Дифференциация звуков [Л] и [Ль]
(Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе)
Лилия ЛУТФУЛЛИНА,
учитель-логопед детского сада №21 «Сандугач» г. Азнакаево
Цели:
коррекционно-образовательные:
– учить детей сравнивать звуки [Л]-[Ль] по акустико-артикуляционным признакам;
– формировать словарь по теме «Животные весной»;
коррекционно-развивающие:
– развивать у детей мыслительную деятельность;
– учить дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях;
– развивать звонкость голоса;
– развивать мимические мышцы;
– развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
– учить координировать речь с движениями;
коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей самостоятельность и навыки самоконтроля за речью.
Оборудование: картинки, в названии которых присутствуют звуки [Л], [Ль]; синие и зеленые флажки; наборы для составления схем, разрезные азбуки, зеркала, рабочие листы.
ИКТ: компьютер, мышка беспроводная, проектор, презентация «Звуки [Л]-[Ль]».
Ход занятия
- Организационный момент
Логопед. Встанет в круг тот, кто назовет животных со звуками [Л]-[Ль]. (Дети называют животных.)
- Развитие общей и мелкой и артикуляционной моторики
Развитие общей моторики:
Логопед. Что сделать, чтобы вырос красивый цветок? (Выполнение движений по тексту.)
Землю лопатой нужно взрыхлить.
Бережно семечко посадить.
Что семечку нужно, чтоб прорасти?
Дождику нужно почаще идти!
Семечко чистой водички напьется,
Стебель из семечка к солнцу пробьется!
Солнце цветкам помогает расти.
К солнышку тянется стебелек,
И за листком вырастает листок.
Вот и прекрасный цветок распустился.
Солнце и дождик и руки мои
Вместе цветку подрасти помогли. (И.Лопухина) (Слайд 2)
Развитие мелкой моторики:
После зимней спячки,
Проснулся мишка косолапый:
Тихо шагает,
Кости разминает. (Четыре пальца вертикально, средний согнут – это голова медведя.) (Слайд 3)
Работа по развитию артикуляционной моторики:
– для губ: «хоботок» (зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке [У]);
– для языка: «киска сердится» (улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы). «Грибок» (улыбнуться, обнажив зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей полостью к небу, широко его открыть.) «Вкусное варенье» (слегка приоткрыть рот, широким переднем краем языка «слизать варенье» с верхней губы сверху вниз, но не из стороны в сторону, и спрятать язык. Губы и нижняя челюсть не двигается).
– для щек: «футбол» (рот закрыт. Кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувать «мячики»). (Слайд 4)
Развитие мимических мышц: удивление; радость; испуг; грусть; сердитое лицо.
Работа над дыханием: автоматизация нижнедиафрагмального дыхания.
Вот как шарик надуваем,
А рукою проверяем. |
Вдох |
Шарик лопнул – выдыхаем.
Наши мышцы расслабляем! Дышится легко, ровно, глубоко… |
Выдох |
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте
- Объявление темы.
Логопед. Ребята, сегодня на занятии мы будем различать два ранее изученных звука [Л] -[Л’]. Посмотрите на экран проектора.
От картинки со звуком [Л] проведи линию к девочке с именем Мила, а от картинки со звуком [Ль] в названии – к мальчику с именем Лёва. (Слайд 5)
- Акустико-артикуляционный образ звуков. (Демонстрируются артикуляционные профили, акцентируется внимание различия положений органов речи (языка) при произношении звуков.) (Слайд 6)
Логопед. Перед вами два теплохода, которые звучат по-разному.
Большой теплоход гудит [Л] – так как согласный, твёрдый, звонкий звук. Посмотрите на профиль артикуляции звука и вместе произнесём. С начала громко и твёрдо [Л], как будто теплоход близко, а затем тише и тише теплоход удаляется.
Дети. Л……л.
Логопед. Маленький теплоход гудит [Л’] – так как согласный, мягкий, звонкий звук. Посмотрите на профиль артикуляции звука [Л’] и вместе произнесём. Сначала тихо и мягко, а затем громче и громко.
Дети. л’….Л’.
Логопед. Познакомитесь – эта Мила и Лёва. Они заблудились в лесу и просят помощи. Ребята давайте поможем им найти дорогу домой. Для того, чтобы Лева и Мила нашли дорогу домой, нужно выполнить задания. (Слайд 7)
- Развитие фонематического слуха.
