ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Р]-[Л]

 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Р]-[Л]

 

(КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ  В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ)

 

Гулия МИННИХАНОВА,

учитель-логопед

детского сада №273

г. Казани

 

Аннотация. В статье подробно описаны все этапы логопедического занятия в подготовительной группе на тему «Дифференциация звуков [Р] – [Л]. Гостями занятия стали герои из мультфильма «Смешарики»  Крош и Лосяш. Занятие включает в себя упражнения на развитие речевого выдоха, фонематического слуха и восприятия, крупной и артикуляционной моторики.

Ключевые слова. Логопедическое занятие, дифференциация, фонематическое восприятие, речевой выдох.

 

Цель занятия. развивать навыки дифференциации звуков [Р] – [Л] по акустическим и артикуляционным признакам изолированно, в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • сравнить артикуляцию и характеристики звуков [Р] – [Л]
  • закрепление правильного произношения звуков [Р] – [Л] изолированно, в слогах, в словах и предложениях
  • учить определять количество слогов в слове.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического слуха
  • развитие крупной моторики
  • развитие звукового анализа и синтеза
  • развитие мышления.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание самостоятельности и контроля за собственной речью.
  • формирование положительной мотивации на занятии.

Оборудование. интерактивная доска, презентация, зеркала настольные, «волшебная палочка», квадратики из картона зеленого, синего и красного цвета (по несколько штук всех цветов на каждого ребенка).

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед. Чтобы язычок размять, нужно с гимнастики начать! (Упражнения: «Часики», «Качели», «Блинчик», «Иголочка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибочек», «Чистим зубы», «Белка щёлкает орешки», «Трубочка – улыбочка»)

  1. Организационный момент

Логопед. К нам сегодня на занятие пришли гости, посмотрим, кто же это? (На презентации появляются изображения Кроша и Лосяша из мульфильма «Смешарики»)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ      

  1. Характеристика звуков [Р], [Л]

Логопед. Какой второй звук в слове «Крош»? ([Р]). Какой первый звук в слове «Лосяш»? ([Л]). Какой у нас звук [Р]? Согласный или гласный (Согласный) Где находится и что делает язык при произнесении звука [Р]? (Находится наверху и дрожит) Глухой или звонкий? (Звонкий) Твердый или мягкий? (Твердый) Квадратиком какого цвета мы обозначим звук [Р] (Синим). (Аналогично дети дают характеристику звуку [Л]).

Логопед. Крош и Лосяш хотят посетить всех своих друзей и приглашают нас с собой в путешествие. Отправимся в путешествие вместе с Крошем и Лосяшем? (Да)

  1. Развитие речевого дыхания

Логопед. Крош отправится в путешествие на мотоцикле, а Лосяш на самолёте. Когда поедет Крош, мы поможем ему и все вместе признесём протяжно Дрр… на одном выдохе, а когда полетит Лосяш, мы все вместе будем произносить протяжно Ллл… так же на одном выдохе. (На презентации Крош на мотоцикле перемещается с одной стороны презентации в другую и удаляется из виду, то же самое происходит с Лосяшем на самолёте)

  1. Игра «Волшебная палочка»

Логопед. Вот мы и доехали до Нюши (На экране появляется изображение Нюши с волшебной палочкой).

Логопед. У нее есть волшебная палочка, этой палочкой Нюша может превращать одно слово в другое, меняя при этом только один звук. Она передала нам эту палочку, давайте тоже посмотрим, как работает эта палочка (Логопед передает палочку ребенку, говоря ему слово со звуком Р или Л, ребенок, в свою очередь, делает взмах палочкой и меняет в слове звук [Р] на [Л], а звук [Л] на [Р])

Рожки – ложки

Рак – лак

Рама – лама

Город – голод

Игра – игла

Мир – мил

Рука – лука

Рожь – ложь

  1. Игра «Помоги Барашу»

Логопед. Вот мы с вами попали домой к Барашу (Появляется изображение Бараша, который грустный сидит на своей кровати, а вокруг валяются различные предметы (виноград, лук, лак, верблюд, лампа, журнал, вертолёт, велосипед); также в комнате Бараша стоит пустой шкаф с тремя полками).

Логопед. Бараш весь день сочинял стихи, и совсем не успел убраться в своей комнате. Поможем Барашу? (Да) Только у него есть правило уборки: предметы, в которые состоят из одного слова он кладет на нижнюю полку, с двумя слогами – на среднюю полку и с тремя – на верхнюю полку (Дети называют предмет, определяют количество слогов в слове, и отвечают полным предложением, куда положат эту вещь).

  1. Физкультминутка с Крошем

Логопед. Путь у нас очень долгий, поэтому крош предлагает нам всем вместе размяться (На экране появляется видео-разминка Кроша, дети повторяют движения Кроша).

  1. Игра «Подарки от Совуньи»

Логопед. Сейчас мы доехали до Совуньи (На экране появляется Совунья рядом со своим домом)

Логопед. Совунья у нас очень гостеприимная и подготовила подарки для Кроша и Лосяша. Но подарков оказалось очень много, поэтому Крош решил, что ему достанутся подарки, в которых есть звук [Р], а лосяш заберет подарки со звуком [Л] (Снизу на экране появляется изображение Кроша и Лосяша, а сверху картинки подарков, которые подготовила Совунья) (Дети определяют наличие звуков [Р], [Л] в слове и отвечают полным предложением, кто какой подарок заберёт) (Подарки: велосипед, роза, рыба, лампа, мармелад, руль)

  1. Упражнение «Обойди преграду»

Логопед: Вот на пути у нас преграда, и чтобы пройти дальше, нужно выполнить задание: составить звуковую схему слова «руль» (Дети берут папки, где у них находятся квадратики разных цветов; вспоминают, что твердый согласный звук мы отмечаем синим цветом, мягкий согласный – зелёным, а гласный звук – красным; по порядку дают характеристику каждому звуку и ставят нужный квадратик) (Ответ: Синий, красный и зелёный квадратик)

  1. Игра «Проверь Копатыча»

Логопед. Вот мы и попали к Копатычу. Оказывается, Копатыч решил заняться изучением звуков и букв. И придумал свои утверждения. Давайте проверим знания Копатыча (Каждый ребенок берет красный и зелёный квадратик. Если они думают, что утверждение Копатыча верное, поднимают зеленый квадратик, если думают, что оно ошибочное – красный квадратик)

Утверждения Копатыча:

Звуки мы пишем и видим (красный квадратик)

  • В слове «барабан» один звук Р (зеленый квадратик)
  • В слове «лампа» звук Л находится в середине (красный квадратик)
  • В слове «рука» звук Р – твёрдый (зеленый квадратик)
  • В слове «рыболов» нет звука Л (красный квадратик)
  • При произнесении звука Л язык вибрирует (красный квадратик)
  • При произнесении гласных во рту есть преграда (красный квадратик)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Итог занятия

Логопед. Вот и подошло к концу наше путешествие с Крошем и Лосяшем. Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) Какие звуки мы сегодня повторяли? ([Р], [Л]) Какие игры вам понравились больше всего? (Ответы детей)

Логопед. Ребята, а сейчас мы будем оценивать себя на сегодняшнем занятии. Поднимите большой палец вверх, если вы сегодня всё поняли, хорошо отвечали и соблюдали правила поведения, поставьте его горизонтально, если вы не до конца всё поняли, но очень старались, или большой палец вниз, если вы не поняли сегодняшнюю тему, не отвечали и нарушали правила прведения (Дети оценивают себя, логопед проверяет)

Логопед. Все молодцы, занятие окончено. До свидания!