Дидактические игры как средство развития сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста
№ 180
Алсира ИСМАИЛОВА, Лилия НУРИЕВА,
воспитатели детского сада 230 г. Казани
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей. Сенсорные эталоны это семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности; эталоны формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер. Первоначально, когда дети еще не владеют общепринятыми эталонными представлениями, выделение свойств идет с помощью соотнесения предметов между собой. Для того чтобы усвоить эталон, нужно иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и уметь пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в разных ситуациях. Из чего следует, что усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию), как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию. Освоение сенсорных эталонов не только значительно расширяет сферу познаваемых ребёнком свойств, но и позволяет отражать взаимосвязь между ними. Сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщённостью, так как в них закреплены наиболее существенные главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определённые системы.
Одним из наиболее эффективных средств сенсорных эталонов является игра, в том числе дидактическая. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой организации обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В целях сенсорного восприятия детей раннего возраста дидактические игры традиционно соединяют в себе несколько задач: развитие произвольного внимания, развития речи, накопление сенсорных впечатлений, формирование различных сенсорных эталонов. Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т.п
В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» . Игра это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.
По Ф.Фребелю, детская игра – «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к природе. В современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями по формированию у дошкольников сенсорных эталонов определенное место отводится занятиям иного характера, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятания и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата).
Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др.) позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов. Систематическая и планомерная работа по развитию у дошкольников сенсорных эталонов с помощью дидактических игр способствует развитию познавательной активности детей, помогает развивать их представления об окружающих предметах, учит выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа. Развивается речь детей.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребенок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.