Задание № 1
На звук [Л] – поднять синий флажок. На звук [Ль] – зеленый.
Звуки: Л, Л’, Л, Л’, Л, Л’, Л’, Л, Л’, Л, Л.
Слоги: ла, ля, лё, ло, лу, лю, лы, ли, ле, лэ.
Слова: лак, люк, лук, лик, лыко, лава, лень, Лена, лыко, ложь, лёд, лиса.
Логопед. Молодцы! Первое задание выполнено.
- Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
Задание №2
Игра «Скажи наоборот».
(Дети заменяют звук [Л] на [Ль] и наоборот.)
Ло – ля лю – лу ло – лё
Ли – лы лы – ли лэ – ле
Логопед. Отлично! Вы помогли ребятам, выполнив второе задание.
Задание №3
Игра «Составь слово».
(Звуки разбежались и нужно собрать их в слова.)
Ль, С, А, И – (лиса) В, К, О, Л – (волк) (Слайд 8) Печатать слова лиса, волк в тетрадях после составления их из букв разрезной азбуки. (Во время выполнения задания логопед помогает детям, нуждающимся в помощи, и просит назвать место звука [Л] или [Л’] в слове, дополнительным заданием может быть перечисление звуков по порядку в слове.) Определите, какой звук в первом слове [Л] или [Ль], а во втором? (Выкладывание схемы слов из цветных фишек.)
Задание №4
Работа над деформированной фразой. Составление схемы предложений.
Логопед. Ребята, из данных слов нужно составить правильное предложение. (Опрос детей, выслушивание вариантов предложения при этом необходимо следить за правильным произношением звуков. Выкладывание схем предложений на доске коллективно и на партах индивидуально.)
Олень, лось, и, леса, обитатели.
Лесной, на, расцвели, лужайке, ландыши. (Слайд 9)
Логопед. Замечательно выходит! Мила и Лева с вашей помощью выполнили еще одно задание.
- Физкультминутка
Гуси, гуси!
Га-га-га! Хорошо вам? Да-да-да! Ну летите веселей На лужок, да поскорей! |
Бегут, размахивая руками, словно крыльями. |
Прилетели, пошагали, | Ходят. |
Травку клювом пощипали, | Наклоняются вперед. |
Крыльями взмахнули, | Махи руками. |
Шею потянули. | Потягивание шеи, грудь вперед. |
(После физкультминутки дети возвращаются на свои места.) (Слайд 10)
Задание № 6
Громко, звонко повтори!
Ла-ла-ла – лопата и пила.
Ли-ли-ли – на лужайке зайцы бегали.
Лу-лу-лу – купили мы пилу.
Ле-ле-ле – лежит книга на столе. (Слайд 11)
Логопед. Замечательно! Вы отлично справились. Теперь Мила и Лёва еще быстрей найдут дорогу домой.
- Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Добавить одно общее слово к двум словам (тема «Растения и животные весной»).
Дерево, цветы весной (что делают?) … растут.
Ежик, медведь весной (что делают?) … пробуждаются.
Слабый, беззащитный (кто?) … заяц.
Растет, зеленеет (что?) … трава.
Волк, тигр (какие?) … голодные.
Появляются, распускаются (что?) … цветы.
Возвращаются, поют (кто?) … птицы.
Зайчата, лисята (что делают?) … резвятся.
Сажают, поливают (что?) … овощи.
Пчелы, муравьи (что делают?) … трудятся.
Логопед. Отличная работа. Давайте похлопаем себе. Мила и Лева с вашей помощью нашли дорогу домой.
- IV. Итог занятия и оценка работы детей. Рефлексия
Логопед. Кому мы сегодня помогли?
– Какие звуки мы сегодня учились различат? Дайте характеристику этих звуков.
Дети. [Л] – согласный, твёрдый, звонкий. [Л’] – согласный, мягкий, звонкий. Различали и называли.
Логопед. Назовите животных, которые весной пробуждаются от зимней спячки.
Дети. Насекомые, ёжик, медведь, а заяц и белка меняют шерстку.
- V. Домашнее задание
Повторить чистоговорку:
Ла-ла-ла – лопата и пила.
Ли-ли-ли – на лужайке зайцы бегали.
Лу-лу-лу – купили мы пилу.
Ле-ле-ле – лежит книга на столе.