Диаграммы
№ 108
(Урок по математике в VI классе)
Рузиля ГАЛИЕВА,
учитель математики первой квалификационной категории Актанышской гуманитарной гимназии-интерната для одаренных детей
Планируемые образовательные результаты:
личностные:
– воспитание чувства любви к математике;
– уметь свободно, ясно и грамотно излагать свои мысли;
– использование для решения познавательных задач различных источников информации;
метапредметные:
– формирование умения самостоятельно организовывать собственную деятельность;
– оценивать её; развитие операции мышления;
– умение работать с различными источниками информации;
предметные:
– формирование умения строить различные диаграммы;
– научиться извлекать и анализировать информацию, представленную в виде диаграммы.
Задачи урока:
образовательные: дать представление о различных видах диаграмм, научиться извлекать и анализировать информацию, представленную в виде диаграммы;
развивающие: развивать исследовательские навыки, навыки педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения;
воспитательные: воспитывать любовь к математике, формировать мотивацию к самосовершенствованию.
Этапы деятельности | Деятельность педагога с указанием технологий, техник, методов, приемов | Деятельность учащихся | ЭОР | ||||||||||||||||||||||||||||||
Формирование потребности | Приветствие. Просмотр видео ролика.22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны германские войска вероломно напали на нашу страну. Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой кровопролитной войны.
4 года войны, 1418 дней беспрерывного народного подвига, 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России. Конечно, о войне можно говорить много, но мы сегодня затронем только малую часть этой боли и горя. Я к вам пришла в гости, а у нас не принято ходить с пустыми руками. Поэтому я хочу раздать вам символ воинской доблести и славы георгиевские ленточки, и прошу вас относиться к ним с уважением, с патриотизмом. (Раздача георгиевских ленточек.) |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Смотрят видеоролик.Слушают. Прикрепляют друг другу георгиевские ленты | Видеоролик | ||||||||||||||||||||||||||||||
Формирование образа желаемого результата | Великая Отечественная война закончилась полной победой советского народа и его Вооруженных Сил. Но победа досталась нам очень трудно и стоила огромных жертв. Помимо 8 млн. потерь на полях сражений, советская страна понесла урон минимум в 16 млн. гражданских лиц. В одном только блокадном Ленинграде погибло от голода, холода и болезней около 800 тыс. человек. На оккупированных немцами Украине и Белоруссии было убито 4,8 млн. человек. Из них детей в возрасте до 14 лет более 150 тыс. человек. Крайняя жестокость, беспощадность к гражданскому населению были характерны для этой войны. До 4 млн. советских граждан погибло в немецком плену. Более 3 млн. умерло от ран в госпиталях и лазаретах во время войны или после её окончания. Миллионы гражданских лиц числятся пропавшими — они не вернулись из плена, без вести пропали на оккупированной территории.Такую объемную информацию можно представить более легким и наглядным способом. А именно с помощью диаграмм. Давайте посмотрим по слайду столбчатую диаграмму. Какую информацию несет эта диаграмма? Попробуйте каждый по ней составить какой-нибудь вопрос. Я вам даю 30 секунд | Слушают учителя. Составляют и задают вопросы по диаграмме | Презентация | ||||||||||||||||||||||||||||||
Восприятие и осмысление учащимися нового материала | Трудно ли было вам читать эту диаграмму? Диаграммы бывают разных видов: столбчатые, линейные, конусные, цилиндрические, круговые, объемные круговые, графические
Рассмотрим пример из открытого банка заданий ОГЭ и ЕГЭ по математике. Мы с вами научились читать диаграммы, а теперь попробуем их построить. Откройте тетради, запишите тему урока и дату. Наиболее трудным и трагическим периодом войны была блокада Ленинграда. Были введены хлебные карточки. Норма составляла 250 граммов хлеба. Муки не хватало, в хлеб добавляли мякину, отруби, целлюлозу.
Построим столбчатую диаграмму |
Слушают учителя. Работают фронтально, отвечают на вопросы. Контролируют, оценивают, корректируют ответы | Презентация | ||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | Устали? Встали. Великая Отечественная война длилась 1418 дней. Сумма цифр этого числа равна 14. Если вы согласны поднимите руки вверх, подтянитесь. Если нет, то присядьте на корточки. Каждый пятый, воевавший на полях Великой Отечественной войны, отмечен наградой. Всего же звание Героя Советского Союза присвоено 11681 воину. Число 11681 кратно 3. Если вы согласны, поставьте руки на пояс, если нет – потяните руки вперед. 2532 человека являются полными кавалерами ордена Славы. Число 2532 – составное. Вы согласны? Если да, то садитесь за парты. Иначе – хлопнете в ладошки. Спасибо | Выполняют физкультминутку | |||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление | (Работа в группах.) Дана таблица количества основной боевой техники и вооружения (в тыс. штук), находящихся в армии СССР по годам войны.
С помощью данных таблицы постройте столбчатую диаграмму. Первая группа –для танков и самоходных артиллерийских установок, вторая группа – для орудий и минометов, третья группа – для боевых самолетов, четвертая группа – по потерям военнослужащих. Делаем выводы |
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия в группе выполняют задания на новую тему | |||||||||||||||||||||||||||||||
Задание на дом. Анализ | Домашнее задание. Найти информацию и составить столбчатую диаграмму по количеству ветеранов-участников праздничных парадов г. Казани в честь юбилейных дат Великой Победы (1995, 2000, 2005, 2010 гг.). Найти информацию по количеству ветеранов Великой Отечественной войны и составить диаграмму по юбилейным датам | Задают вопросы по уроку, записывают домашнее задание | |||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | «6 шляп мышления»Всем вам большое спасибо все хорошо поработали | Отвечают на вопросы |