Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста

 

Алсира ИСМАИЛОВА, Лилия НУРИЕВА,

воспитатели детского сада №230 г. Казани

Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации,  в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Помимо этого, речь помогает устанавливать взаимоотношения с другими людьми, в ней выражаются результаты познания и что самое главное она выступает важнейшим орудием интеллектуальной деятельности. Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В ней ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, а также развивающаяся потребность в общении. На протяжении дошкольного детства у детей складывается несколько различных видов игры. Особое место как раз занимает дидактическая игра.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом и формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего воспитания личности ребенка

Дидактические игры являются широко распространенным методом словарной работы. Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, только тогда, когда в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия.

Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры. В дидактической игре задача носит игровой характер и определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует их действия. Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал.

Результатом игры является решение игровой и дидактической задач, их решение является показателем эффективности игры.

Также, хочется отметить, что каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.

Словесные игры, то есть такие, в которых основное внимание уделяется речевому общению, словам и действиям, считаются самыми трудными из обучающих, особенно для младших дошкольников. Логическое и абстрактное мышление у детей младшего  возраста еще не сформировано, они мыслят на основе действий с предметами, непосредственно восприятия образов «здесь и сейчас». Однако в  младшем  возрасте возможны игры на основе речи. Нужно лишь подобрать соответствующие возможностям дошкольникам задания.

Словесные игры с детьми младшего дошкольного возраста бывают двух
видов: с опорой на речь и с частичным использованием наглядного материала или предметов. К играм первого вида относят: игры – «добавлялки», обыгрывание литературных произведений и фольклора, пальчиковые игры.

К словесным играм с использованием наглядного материала можно отнести такие игры как: «Большой-маленький», «Какой, какая, какие?», «Мамы и детеныши», «Найди пару», «Кто что делает?» и другие. Помощь в виде наглядного пособия сделает игру оживленнее, ярче и чуть доступнее для детского понимая.

Таким образом, при формировании и обогащении словаря детей, педагогами успешно используются все виды дидактических игр, как на занятиях, так и вне учебной деятельности.

Дидактические игры позволяют осуществлять развитие умений систематизировать и обобщать информацию, а также формировать необходимые знания, умения и навыки, которые способствуют развитию словаря и навыков разговорной речи дошкольников. Подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дидактические игры играют большую роль в обеспечении полноценного, гармоничного и всестороннего развития личности дошкольников. Поэтому, дидактическая игра является важнейшим средством развития и обогащения словаря младших дошкольников.

В младшем дошкольном возрасте, для развития их словаря, необходимо использовать разные методы словарной работы, одним из таких эффективных средств является дидактическая игра, которая играет важнейшую роль в лексическом развитии. Именно в этих играх, ребенок способен сформировать, закрепить и активизировать свой словарный запас. В современных дошкольных образовательных учреждениях, для формирования словаря младших дошкольников, педагоги активно используют такие виды дидактических игр как: игры с предметами, словесные и наглядно-печатные. Следует только отметить, что для успешного проведения дидактической игры, педагог должен тщательно провести подготовку к ее проведению, подобрать игровой материал с учётом индивидуальных возрастных особенностей детей и задачами словарной работы. Успех игры во многом зависит от настроения воспитателя, от правильности выполнения игровых действий и главное от наличия яркого, красочного, эстетически выразительного материала (предметы, иллюстрации, картинки). Наличие разнообразного, интересного, доступного материала имеет немаловажную роль

Речь является одной из важных составляющих в развитии каждого человека, она помогает взаимодействовать с другими людьми, а также положительно влияет на умственную деятельность. Речь определяется как процесс общения, опосредованный языком. Единицей же языка является слово. Отсюда следует, что слово является важной составляющей в развитии речи, а следовательно, если не будет многообразие слов в словарном запасе, то не будет и полноценной речи.