Дидактическая игра ковробук «Веселый огород»

№ 209

(НОД для детей средней группы (4 – 5 лет)

Патима ДОЛДОЛОВА,

воспитатель детского сада №1 «Золотая рыбка» c. Куюки Пестречинского района
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогам приходится искать новый метод обучения, который соответствуют требованиям и целям обучения.
Данная дидактическая игра «Веселый огород» может использоваться педагогами дошкольных учреждений в работе с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Игру можно применять на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений, развитию речи.
Ковробук «Веселый огород» поможет детям легче запоминать названия фруктов и овощей.
Цель: формировать и совершенствовать у детей знания об овощах и фруктах, умение различать овощи и фрукты.
Задачи:
– закреплять обобщающие понятия «сад» и «огород», «овощи» и «фрукты». Закреплять понятия много – один. Расширять словарный запас;
– развитие познавательного интереса;
– развивать речь, мелкую моторику, фантазию, воображение, логическое мышление;
– воспитывать уважение к труду.
Содержание ковробука
Ковробук представлен в виде макетов овощей и фруктов, выполненных из фетра, и коврика. Игры, представленные в ковробуке готовы к использованию в практике работы с детьми.
Варианты игр с ковробуком

1. Игра «Собери урожай».
Цель: познакомить с названиями овощей.
Правила игры: необходимо собрать все овощи. Собирать овощи с грядки прищепкой и складывать в корзиночку.
2. Игра «Что растёт в саду, огороде?».
Цель: развивать умение действовать по сигналу быстро; воспитывать честность при выполнении правил игры.
Правила игры: по сигналу взрослого дети отбирают овощи и фрукты. Выигрывает тот, кто правильно распределил где растут фрукты и овощи.
3. Игра «Где растёт?».
Цель: формировать представления детей о месте произрастания овощей (в земле, на земле, на дереве); развивать умение различать овощи, фрукты, и место произрастания; отрабатывать употребление предлогов на, в, над.
Правила игры: давайте поможем Зайке разобраться: где растут разные овощи? (в земле, на земле, над землей или на дереве).
Называем овощи по порядку, а дети отвечают, где растёт тот или иной овощ.
4. Игра «Посчитай сколько».
Цель: учить считать в пределах 5.
Правила игры: на грядках посажено большое количество овощей (например, моркови), рядом на другой грядке одна свекла (огурец, помидор). Воспитатель задает вопросы: сколько моркови? А сколько помидор? (Один – много).
5. Игра «Назови признаки».
Цель: учить детей согласованию существительных и прилагательных.
Правила игры: воспитатель показывает поочередно овощи, дети подбирают к ним прилагательные и выкладывают на грядку.
Огурец (какой?) – колючий, зеленый, длинный, вкусный.
Морковь (какая?) – вкусная, оранжевая, длинная, сладкая, твердая.
Помидор (какой?) – красный, круглый, вкусный, сочный.
6. Игра «Больше, меньше или равно».
Цель: учить сравнивать равное и неравное количество предметов.
Правила игры:
1-й вариант игры. На одной грядке посажено 3 моркови, на второй грядке нужно посадить столько же свеклы, сколько посажено моркови.
2-й вариант игры. Ребенку дается задание посадить в лунки 4 моркови или другого овоща. Воспитатель задает вопрос: сколько лунок? Сколько моркови? Чего больше лунок и моркови? Ребенку дается задание сравнять количество лунок и моркови.
7. Игра «Угадай по описанию».
Цель: учить детей согласованию существительных с прилагательными.
Правила игры: воспитатель описывает один из плодов, дети угадывают что это, и ставят на место в коврике.
Зеленый, хрустящий, колючий (огурец).
Яркая, твердая, хрустящая, оранжевая (морковка).
Сочный, красный, круглый (помидор).
8. Игра «Отгадай и посади».
Цель: формировать умение отгадывать загадки об овощах, фруктах; развивать слуховое внимание; воспитывать интерес устному творчеству.
Правила игры: воспитатель загадывает загадки. Для того чтобы посадить растение, нужно отгадать загадку. Кто правильно отгадает, тот и посадит.
9. Игра «Доскажи словечко».
Цель: обогащение активного словаря существительными.
Правила игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.
– Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
– Солнышко светило чтоб , ярче зеленел … (укроп).
– Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
– От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
– Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
– Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
– Просит дедушка Федюшку: «Собери ещё …» (петрушку).
– Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
Данное пособие можно использовать в индивидуальных, подгрупповых занятиях и в самостоятельных играх детей.
10. Игра «Что растет в саду, огороде?»