспитанников, организовали в группе проект «Добрые эльфы».
В ходе реализации проекта мы использовали следующие формы работы:
– беседы;
– наблюдения;
– художественно-творческая деятельность;
– разучивание песен, стихов, потешек, загадок;
– чтение художественной литературы;
– сбор информации, выпуск листовок и стенгазеты;
– работа с родителями.
План работы
Сроки | Деятельность | Задачи | Участники |
Ноябрь | Беседа на тему: «Мы в ответе за тех, кого приручили». | Воспитывать чувство ответственности, выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными | Дети средней группы, педагоги |
Декабрь | Беседа на тему: «Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек…»
Чтение стихотворения А.Я. Яшин «Покормите птиц зимой…» |
Воспитывать у детей бережное отношение, чувства сопереживания к птицам, желание помогать
Конкурс «Столовая для птиц» Сбор корма для птиц |
Дети, родители, педагоги |
Январь | Беседа на тему: Почему собаку называют другом человека?» | Познакомить детей с породами собак, с их пользой для людей.
Развивать любознательность |
Дети, педагоги |
Февраль | Беседа: «Зайку бросила хозяйка»
«Наши любимые питомцы» (коллаж) |
Рассказать детям как помочь животному, попавшему в беду. Воспитывать гуманное отношение к животным.
|
Дети, педагоги,
родители |
Март | Рисование «Домик для птиц»
Акция: «Скворечник делаем с папой» |
Воспитывать желание помогать птицам. Воспитание трудолюбия | Дети, родители, педагоги |
Апрель
Май |
Беседа «Откуда берутся бездомные животные»
Игровая программа «Гав и Мяу»! Благотворительная акция «Твори добро своими руками» |
Воспитывать в детях милосердие, ответственность, сострадание и любовь к животным
Итоговое мероприятие
Сбор корма для бездомных животных, посещение с родителями приюта для бездомных животными |
Дети, родители, педагоги |
В рамках благотворительной акции «Твори добро своими руками» провели итоговое совместное мероприятие с детьми и родителями «Гав и Мяу», на котором звучали песни о животных, сценка о бездомных животных, проводились игры, давалась познавательная информация. На итоговом занятии устроили выставку мягких игрушек «Кошечки и собачки — наши друзья».
Родители группы приняли активное участие в благотворительной акции. Собранные корма, чистящие средства и деньги были переданы в приют для бездомных животных в Столбищах. Сотрудники приюта выразили большую благодарность маленьким волонтерам за оказанную помощь.
«Мы в ответе за тех, кого приручили», – говорил знаменитый Маленький Принц. Это высказывание стало девизом мероприятия «Гав и Мяу», на тему «Братья наши меньшие».
Сценарий мероприятия «Гав и Мяу» в рамках благотворительной акции «Твори добро своими руками»
Цель: способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним питомцам, ответственности, милосердия.
Задачи:
– закреплять знания детей о домашних питомцах;
– развивать речь, мышление, любознательность, воображение;
– формировать активную жизненную позицию, воспитывать ответственность за животных, которых приручили.
Оборудование: мягкие игрушки – «Кошки» и «Собаки»
Ход мероприятия
(Звучит песня «Не дразните собак». Дети заходят в зал, садятся на стулья.)
Организационный момент
Ведущий.
Доброта! Какое слово!
С детства нам оно знакомо.
Если добрым хочешь стать,
Всем обязан, помогать.
Добрые везде нужны,
Дела поступки их важны.
Мы рады приветствовать вас на акции добрых сердец и отзывчивых душ, посвященную братьям нашим меньшим.
Подскажите, дети, а кого мы называем «Братья наши меньшие?» (Ответы детей.)
Песня «Про котенка и щенка»
Ведущий. Однажды я шла по улице и услышала такой разговор…
Сценка «Разговор с кошкой» по А.Дмитриеву
Однажды я встретил бездомную кошку:
– Как ваши дела?
– Ничего, понемножку.
– Я слышал, что вы тяжело заболели?
– Болела.
– Так значит, лежали в постели?
– Бездомной, мне некуда ставить постель.
– Как странно, не думал, что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным.
Вы слышите, кошка, пойдёмте со мной.
Темнеет, и, значит, пора нам домой.
Мы шли с ней по улице гордо и смело –
Я молча, а кошка тихонечко пела.
О чём она пела? Возможно, о том,
Что каждому нужен свой собственный дом.
Ведущий. Ребята, как вы думаете, кто такие бездомные животные? (Ответы детей.) А почему животные оказываются на улице? Как им там живется? Кто в этом виноват? Кто может помочь бездомным животным? (Дети предполагают помощь, которую можно оказать бездомным животным.)
Ведущий. В нашем городе насчитывается несколько тысяч бездомных кошек и собак. Многие заводят четвероногих животных, а потом, наигравшись, выкидывают их на улицу. Брошенная собака или кошка всегда на совести хозяина. Постарайтесь не делать так никогда. Мы в ответе за тех, кого приручили!
Ведущий. Сегодня мы предлагаем вам, ребята, стать ближе к нашим четвероногим друзьям. Поэтому предлагаем вас принять участие в нашей игровой программе «Гав и Мяу»!
– Наши девочки будут кошечками. Давайте заявим о себе, громко прокричав «Мяу-мяу».
– А наши мальчики будут песиками? Предлагаю громко крикнуть «Гав-гав!».
Подвижная игра «Котята и щенята»
Ходят кошки по дорожкам,
Прыг за кустик, прыг в траву,
Вот крадутся тихи, тихо
Птичек ловят на лету.
Вот присели, притаились,
За букашками следят.
А песики в это время за кошечками следят.
Вот залаяли громко – громко Гав-Гав
И догонят всех сейчас.
Игра «Отгадай загадку»
- Заворчал живой замок, лег у двери поперек.
Две медали на груди, лучше в дом не заходи. (Собака)
- Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка.
Днем спит, ночью бродит,
На охоту ходит. (Кошка)
– О ком можно сказать: ловкая, быстрая, гибкая? (Кошка)
– О ком можно сказать: преданная, умная, помощница? (Собака)
– Сторожит, грызет, лает, кто это? (Собака)
– Мяукает, лакает, царапается, кто это? (Кошка)
Ведущий. Молодцы, ребята!
Конкурс «Назови кличку»
(Дети по очереди называют клички животных.)
Игра «Накорми домашнее животное»
Ведущий: В нашем городе есть специальные приюты. Там животных кормят, лечат, а затем находят для них новых хозяев.
Мы встанем на защиту «братьев меньших»,
В обиду ни за что их не дадим!
Любовь подарим кошке и собаке.
Ведущий. Мы желаем вам, чтобы вы открыли свои пока еще маленькие, но чуткие сердца, чтобы они всегда были наполнены любовью к братьям нашим меньшим. В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Она нужна и вам самим, и вашим родным, друзьям и животным.
Никогда не бросайте животных!
Общий танец
Все дети.
Сегодня всем хотим сказать –
Животным надо помогать,
Делиться с ними пищей,
А лучше приютить!
Четвероногий друг вас будет
Всю жизнь свою любить.